Выдающиеся ученые, писатели, поэты, художники — уроженцы Орловского края

Орловцы — видные ученые. Орловщина стала родиной многих видных деятелей науки, сыгравших большую роль в развитии различных областей знания

Значительный вклад в развитие русской педагогики внес замечательный русский математик Андрей Петрович Киселев (1852—1940). Он родился во Мценске в рабочей семье. Обучался в Орловской мужской гимназии, а по окончании Петербургского университета работал преподавателем математики, механики и черчения в Воронеже — сначала в реальном училище, затем в кадетском корпусе. Учебники Киселева по математике на протяжении почти 60 лет были настольной книгой учащихся средних учебных заведений как до революции, так и в советское время. Они выдержали десятки изданий. Главное их достоинство — простота и доступность для понимания школьниками всех основных вопросов математики.

Уроженцем Орловской губернии был известный русский педагог, автор знаменитого в свое время учебника физики Константин Дмитриевич Краевич. В течение 16 лет он вел преподавательскую работу в различных учебных заведениях Петербурга, в том числе в Инженерном училище, Горном институте, Морской академии. Итогом его деятельности стало написание учебников по физике, математике и астрономии, пользовавшихся большой популярностью. Учебник по физике выдержал более 10 изданий. Кроме того, Краевич занимался научными исследованиями, активно участвуя в заседаниях Российского физико-математического общества при Петербургском университете, был автором многих научных статей по различным вопросам физики.

Наиболее крупным деятелем медицины был уроженец Орловщины хирург Петр Иванович Дьяконов (1855 — 1908). По окончании Орловской гимназии и Медико-хирургической академии в Петербурге он одно время работал в Орловской губернской земской больнице, а с 1883 г. стал профессором Московского университета. Совместно с Н. В. Склифосовским Дьяконов основал и редактировал журнал «Хирургическая летопись» (1895 г.), в 1898—1908 гг. являлся редактором и издателем журнала «Хирургия». Ему принадлежат труды по онкологии, обезболиванию, особенностям послеоперационного ухода за больными.

Уроженцем Орловского края был один из самых ярких и самобытных деятелей русской культуры второй половины XIX в., крупный ученый-натуралист, философ, социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885). Он родился в селе Оберец Ливенского уезда в семье кавалерийского генерала, участника Отечественной войны 1812 г. Обучаясь на естественном факультете Петербургского университета, Данилевский увлекся научными исследованиями и в 1849 г. защитил диссертацию, получив звание магистра. Собирая материал для диссертации, он составил описание флоры Орловского края.

Данилевский был разносторонне одаренной личностью, оставив ощутимый след в развитии отечественной биологии, географии, статистики, политэкономии и социологии. Главный труд ученого — «Россия и Европа». Основная тема книги — судьба России, условия развития русского народа. Данилевский осуждал попытки слепого копирования достижений европейской культуры, утверждал, что Россия имеет свой самобытный путь развития. По мнению современников, работа Данилевского — «одна из самых умных книг, которые только появились на русском языке». В советское время имя ученого было предано забвению, но сегодня его труды вызывают возрастающий интерес как в нашей стране, так и за рубежом.

Среди орловских краеведов наиболее заметной фигурой был Гавриил Михайлович Пясецкий (1838—1900). Свыше 30 лет он преподавал гражданскую историю в Орловской духовной семинарии, пользуясь неизменным авторитетом у учеников. В 1874 г. он опубликовал «Исторические очерки города Орла» — первую работу, воссоздающую целостную картину развития города с момента его основания до второй половины XIX в. При создании книги автор использовал широкий круг источников — труды историков Татищева, Карамзина, Соловьева, летописи, устные предания, свидетельства старожилов. Пясецкий занимался изучением истории многих городов края — его перу принадлежат очерки истории Брянска, Ельца, Болхова, Ливен. Большое внимание краевед уделял развитию православной культуры на Орловщине. Его главный труд, законченный уже перед смертью, — «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей».

Знаменитые писатели, поэты — уроженцы Орловского края. Во второй половине XIX в. Орловский край дал целую плеяду литераторов мирового значения. К этому времени относится расцвет творчества И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, А. Н. Апухтина, начало литературного пути И. А. Бунина и Л. Н. Андреева.

Иван Сергеевич Тургенев. Во вторую половину XIX столетия И. С. Тургенев вступил уже известным писателем, автором «Записок охотника». После полуторагодичного пребывания в ссылке в Спасском-Лутовинове, куда он попал за антикрепостническую направленность своих рассказов, он получает разрешение на въезд в столицу. В Петербурге Тургенев вступает в круг писателей журнала «Современник» и продолжает активно сотрудничать с этим изданием. В 1850-е гг. в «Современнике» публикуются наиболее значительные произведения писателя; «Муму», «Рудин», «Ася», «Дворянское гнездо».

Авторитет Тургенева в «Современнике» был очень высок. Некрасов видел в авторе «Записок охотника» основную опору журнала. В это время Тургенев поддерживает начинающих литераторов, заботясь о пополнении и укреплении литературных рядов. Одним из первых приветствовал Иван Сергеевич яркий талант молодого Льва Толстого, считая, что он в ближайшем будущем займет первое место в русской литературе. Рассказ Толстого «Рубка леса» появился на страницах «Современника» с посвящением Тургеневу. Живое участие принял Тургенев в издании стихотворений поэтов-земляков — Тютчева и Фета; переводит с украинского на русский язык «Украинские народные рассказы» и повесть «Институтка» Марко Вовчок. В 1857 г. журнал «Современник» торжественно отметил 10-летие сотрудничества с Тургеневым.

К середине 50-х гг. относится начало европейской известности Тургенева. В 1854 г. появляется французский перевод «Записок охотника», а затем переводы и в других странах Европы.

В этот период жизнь писателя наполнена общением с друзьями в столице, поездками за границу и творческой работой в деревне, в дедовском имении Спасском-Лутовинове. Орел, Орловский край, Спасское-Лутовиново сыграли огромную роль в жизни и творчестве Тургенева. Любовь к родине неизменно соединялась у писателя с любовью к родным местам.

С первого романа Тургенева «Рудин», вышедшего в свет в 1856 г., отчетливо определилась характерная черта его творчества. Это концентрация внимания на центральных явлениях и вопросах социальной и духовной жизни общества, стремление отражать целые эпохи в жизни страны.

Роман «Рудин» был написан накануне падения крепостного права, и главным внутренним движущим началом произведения были размышления о судьбе России, о ее настоящем и будущем, о стремлении найти ведущий человеческий тип эпохи, идеи, способные определить будущее страны. «Рудин» — произведение об эпохе 30-х — начала 40-х гг., о судьбе дворянской интеллигенции, занимавшей тогда ведущее место в духовной жизни общества.

Коренные процессы и вопросы жизни России в переломную эпоху 40-х гг. Тургенев широко освещает в романе «Дворянское гнездо». Изображение «дворянских гнезд» Лаврецких и Калитиных представлено с поразительной силой воплощения личных судеб героев, в широкой связи с другими сторонами социальной и духовной жизни, что превращает роман в повествование о России. Реалистическая полнота и лиризм изображения жизни «дворянского гнезда» сочетаются с критической, антикрепостнической направленностью произведения. «Дворянское гнездо» считается самым лирическим романом Тургенева.

Заглавие третьего романа Тургенева дореформенной поры — «Накануне» (1860) — выразительно определяет его основную тему и направленность. Писатель, распростившись с прошлым, обращается к настоящему, к новым силам истории. Он ставит своей целью показать деятельного героя современности, людей сильной воли, в которых нуждалась страна накануне назревших преобразований. Сам Тургенев позднее указывал: «А в России началась новая эпоха — и такие фигуры, как Елена, Инсаров, являются провозвестниками того, что пришло позже».

Инсаров и Елена Стахова — это люди не из уходящего прошлого, как в предшествующих произведениях Тургенева, а представители современности, в которых писатель запечатлел черты будущего.

Обострение революционной ситуации в 1860-е гг. приводит Тургенева к разрыву с «Современником». В 1862 г. Тургенев написал свой главный роман «Отцы и дети», в котором нашли широкое освещение особенности переломной эпохи. В нем были изображены все основные общественные силы России того времени, раскрыто их размежевание, затронуты главные стороны и вопросы действительности, показано своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х — начала 60-х гг., борьба поколений, смена «отцов» «детьми». В центре романа — фигура разночинца Базарова, воплощающего тип человека новейшего поколения. Роман «Отцы и дети» вызвал горячую реакцию читающей России. Почти все журналы и газеты откликнулись на роман специальными статьями и литературными обзорами.

Бурная полемика вокруг романа, разочарование в результатах реформы 1861 г., разрыв со многими друзьями, активное наступление реакции — закрытие «Современника» и «Русского слова», подавление студенческих выступлений и т. п. — приводят к тому, что Тургенев в 1860— 1870-е гг. живет по преимуществу за границей (Париж, Баден-Баден), приезжая в Россию лишь на короткое время. За границей он входит в круг виднейших деятелей европейской культуры, сближается с рядом французских писателей: Флобером, Доде, Мопассаном. По-прежнему близкие отношения связывают его с семейством французской певицы Полины Виардо. В Европе он выступает активным пропагандистом русской литературы. С его участием и при его содействии на английском, французском, немецком языках выходят переводы произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, а русские читатели знакомятся с творчеством французских авторов.

1870-е гг. с полным правом можно назвать периодом мировой славы И. С. Тургенева. Свидетельством признания выдающихся заслуг Тургенева в деле развития мировой культуры явилось присуждение ему в 1879 г. Оксфордским университетом в Англии степени почетного доктора. Ряд учебных заведений и культурных обществ избирают писателя своим почетным членом.

Продолжается творческая работа Тургенева. Он пишет повести, рассказы, публикует два последних романа — «Дым» и «Новь». Особую грань творчества Тургенева составили ого в Стихотворения в прозе» — своеобразный лирический дневник последних лет.

Однако отсутствие живых постоянных связей с родиной все более тяготит писателя. В 1876 г. он приезжает в Спасское-Лутовиново и значительно перерабатывает роман «Новь». Лето 1881 г. было последним, которое Тургенев провел в своем родовом имении. Здесь гостят поэт Я. П. Полонский, знаменитая актриса М. Г. Савина, Л. Н. Толстой, с которым Тургенев примирился после 17-летнего разрыва. Тургенев полон решимости следующим летом навсегда поселиться в Спасском. Но в 1882 г. он смертельно заболел. Перед смертью он просил своего друга Я. П. Полонского: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь...»

И. С. Тургенев умер 22 августа (3 сентября) 1883 г. во Франции. Согласно воле писателя его похоронили в Петербурге, на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Федор Иванович Тютчев. В 1844 г. Тютчев, прослужив 22 года в Германии и Италии, завершил свою дипломатическую карьеру. Он поселяется в Петербурге, но почти каждое лето приезжает на родину, в с. Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.

Революционные события 1848 г. во Франции подтолкнули Тютчева к написанию публицистических статей «Россия и революция», «Россия и Запад», в которых он осудил события на Западе и определил Россию спасительницей европейской монархии.

Но публицистические опыты явились лишь эпизодом в творческой биографии Ф. И. Тютчева; поэтическая натура взяла в нем верх.

Совершенствованию поэтического чувства Тютчева, бесспорно, способствовали его приезды в Овстуг, где он создал, пожалуй, лучшие свои поэтические картины природы. Свидания с родными местами всколыхнули многие воспоминания.

Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта именно с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих, застенчивых придеснянских лугов, необозримых голубых небес родины.

Многие стихотворения Тютчева связаны с Овстугом, они объединяются в своеобразный овстугский цикл картин природы: «Чародейкою зимою...», «Есть в осени первоначальной...» и другие. Но не только природе родного края посвящает поэт свои строки. О тяжелом положении крестьян говорит он в стихотворениях «Русской женщине», «Эти бедные селенья...».

Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретают его описания природы в стихотворениях о родном крае, тем больше размышляет он о неразрывной связи природы и человека.

Последний раз Тютчев побывал в Овстуге в августе 1871 г. Предчувствие последней встречи с родными местами прозвучало в написанном тогда стихотворении «О жизни той, что бушевала здесь...».

В конце 1860-х гг. Тютчев создал шедевр своей любовной лирики — стихотворение «Я встретил вас...», получившее широчайшую известность и как романс (музыка Л. Малашкина).

В последние годы жизни Тютчева его поэзия была связана с философскими размышлениями о прожитой жизни. В январе 1873 г. его разбил паралич, а 15 июля того же года в Царском Селе, где семья в летнее время снимала дачу, он скончался.

Афанасий Афанасьевич Фет. Заметным явлением в русской поэзии 2-й половины XIX в. стало творчество Фета.

Он родился 29 октября (10 ноября) 1820 г. в с. Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина.

Учился А. А. Фет в пансионе города Верро, а затем в Москве в пансионе профессора Московского университета Погодина, а с 1838 по 1844 г. — на словесном отделении Московского университета. По окончании университета он принимает решение поступить на военную службу, так как офицерский чин давал право на потомственное дворянство. В апреле 1845 г. Фет был принят унтер-офицером в Кирасирский Военного ордена полк, располагавшийся в Херсонской губернии. Однако тяга к поэзии одолевала тягу к военной службе.

Рано пробудилась у А. А. Фета страсть к поэзии. В детстве он с упоением зачитывался стихами известных поэтов, в особенности Пушкина, сам пробовал сочинять. В годы студенчества и дружеской близости с кружком А. Григоровича в журналах «Москвитянине», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки» появляются стихи Фета, Первые опыты юного поэта были поддержаны профессорами Московского университета и издателями «Москвитянина» М. Н. Погодиным и С. П. Шевыревым. Ознакомившись с рукописной тетрадью стихов Фета, одобрительно отозвался о них П. В. Гоголь; признал талант молодого поэта В. Г. Белинский. В 1840 г. был издан первый сборник его стихотворений «Лирический пантеон».

В 40-е гг. Фетом написаны такие первоклассные произведения пейзажной и любовной лирики, как «Печальная береза», «Чудная картина», «На заре ты ее не буди» и другие.

В начале 50-х гг. Фет сближается с редакцией «Современника», и его стихи часто появляются на страницах этого журнала. Тесная дружба связывает в эти годы Фета с Тургеневым. Она продолжалась всю жизнь, перемежаясь периодами охлаждения и коротких размолвок. В это же время происходит знакомство Фета с Л. Н. Толстым, дружеские отношения с которым развились в 1860-е гг.

С 60-х гг. жизнь А. А. Фета тесно связана с родным Орловским краем. Женившись в 1857 г. на дочери крупного чаеторговца и родной сестре Василия Петровича и Сергея Петровича Боткиных — Марии Петровне, Фет вознамерился завести образцовое хозяйство и приобрел имение Степановка во Мценском уезде. Здесь он хозяйничал в течение 17 лет, занимался хлебопашеством, а позднее и коневодством. В эту пору он создал несколько публицистических трудов «Из деревни», опубликованных в журнале «Русский вестник». В очерках Фет изложил свои взгляды на русскую деревню, на взаимоотношения помещика и крестьянина.

Деятельность Фета в деревне весьма разнообразна: он обучает крестьянских детей грамоте, строит для крестьян больницу, устраивает благотворительные акции в пользу голодающих крестьян. С 1867 г. на протяжении 10 лет он исполнял должность мирового судьи. Литературная деятельность Фета в этот период заключается главным образом в переводах римских и греческих поэтов, в том числе Горация, он читает и переводит сочинения немецкого философа Шопенгауэра.

В 1877 г., продав Степановку, Фет купил новое имение — Воробьевка в Курской губернии, а с 1881 г., с октября по апрель, он живет в своем доме в Москве. Перемена образа жизни возвращает Фета к поэтическому творчеству. В 1883 г. выходит в свет первый выпуск сборника стихотворений «Вечерние огни», в 1885 г. — второй, в 1889 г. — третий, а за год до смерти, в 1891 г., — четвертый. В эти сборники помимо стихотворений, воспевающих любовь и красоту, вошли и философские стихи, написанные поэтом за последние десятилетия.

Скончался Фет 21 ноября (3 декабря) в 1892 г. в Москве. Похоронен в родовом склепе в селе Клейменове Орловского уезда Орловской губернии.

Алексей Николаевич Апухтин. Апухтин родился 15 (27) ноября 1840 г. в г. Болхове Орловской губернии. Детские годы поэта прошли в имении его отца — деревне Павлодар.

Отец поэта, Николай Федорович, и мать, Мария Алексеевна (урожд. Желябужская), принадлежали к старинным дворянским родам. Учился Апухтин в Петербургском училище правоведения. Однокашником будущего поэта был великий композитор П. И. Чайковский. В училище Апухтин редактировал рукописный «Училищный вестник». Поэтический дар Апухтина сказался очень рано, еще в доме отца. В 1854 г. в газете «Русский инвалид» было напечатано его первое стихотворение «Эпаминонд», посвященное памяти адмирала В. А. Корнилова.

Известность поэтических опытов Апухтина вышла за пределы училища, ему пророчили славу «будущего Пушкина», ему покровительствовал И, С. Тургенев. В 1859 г. по рекомендации Тургенева в «Современнике» был напечатан цикл стихотворений Апухтина «Деревенские очерки». Стихи выражали сочувствие страдающему народу и соответствовали настроениям демократического читателя.

В 1862 г. Апухтин поселился в Болховской деревне. В 1863—64 гг. он служил в Орле старшим чиновником особых поручений при губернаторе.

В 1864 г. Апухтин работает над поэмой «Село Колотовка», полной сочувствия к «бездольным братьям» и любви «к бедному полю».

Возвратившись в Петербург, он вновь пытался служить, но вскоре окончательно выходит в отставку, продолжает жить в столице, изредка выезжая в Орловскую губернию и за границу.

В 80-е гг. забытое имя Апухтина вновь приобрело широкую известность. Его стихи печатают журналы «Вестник Европы», «Русская мысль», «Северный вестник», а в 1886 г. он решается издать первый сборник своих стихов, Этот сборник выдержал три прижизненных и семь посмертных изданий,

На тексты стихотворений Апухтина пишется ряд ставших популярными романсов: «Пара гнедых», «Васильки», «Мухи». Не обошел вниманием творчество своего друга и П. И. Чайковский, написав на стихи Апухтина такие романсы, как «День ли царит», «Ночи безумные», «Забыть так скоро».

Апухтин с детства отличался слабым здоровьем, Ему не было еще и 13, когда он заболел тяжелым недугом — ожирением, которое не поддавалось лечению. В начале 90-х гг. к нему присоединился еще один тяжелый недуг — водянка. С весны 1893 г. он уже не вставал с постели. Умер А. Н. Апухтин 17 (29) августа 1893 г. В Петербурге.

Николай Семенович Лесков. В 1860 г. начал свою литературную деятельность Лесков, жизнь и творчество которого очень тесно связаны с Орловским краем.

 

Лесков родился 4 (16) февраля 1831 г. в с. Горохове Орловского уезда. До 1839 г. он жил в Орле, где его отец — заседатель от дворянства в Орловской палате уголовного суда — имел собственный дом. О детских годах, проведенных в Орле, Лесков вспоминал в рассказах «Несмертельный Голован», «Пугало».

После учебы в гимназии Лесков служил в Орловской палате уголовного суда, которая дала ему богатейший материал для последующего литературного творчества. На этой основе написаны «Погасшее дело», «Язвительный», «Леди Макбет Мценского уезда», «Загадочное происшествие».

В 1849 г., после смерти отца, Лесков переехал в Киев, к дяде по материнской линии С. П. Алферьеву, профессору Киевского университета. В Киеве он служил в казенной палате по рекрутскому отделу.

В 1861 г. Лесков переехал в Петербург и всецело отдался литературной деятельности, публикуя свои корреспонденции в газетах Петербурга и Москвы.

Полемизируя с представителями революционного движения 60-х гг., Лесков написал свои антинигилистические романы «Некуда» (1864) и «На ножах» (1870). Одновременно с ними писатель создал рассказы и очерки, которые по своей антикрепостнической направленности сближали его с представителями демократического движения («Житие одной бабы», «Язвительный», «Тупейный художник» и другие).

Уже с первых произведений Лесков начал разрабатывать «вопрос крепостничества и его последствий для жизни пореформенной России», его увлекают «поиски нравственно полноценного существования человека в обстановке разложения старых и складывания новых форм жизни...».

С середины 70-х гг. для Лескова начался период «переоценки ценностей». В произведениях этого периода четко обозначились главные темы лесковского творчества: тема праведника, тема талантливости русского народа.

Написанный в 1872 г. роман «Соборяне» положил начало сказаниям о народных праведниках, многих из которых Лесков «зазнал» еще на Орловщине («Несмертельный Голован», «Однодум», «Пугало», «Фигура» и другие). Вслед за «Соборянами» появились повести «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «На краю света», рисующие разные типы праведников: беглого крепостного, раскольников, дикаря-тунгуса.

Важное место в творчестве Лескова 70-х гг. занимают исторические хроники: «Старые годы в селе Плодомасове», «Плодомасовские карлики», «Захудалый род».

В 80—90-е гг. обострились разногласия Лескова с правительственными кругами, реакционным лагерем русской литературы, а в творчестве писателя усилилась сатирическая струя.

Особое место в мировоззрении и творчестве Лескова занимает его отношение к религии и церкви. Будучи человеком глубоко верующим, Лесков часто выступает против церкви и ее официальных служителей, что отразилось в таких произведениях, как «Дворянский бунт в Добрынском приходе», «Мелочи архиерейской жизни», «Полунощники», «Заметки неизвестного». В ряде произведений этих лет — «Загон», «Зимний день», «Дамы и фефелы», «Чертовы куклы», «Заячий ремиз» — писатель резко критиковал современную светскую и политическую жизнь.

В 80—90-е гг. произошло сближение Лескова с Л. Н. Толстым, которое сыграло значительную роль в его жизни и творчестве.

До конца своих дней Лесков ощущал неразрывную связь с Орловщиной. Умер Н. С. Лесков 21 февраля (5 марта) 1895 г. в Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

В 90-е гг. XIX в. началась творческая деятельность двух представителей Орловского края, которые в XX веке стали гордостью отечественной литературы, — И. А. Бунина и Л. Н. Андреева.

Иван Алексеевич Бунин. Бунин родился 10 (22) октября 1870 г. в Воронеже в небогатой, но родовитой дворянской семье. Древние корни рода и заслуги перед отечеством многих его представителей всегда были гордостью писателя. Детские годы его прошли на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии среди хлебов, сугробов, «в глубочайшей полевой тишине». Типично русским был уклад усадебной жизни, в которой он рос. А мужицкие избы, дружба с крестьянскими ребятишками, народные песни и предания — все это крепко связало его с простонародной жизнью.

В 1881 г. Бунин поступил в Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года. С зимы 1886 г. он оставил гимназию и продолжил образование дома под руководством своего старшего брата Юлия, который, за участие в народовольческом движении отсидев год в тюрьме, был сослан на три года под  

надзор полиции в родительское имение Озерки, где жили Бунины после продажи Бутырок. Это был период стремительного духовного роста И. А. Бунина, пробуждения в нем страсти к поэзии, время собственных поэтических опытов.

Впервые в печати Бунин выступил в 1887 г., поместив в журнале «Родина» стихотворение «Над могилой Надсона». С публикацией первых стихотворений он становится постоянным автором этого журнала, где печатает рассказы и очерки из деревенской жизни, литературные обозрения.

В 1889 г. юный Бунин был приглашен в Орел издателем газеты «Орловский вестник» Н. А. Семеновой. Он переезжает в губернский центр, поселяется при редакции и становится самым деятельным сотрудником. На страницах «Орловского вестника» публикуются его передовицы, корреспонденции, журнальные обозрения, критические заметки и прочие материалы. Как корреспондент газеты, он бывал на заседаниях городской думы, на спектаклях Орловского театра. В Орле в 1891 г. вышла первая книга поэта «Стихотворения. 1887—1891 гг.». Здесь он пережил любовь к В. В. Пащенко, оставившую глубокий след в его жизни. Впечатления этого времени Буниным отражены на страницах романа «Жизнь Арсеньева».

Леонид Николаевич Андреев. Всего на год моложе И. А. Бунина был еще один орловец — Леонид Николаевич Андреев, начало творческого пути которого приходится также на 1890-е гг.

Леонид Андреев родился 9 (21) августа 1871 г. в семье частного землемера-таксатора в Орле. С Орлом, с отцовским домом на 2-й Пушкарной улице, с Посадской и Пушкарной слободами связаны детские годы будущего писателя. Здесь определились многие его склонности и таланты, которые ярко проявятся в последующее время.

В 1882 г. Андреев поступил в Орловскую гимназию, по окончании которой стал студентом сначала Петербургского, а затем Московского университета.

Впечатления детства и юности вошли в творчество писателя, придав ему особый «орловский» колорит. Орловская действительность: типы, нравы, события — предстанет со страниц многих произведений писателя («Баргамот и Гараська», «Гостинец», «Ангелочек», «Буяниха», «Молчание», «Весной», «На Оке» и др.

Известность пришла к Андрееву после опубликования в газете «Курьер» в 1898 г. рассказа «Баргамот и Гараська». Сотрудничество писателя с этой газетой оказалось продолжительным и плодотворным.

С первого дня существования «Курьера» (осень 1897 г.) он начал работать в ней судебным репортером, а с февраля 1900 г. — фельетонистом. За это время Андреев опубликовал в газете свыше четырехсот судебных репортажей, около двухсот пятидесяти фельетонов и тридцать четыре рассказа.

Ранний период творчества Андреева проходит под знаком дружбы и творческой близости с Горьким, активного участия в издательстве товарищества «Знание». В этом издательстве в 1901 г. вышла первая отдельная книжка рассказов Андреева.

Ранние рассказы Андреева были «традиционно» реалистическими. Их героями были рядовые, «маленькие», простые люди, среди которых было немало орловцев.

Орловцы — видные художники. Большую роль в развитии русского изобразительного искусства сыграл известный художник-передвижник, один из ярких представителей реализма в русской живописи Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911). Он родился в селе Панькове Новосильского уезда, в то время входившего в состав Тульской губернии. Здесь в небольшом имении отца, мелкопоместного дворянина, прошли его детские годы. В 1862 г. Мясоедов окончил Петербургскую Академию художеств с большой золотой медалью, которую он получил за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе».

Г. Г. Мясоедов стал одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок, сыгравшего переломную роль в судьбах русского искусства, написал проект первого устава организации. Основной темой творчества художника является изображение жизни русской деревни после отмены крепостного права. В 70—80-е гг. он создает такие картины, как «Чтение Положения 19 февраля 1861 г.», «Засуха», «Косцы», «Сеятель», «Зреющие нивы». Многие из них связаны с орловскими впечатлениями живописца. Одно из лучших его полотен — картина «Земство обедает», имевшая большой успех на 2-й передвижной выставке в 1872 г.

Орловский край стал родиной еще одного талантливого живописца второй половины XIX в. — Вячеслава Григорьевича Шварца (1838—1869). Он родился в селе Белый Колодезь нынешнего Колпнянского района в имении отца, образованного генерала суворовской школы Г. Е. Шварца. Получив начальное образование, он был определен в Александровский лицей. После его окончания Шварц поступил в Академию художеств, одновременно посещая лекции историка Н. И. Костомарова в Петербургском университете. Два увлечения в его жизни — история и живопись — слились воедино и превратились в профессию.

Шварц внес значительный вклад в развитие исторического направления в живописи. Художник стремился приблизить прошлое к современному зрителю, с максимальной полнотой и достоверностью воссоздавая исторический быт давно ушедшей эпохи. Большинство его картин изображает повседневную жизнь русского общества XVI—XVII вв.: царский двор («Вешний поезд царицы на богомолье», «Царь Алексей Михайлович играет в шахматы»), праздники («Вербное воскресенье в Москве при Алексее Михайловиче») и др. Художественное наследие Шварца очень высоко ценили многие деятели русской культуры.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

- Назовите известных ученых, чья жизнедеятельность связана с Орловским краем.

- Какое значение в развитии культуры II половины XIX в. имела творческая деятельность ученых — уроженцев Орловского края?

-  При всем многообразии творчества известных орловских писателей второй половины XIX в. можно видеть и много общего в тенденциях их творчества, влиянии на их работу общественной среды. Определите эти тенденции, покажите влияние жизни в Орловском крае на творчество лучших литераторов второй половины XIX в. Подготовьте сообщение об одном из них.

-Какие проблемы общественной жизни в России нашли отражение в творчестве орловских художников Г. Г. Мясоедова и В. Г. Шварца?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: