Определение человека и его природы

В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей[5], разумом, высшими чувствами, способностями ккоммуникации[6] и труду[7]. Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничиваетантропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».[8] Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[9]) приводит к пониманию человека как субъектаисторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.[10]

Душа и тело

Согласно концепциям материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей.[11]В эзотеризме же и многих религиях человек определяется как сущность, соединяющая в себе «тонкое» (душа[12], эфирное тело[13], монада[14],аура) с «плотным» (тело) тела. В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела. Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное наматериальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности. Человеческая душа в трудах Августина становится загадкой, тайной для самого человека. Тело в философии Нового времени рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием. Согласно многим религиозным традициям, человек есть божественное творение. В авраамических религиях приоритет отдается духовному началу: «…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»[15] Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и других животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи[16] и социализации[17].

51. Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Именно с «человеческой проблематикой» всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей истории.

В античной философии человек рассматривался как микрокосм, подчиненный в своих человеческих проявлениях высшему началу-судьбе.

В системе христианских мировоззрений человек – существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два его начала: душа и тело, или человек и Бог. Философия Нового времени видела в человеке прежде всего его духовную сущность. В XIX- начале XX в. целостного учения о человеке ещё не было, хотя понимание действительной сущности человека уже часто просматривалось в различных теориях. Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной.

Проявления человеческой сущности крайне многообразны – это разум, воля, характер, эмоции, труд, общение. Человек поддается эмоциям, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым идеалам и целям. Отличительным и сущностным признаком человека является труд. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный, создавая материальные и духовные богатства общества. Человек одинокий, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, хищных зверей и бесчеловечных людей. Настоящим, полным человеком-личностью является только гражданин, то есть член гражданского общества. Общество есть дополненная, или расширенная, личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное, общество. (В.С. Соловьев. Сочинения в 2т М.1988). Общество – не простая сумма человеческих единиц, а человечество – не просто сумма наций, народов и государств, а целостность более высокого и качественно иного порядка. При этом без личности не было бы ни общества, ни нации, ни человечества.

Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель и смысл его усилий лежит не только в его личной судьбе, а прежде всего в социальных судьбах своего народа и даже всего человечества.

Люди как по своей биологической природе, так и по вселенским законам, в которые они вписаны изначально, и по своей социальной сущности – члены единой «планетарной семьи». Каждый, являясь гражданином того или иного государства, одновременно – и гражданин всего человечества. И в какой-то мере он несет на своих плечах груз моральной ответственности за все, что происходит в мировом сообществе.

Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельного человека. Каждое общество и каждая нация, подчиняясь общечеловеческому принципу развития, призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом в той или иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь. «Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума». (К. Гельвецкий. Об уме М. 1938).

В настоящее время, благодаря новейшим средствам связи, массовой информации, общение народов чрезвычайно возросло. Стало более ощутимо для всех, что человечество являет собой единое целое. Достижения науки и техники помогают нам почувствовать не только многоликость, но и целостность мира, открывая новые возможности для обмена материальными и духовными ценностями.

Несомненно, объективным законом истории является создание все более и более совершенного общества. Общественные союзы, появляющиеся от начала жизни на Земле, вступают во взаимные столкновения, в общую борьбу за выживание и реализацию личных и групповых интересов. В истории общества выживали и процветали сначала наиболее сильные, жизнеспособные, находчивые как личности, так и сообщества, затем – общественные структуры более широкого национального и многонационального масштаба, и наконец – наиболее солидарные, разумные и культурные. Важнейшим аспектом исследования общества выступает анализ исторического процесса, выявление его смысла и значения, решение проблемы направленности исторического процесса и т.д.

Сам термин «история» очень многозначен. Мы можем говорить об истории Земли, человечества, страны или города, семейной истории. История присутствует в любой науке, характеризуя эволюцию её предметного содержания. Применительно к обществу история чаще всего понимается как совокупность событий прошедшей общественной жизни. То есть история – это «область человеческого познания, которая устанавливает, классифицирует и интерпретирует свидетельства о том, что случилось некогда с людьми на долгом и трудном пути развития человечества, образующих его стран и народов».

66. Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являютсядоказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Сущность логики

Классическая логическая теория далеко не совершенна: основное её содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей языке, использует абсолютное предметное мышление. В ней не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей нелинейностей используемых систем отсчёта, пограничных ошибок описания, релятивизма масштабирования и т. п. Вследствие чего принято считать нормальным факт наличия в её языке парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т. п.

Подобно тому как умение говорить существовало ещё до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Логические операции: определение, классификация, доказательство, опровержение и др. — нередко применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности неосознанно и с погрешностями. Некоторые склонны считать собственное мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля больше, чем, скажем, дыхание или движение, но реальное мышление не сводится просто к логической последовательности. В процессе решения возникающих задач также существенны: интуиция, эмоции, образное видение мира и многое другое[1]. Однако нестрогость мышления еще не значит, что оно не подчинено логике[2]. Основная цель (функция) логики всегда оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. При этом предполагается, что вывод зависит только от способа связи входящих в него утверждений и их строения, а не от их конкретного содержания. Изучая, «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления. Сфера конкретных интересов логики существенно менялась на протяжении её истории.

67. Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающаяпредметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфических для них признаков.

Понятие есть результат применения категории к восприятию. Отсюда понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия[1].

Понятия суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Ф. Энгельс)[2], а также нечувственных объектов, таких как другие понятия. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего.

В логике логическими операциями называют действия, вследствие которых порождаются новые понятия, возможно с использованием уже существующих. В более узком,формализованном смысле, понятие логической операции используется в математической логике и программировании.

Логические операции с понятиями — такие мыслительные действия, результатом которых является изменение содержания или объёма понятий, а также образование новых понятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: