Ррнпшнк заданно «Разработка сНышвш-шоспнге ряда»

Ознакомившись с предложенными в таблице 5.1 преиму­ществами и недостатками основных и вспомогательных СМИ, разработайте событийно-новостной ряд с целью полу­чения оптимальных информационных выходов по следую­щим информационным поводам (для следующих событий):

1. Возможное повышение цен на компьютерные комплек­тующие в связи с пожаром на одном из заводов в Малайзии.

2. Магазин предоставляет 10-процентные скидки каждый последний день месяца.

3. Открытие новой областной больницы (в ходе предвы­борной кампании).

4. Выход на рынок телевизоров с качественно новыми ха­рактеристиками, основанными на новых технологиях.

5. Прохождение на следующей неделе в городе междуна­родного семинара по проблеме «отцы и дети».

6. Возвращение на родину из эмиграции всемирно-изве­стного писателя.




 




 



2. Пргкпшш зз|а»1 «Педгшш шомо по формуле шисашш mm- ш iiiiciili (шошы 3-х цедлшшх]»

Необходимое умение заключается в том, чтобы сумми­ровать имеющуюся информацию и изложить факты в по­рядке убывания их важности и в рамках располагаемого времени или печатного места. Все, что не войдет, остается «за скобками».

Напишите новость, основываясь на предложенной в ре­комендациях схеме, чтобы раскрыть одну из тем:

• Победа местной футбольной команды в чемпионате и пе­реход в вышестоящий дивизион.

• Банкротство крупного производственного акционерного общества.

• Крупная авария на местной теплоэлектростанции в чет­вертой декаде декабря.

• Введение двух новых региональных налогов.

• Учеными выведена новая порода коров, мясо которых об­ладает сильным жиросжигающим свойством.

Проведите проверочное тестирование по следующей схеме.

Написание «жестких новостей» (новость в Зх пред­ложениях)

Первая строка (Top Line) должна отвечать на вопросы: Что произошло? Где произошло? Когда произошло? Кто стал участником этого события?

Top line должна «продавать» данную новость слушателю. Ее следует делать короткой и «ударной», обеспечивающей попадание «в десятку».

Слушатель должен быть способен понять то, о чем вы рассказали в новости. Необходимо заставить его дослушать новость до конца, чтобы узнать о ней больше. В случае с но­востями, поданными в «местном» ракурсе, Top Line должна содержать название данного населенного пункта, города, об­ласти.

Например: Шахтеры Екатеринбурга заблокировали ту часть железной дороги, которая проходит через город.

Основная новость. В основной новости говорится: Как это происходило? Почему это произошло?

Данная часть должна быть выстроена с точки зрения ло­гики, т. е. иметь начало, середину и конец. Если задача Тор


I______________________________________ Пива 5

Line — сразу «захватить» внимание аудитории, то вторая строка должна содержать дополнительные детали, поясняю­щие данную новость.

Например: Они оказывают поддержку тем своим кол­легам в России, которые надеются на то, что блоки­рование железнодорожного сообщения заставит их руководство согласиться с их требованиями об уве­личении заработной платы. Последняя строка раскрывает нам: Что означает данное событие?

Последняя строка завершает новость, как бы делая некое заключение и/или говоря о последствиях данного события. Например: Сегодня идет 10 день, с тех пор как забас­товщики блокируют работу железных дорог страны (вывод), вынуждая тысячи людей прибегать к альтер­нативным средствам передвижения (последствия). Проверка

Прочитайте первые два предложения. Понятен ли смысл новости, даже если вы слышите о ней впервые? Понятен ли смысл новости только из первого предложения. Если оба ра­за вы ответили «да», то, возможно, новость написана хорошо.

3. \цтт работа: «Разра1егака свбыишо-иштшо ода»

Слушатели разбиваются на группы по 4 - 7 человек. Каж­дая группа строит свою работу в следующем порядке:

а) выбор события для построения событийно-новостного
ряда;

б) подготовка (создание, объединение и согласование це­
почки событий) событийно-новостного ряда;

в) выступления и обсуждение;

г) оценка выступлений и определение лучших.


Менеджмент ивисше! i шмрдирвваное новостной информации

4. Данилов В. СМИ и PR: возможна ли игра по правилам? // Сообщение. 2001. № 1.

5. Ильин В.Я. Особенности журнальной и газетной рекла­мы: Рекомендации по подготовке рекламного обраще­ния // Корпоративный менеджмент. 2002. № 2.

6. Катлип СМ., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика: Уч. пос: Пер. с англ. 8-е изд. М.: Виль­яме, 2000. 624 с: ил.

7. Levin D.M. Publicizing the «Impossible» // Public Relations Journal. 1989. Febr.

8. Мамонтов А. Слухи и современное общество: Трансля­ция информации о компании по немедийным каналам // Сообщение. 2002. № 2.

9. Михайлов С. Технологии развития общественных связей между компаниями и СМИ // Сообщение. 2001. № 3.

 

10. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика иследований. М.: УРСС, 1999.

11. Ньюсом Д., Терк Д.В.С., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз: Пер. с англ. 7-е изд. М.: Кон­салтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»; ИНФРА-М, 2001. 628 с.

12. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. 624.

13. Реклама и PR против глобализации // PRonline. 2001.

14. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 344 с.

15. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2000. 271 с.

16. Щедровицкая М. О важности слухов в условиях диктату­ры СМИ // Сообщение. 2002. № 3.


 
















124



Реммендомые кшонш

Александрова А. Проверка слуха // Карьера. 2002. № 1. Бортник Е.М., Короткое Э.М., Никитаева А.Ю. Управ­ление связями с общественностью: Учебное пособие / Под ред. проф. Э.М. Короткова. М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. 128 с.

Глушакова Т. Эффективная реклама: базовые подходы // Корпоративный менеджмент. 2002. № 4.



Управление имиджем


Однажды Гоголь переоделся Пушкиным и при­шел в гости к Державину, Гавриле Романовичу. Старик, уверенный, что перед ним и впрямь Пушкин, сходя в гроб, благословил его.

Д. Хармс

6.1. Возникновение имиджа. Имиджевые характе­ристики

6.2. Персональный имидж. Типология имиджа

6.3. Корпоративный имидж

6.4. Модель корпоративного имиджа А.Н. Чумикова

6.5. Стратегия конструирования имиджа и политика информационной открытости

6.6. Инструментарий имиджмейкера

■ 6.1. Возникновение имиджа.
Имиджевые характеристики _______________

Имидж — наиболее экономный способ порожде­ния и распознавания сложной социальной действи­тельности. Имидж — это символический образ объек­та, основанный на результатах обработки информа­ции. Наш имидж, как картинка нас в глазах других, в ряде случаев становится важнее нас самих.

На выборах мы избираем имидж, а не конкретные платформы или конкретных людей на избирательных участках. Имидж помогает выкристаллизовывать и упорядочивать все информационные потоки. Имидж, как идеализированная картинка, подлежит управлению скорее и эффективнее, чем сам кандидат, и к этому впервые пришли американцы на президент­ских выборах Р. Никсона [12, с. 173]. Избиратель ни­когда лично не пересечется с кандидатом, но он обяза­тельно пересечется с его имиджем. Насколько это правило выглядит циничным, настолько оно справед­ливо как правило работы с аудиторией. А любые зако­номерности, увеличивающие эффективность воздей- 126    ствия, всегда выйдут в победители.


Итак, почему именно имидж становится реальным средством воздействия на массовое сознание? Дело в том, что с массовым сознанием мы можем работать только с помощью коммуникативной единицы, кото­рой и является имидж. В общении одного человека с другим возможно применение физических единиц.

Условный пример: топором, а не словом можно убить или запугать человека. Но для массового созна­ния топор не возымеет действия. Здесь следует кон­центрироваться на коммуникативных действиях, реа­лизуя их через слово.

Составляющими частями имиджа являются имид­жевые характеристики, которые Г. Почепцов условно разделяет по следующим направлениям [12, с. 175]:

биологические (демонстрирующие агрессивность или силу);

коммуникативные (как зависящие от канала типы телегеничности);

социальные (моделирующие чисто человеческие характеристики, которые считаются населением позитивными);

мифологические (являющиеся «подведением» объекта к имеющимся стереотипным представле­ниям);

профессиональные (отражающие требования мас­совой аудитории к внешним и частично внутрен­ним представлениям о данном типаже профессии);

контекстные (задающие зависимость от своего оп­понента).

Так Рейган, как сильный президент, приходил на смену Картеру, как слабому президенту. И все харак­теристики приводились в резонанс с системой пред­ставлений среднего гражданина [12, с. 175].

Задачей специалистов становится поиск реализа­ций данных характеристик (см. табл. 6.1) в вербальной, визуальной и событийной сферах.

Однако работа с массовым сознанием отличается тем, что мы не можем передать весь объем информа­ции. Невозможно представить абсолютно полное со-


общение о бизнесмене или политике. И это заставляет нас делать следующие шаги:

1. Трансформировать его в соответствии с требовани­ями канала передачи (для ТВ — это одни возможно­сти, для радио — другие, для газеты — третьи);

2. Сделать выбор характеристик для передачи, огра­ничиваясь только малой их частью, поскольку весь объем характеристик передать невозможно. Берут­ся только те характеристики, которые заранее «об­речены на успех»;

3. Обеспечить совпадение (гармонизацию) характе­ристик с требованиями канала передачи. Идеален в этом плане тот политик, чьи естественные харак­теристики совпадают с нормами канала.

■ 1.2. Персональный имидж. Типология имиджа _______

В современной политике, если лидер заявит: не обращайте внимания на мою личную жизнь; вам нужно знать только насколько я хорош как законодатель или администратор и что я собираюсь предпринимать на рабочем месте, — это будет равнозначно политиче­скому самоубийству. Вместо этого мы прихо­дим в восторг, узнав, что консервативный


президент Франции поужинал с семьей из рабочего класса, — пусть даже несколькими днями ранее он поднял налоги на заработную плату в промышленном производстве...

Ричард Сеннет

Принимая решение в условиях дефицита информа­ции, в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и про­сто нежелания думать, мы заменяем построение слож­ного и углубленного портрета человека его имиджем — знаковым заменителем, отражающим его основные чер­ты. Например, президенту страны в одной ситуации нужно добиться имиджа компетентного лидера, способ­ного принимать сложные решения даже в самых слож­ных условиях, а в другой — продемонстрировать свою близость к простому народу с помощью имиджа самоду­ра-выпивохи. Имидж, как объект коммуникации, дол­жен настолько сильно воздействовать на нас, чтобы мы поверили ему, и могли идти за ним, не задумываясь.

В самом общем виде персональный имидж можно определить как знаковую характеристику личности, включающую форму и содержание. Имидж — субъек­тивный образ личности, который воспринимается окружающими. Формирование и изменение имиджа возможно в результате изменений и комбинаций сле­дующих компонентов:

• объективные внешние данные личности (физио­гномика, мимика, моторика, тембр голоса);

• поведенческие особенности (манера и стиль речи, стиль одежды, походка и т. д.);

• социальные и профессиональные характеристики (образование, социальный статус, профессия);

• самовосприятие (как личность воспринимает себя в контексте окружения);

• восприятие референтными группами, то есть груп­пами, с которыми личность взаимодействует без посредников (в качестве посредников выступают масс-медиа — СМИ);

• публичный образ, созданный с помощью посредни­ков — средств массовой коммуникации. Публич­ный образ обычно ориентирован на целевые груп­пы, с которыми личность не вступает в непосредст­венной взаимодействие.

5. Кондратьев Э. В и др.








Глава Б



Управление имиджем


 


В практике PR задачей имиджмейкеров часто являет­ся формирование и продвижение публичного имиджа.

Каждый человек старается показать себя с лучшей стороны, акцентируя те или иные свои характеристи­ки. Мы интуитивно делаем это, к примеру, в ситуации первого знакомства с человеком, которому мы хотим понравиться. Таким образом, имидж представляет со­бой наиболее эффективную подачу сообщения, кото­рая в состоянии обойти имеющиеся в каждом челове­ке разнообразные фильтры. Отсюда и возникает идея имиджа, как публичного или внешнего «Я» человека, которое часто может отличаться от его частного «Я». Английская исследовательница Энери Семпсон гово­рит о личностном имидже, как о сочетании ряда внеш­них и внутренних факторов, задающих самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Само­имидж вытекает из прошлого опыта и отражает ны­нешнее состояние самоуважения. Воспринимаемый имидж — это то, как видят нас другие. Требуемый имидж — это имидж, который требует определенных имиджевых характеристик от ряда профессий: воен­ная форма придает авторитетность или судебная ман­тия отделяет от обыденности бытия.

Если рассматривать шире, то можно выделить три основных подхода к имиджу: функциональный (ти­пы по виду функционирования), контекстный (эти типы в разных контекстах) и сопоставительный [12, с. 174].

Применяя функциональный подход, мы можем го­ворить о следующих типах имиджа: зеркальный, теку­щий, желаемый, корпоративный и множественный.

1. Зеркальный — это имидж, свойственный нашему представлению о себе.

2. Текущий — этот вариант имиджа характерен для взгляда со стороны (коррелирует с воспринимае­мым индивидуальным имиджем). Именно эта об­ласть значима для PR, поскольку недостаточная ин­формированность, непонимание и предубеждение формируют имидж объекта (политика, товара, про­екта и др.) не в меньшей степени, чем реальные по­ступки. Задачей здесь становится выбор не столько благоприятного, сколько ситуативно-верного типа имиджа.


 

3. Желаемый — этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Часто встречается в самоописаниях организаций или партий.

4. Корпоративный — это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или резуль­татов ее работы. Сюда входят и репутация организа­ции, и ее успехи, и степень стабильности. Приме­ром создания имиджа организации (в широком смысле) может служить серия книг, фильмы или те­лесериалы, как то сериал «Менты», «Улицы разби­тых фонарей», «Спецназ», «Бригада» или появив­шееся в середине 1990-х годов многочисленные «во­ровские» книжные серии отдельных писателей.

5. Множественный имидж образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпо­рации. К хорошему единому имиджу стремятся, на­пример, авиакомпании, использующие собствен­ную символику, единую униформу и т. д. Сопоставительный имидж используется, когда мы

сравниваем имиджевые характеристики двух или бо­лее объектов, например, политических претендентов, компаний, продуктов.

В рамках контекстного подхода заслуживают вни­мания следующие контекстно-обусловленные типы имиджа.

1. Мифологический имидж, под которым понимается, например, построение поведения лидера с учетом сложившихся в данном обществе мифов.

2. Моделируемый (стратегический) имидж — это тот образ личности, который стремятся создавать лич­ные имиджмейкеры лидера и привлеченные специ­алисты [5, с. 53]. Моделирование имиджа распрост­ранено в практике политического PR.

3. Закрытый имидж, который был характерен для мно­гих советских вождей. Он интересен тем, что каж­дый потребитель может вписывать в него те черты, которые сам считает наиболее убедительными.

■ 6.3. Корпоративный имидж _______________

Имидж имеет не только «человеческий» облик. Он яв­ляется неотъемлемой частью любой корпорации (фирмы, предприятия, организации, объединения). Сильный кор-






Гни 6



Унаиеие миижем


Ш


 


поративный имидж становится необходимым условием достижения фирмой устойчивого и продолжительного делового успеха. Он дает эффект приобретения органи­зацией определенной рыночной силы, приводит к сниже­нию чувствительности к цене, уменьшает заменяемость товаров (защищает организацию от атак конкурентов), облегчает доступ фирмы к ресурсам разного рода: финан­совым, информационным, человеческим и т. д.

Наряду с торговой маркой («брендом») и репутаци­ей имидж является ключевым нематериальным акти­вом компании. Успешное управление всеми тремя ви­дами нематериальных активов, которые тесно между собой связаны, не только приносит реальную прибыль для компании, но также существенно повышает ее ры­ночную стоимость и инвестиционную привлекатель­ность в перспективе. Стоимость крупнейших трансна­циональных компаний (Ай-Би-Эм, Бритиш Петролеум, Кока-Кола, Майкрософт) на 70 — 80% состоит из стои­мости нематериальных активов.

Репутация складывается в результате непосредст­венных деловых «фул-контактов» компании со своими клиентами и партнерами. Они становятся носителями информации о позитивной или негативной репутации. Имидж же целенаправленно формируется за счет опо­средованного воздействия через СМИ и различного рода специальных мероприятий. Чем еще имидж отли­чается от репутации, так это тем, что репутация скла­дывается на основе прошлых лет, свершившихся фак­тов, а для построения имиджа можно использовать не только былые и нынешние достижения, но и проекты компании на будущее, а также общественно значимые предложения и «прогрессивные» взгляды руководите­лей компании. Ведь даже лишь публично проанонси­ровав какой-то проект, компания уже набирает имид­жевые очки. При этом имидж и репутация тесно связа­ны, а поэтому, когда мы управляем имиджем, это влияет на репутацию, и наоборот, результаты репута-ционного менеджмента оказывают влияние на имидж

Таким образом, имидж организации есть целост­ное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирую-щееся на основе хранящейся в их памяти информа-132 ции о различных сторонах деятельности организации


[15]. Иногда корпоративным имиджем называют сово­купность представлений, образов и ассоциаций, воз­никающих у целевых аудиторий в связи с конкретной организацией. Имидж — это наиболее сложный и мно­голикий аспект корпоративной идентификации. Со­здание имиджа — медленный процесс и изменения не будут эффективными до тех пор, пока имидж не усто­ится в сознании целевой аудитории.

Структура имиджа организации имеет иерархиче­ское строение (рис. 6.1). Каждый уровень иерархии оказывает воздействие на соседний верхний уровень посредством композиции соответствующего вклада (приоритетов) элементов нижнего уровня по отноше­нию к элементу верхнего уровня. Структуру имиджа организации составляют представления людей отно­сительно организации, которые условно можно разде­лить на восемь групп (компонент) [15]:

1. Имидж товара (услуги). Этот имидж составляют представления людей относительно уникальных ха­рактеристик, которыми, по их мнению, обладает то­вар. Функциональная ценность товара — основная вы­года или услуга, которую обеспечивает товар; допол­нительные услуги (атрибуты) — то, что обеспечивает товару отличительные свойства.

2. Имидж потребителей товара. Для товаров широ­кого потребления имидж пользователей товара вклю­чает представления о стиле жизни, общественном ста­тусе и характере потребителей.

Стиль жизни — индивидуальные социально-психо­логические особенности поведения и общения людей.

Общественный статус потребителя — показа­тель положения потребителей товара в обществе, ко­торый основан на существовании таких социальных позиций, как пол, возраст, образование, профессия, жизненный цикл семьи и т. д., а также оценке значи­мости указанных позиций, выражаемых в понятиях «престиж», «авторитет» и др.

Характер потребителей представляет собой сово­купность устойчивых психологических черт личности, оказывающих влияние на ее поведение.

3. Внутренний имидж организации. Под внутрен­
ним имиджем организации понимают представления
сотрудников о своей организации.




Культура организации. В результате успешной со­циальной адаптации новые работники становятся но­сителями культуры организации и в последующем пе­редают ее новому поколению. Второй уровень струк­туры управления персоналом может быть назван «уровнем отношений», так как его составляют система власти, или отношений руководства и подчинения; си­стема внутренних коммуникаций, опосредующих от­ношения между руководителями и подчиненными, а также между работниками; система взаимодействия (отношений) с внешней средой. И третий уровень — уровень мотивации — включает систему аттестаций — оценки работы персонала на основании принятых в организации критериев; систему вознаграждений; систему социальных трансфертов (трудовых и соци­альных льгот); систему идентификации.

Социально-психологический климат в организации — социально-психологическое состояние коллектива, ре­зультат совместной деятельности людей, их межлично­стных отношений, детерминированных не столько объ­ективными условиями, сколько субъективной потреб­ностью людей в общении, и ее удовлетворением.

4. Имидж основателя и основных руководителей организации включает представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ори-ентациях и психологических характеристиках основа­теля (руководителей) на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик, таких как внешность, социально-демографическая принадлежность, осо­бенности вербального и невербального поведения, по­ступки и параметры неосновной деятельности, или точнее контекст, в котором действует(ют) основа­тель (руководители) организации.

Внешность является наиболее открытой для на­блюдения характеристикой человека, не требующей для своего опознания длительного времени, представ­ляет собой один из источников невербальной инфор­мации о человеке.

К особенностям вербального и невербального пове­дения относятся мимика, жестикуляция, улыбка, кон­такт глаз и, наконец, речь, которая характеризуется тембром, тоном, громкостью голоса, артикуляцией и произношением.











Пава В



Управление имиджем


 


Социально-демографические характеристики — пол, возраст, уровень образования, доходы, жилье, жизненный цикл семьи и т. д.

Поступок — форма поведения человека в опреде­ленной ситуации. Именно поступки служат основой для выделения черт личности.

Параметры неосновной деятельности составляют социальное происхождение, этапы профессиональной карьеры, семейное окружение, интересы, мнения, ак­тивность личности вне работы.

5. Имидж персонала. Это собирательный обобщен­ный образ персонала, раскрывающий наиболее харак­терные для него черты.

6. Визуальный имидж организации. Это такие представления об организации, субстратом которых являются зрительные ощущения, фиксирующие ин­формацию об интерьере и фасаде офиса, торговых и демонстрационных залах, внешнем облике персона­ла, а также фирменной символике.

Самыми крупным элементом визуального имиджа организации является фирменный стиль, относящий­ся к сфере корпоративной рекламы Создание особого фирменного стиля — это способ, благодаря которому организацию можно опознать и отличить от других. Он достигается с помощью особого дизайна и охваты­вает все, что создает физическое единообразие: фир­менный цвет, логотип, форма и одежда, унификация внешнего вида офиса, печатной продукции и прочих мелочей, таких как посуда, значки служащих, корпо­ративные сувениры и т. д. [3, с. 357].

Стиль — одна из старейших форм коммуникации, которая всегда преследовала практические цели. Ос­новная идея всегда состояла в том, чтобы создать стиль через единообразие1. При разработке фирменного стиля специалисты рекомендуют придерживаться ше­сти следующих принципов:

! История развития фирменного стиля в России неоднозначна: в частном бизнесе его признаки появились около десяти лет назад, то есть вместе с рождением самого частного бизнеса. С другой сто­роны в СССР для внутренних и внешних целевых аудиторий широ­ко использовались приемы корпоративной рекламы: достаточно вспомнить довольно успешное позиционирование на международ-

| ■• ном рынке в советское время авиакомпании «АЭРОФЛОТ» и турис-

I dU тического бюро «СПУТНИК».


 

• максимально отработать существующий фирмен­ный стиль — не всегда он требует радикального об­новления;

• новый стиль создается только при необходимости;

• учитываются международные аспекты и отрасле­вые аспекты (например, для завода хлебобулочных изделий может не подойти стиль, принятый в бан­ковской сфере);

• учитываются особенности национального и регио­нального стиля (например, ряд торговых залов сети Макдональдс в центре Москвы оформлены не толь­ко с использованием элементов стиля a'la rues, но даже с учетом исторических особенностей рай­онов, где размещаются эти торговые залы);

• разрабатывается способ его претворения в жизнь (например, логотип должен быть таким, чтобы он был одинаково узнаваем как на авторучке, так и на уличном рекламной щите. Немаловажно удобство работы с фирменным стилем для дизайнеров и по­лиграфистов — следует избегать «сложных» цветов и прочих трудно воспроизводимых деталей);

• обязательно коммерческое использование стиля, чтобы его могло увидеть как можно большее число представителей целевых аудиторий [3, с. 362].

7. Социальный имидж организации. Социальный имидж организации — представления широкой обще­ственности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни об­щества. Социальный имидж организации может быть выражен посредством миссии, философии, специаль­ных социальных и экологических программ. Например, к 2003 году по сравнению с другими российскими неф­тяными компаниями, корпорация ЮКОС в лице руко­водителя М. Ходорковского акцентировала большее внимание общественности на корпоративных програм­мах по защите окружающей среды, социальных про­граммах для населения, живущего в регионах деятель­ности компании, информационной и финансовой от­крытости для государственных органов и т. д. Все это в совокупности позволило ЮКОСу в западном сообще­стве бизнесменов в короткие сроки приобрести репута­цию чуть ли не единственной российской «олигархии»,




ведущей цивилизованный бизнес по европейским стан­дартам. В свою очередь, это работало на привлечение зарубежных инвестиций в развитие компании.

8. Бизнес-имидж организации — представления об организации как субъекте определенной деятельности. В качестве основных детерминант бизнес-имиджа предпринимательских организаций выступают деловая репутация, или добросовестность/недобросовестность в осуществлении предпринимательской деятельности, а также деловая активность организации, индикатора­ми которой являются: объем продаж; относительная до­ля рынка; инновационность технологии и степень ее ос­воения; патентная защита; разнообразие товаров; гиб­кость ценовой политики; доступ к сбытовым сетям.

Имидж организации обладает относительной ста­бильностью. Требуется длительное время и необходимы большие усилия, чтобы изменить представления людей, так как человек всегда идет по пути достижения макси­мальной внутренней согласованности. Согласно теории когнитивного диссонанса [16], представления, чувства и идеи, вступающие в противоречие с другими представ­лениями, чувствами и идеями индивида, приводят к на­рушению гармонии личности, к ситуации психологиче­ского дискомфорта. Испытывая потребность в достиже­нии внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восста­новлению утраченного равновесия. Поэтому очень важ­но, чтобы каждый элемент структуры имиджа был ин­формационно заполнен самой организацией. В против­ном случае массовое сознание в силу определенных стереотипов наполнит содержанием недостающий эле­мент самостоятельно, что не всегда может пойти на поль­зу организации: в последующем, внедряя в массовое со­знание новую информацию, придется преодолевать ба­рьер уже существующей установки.

Имидж может быть несколько различным для раз­личных групп общественности, поскольку желаемое по­ведение этих групп в отношении организации может различаться. Иначе говоря, одна и та же организация может по-разному восприниматься (или стремиться к специфическому восприятию) инвесторами, госструк­турами, местной и международной общественностью. Например, для широкой национальной общественности


предпочтительна гражданская позиция компании. Для международной общественности глобальные ком­пании стремятся быть «корпоративными гражданами мира». Для партнеров важна высокая конкурентность позиции. Кроме того, существует внутренний имидж организации — как представление персонала о своей организации. Можно сказать, организация имеет не­сколько имиджей: для каждой группы общественно­сти — свой. Синтез представлений об организации раз­личных групп общественности создает более общее и емкое представление об организации (рис. 6.2) [1].

Какие же еще требования предъявляются к имид­жу корпорации, чтобы он в полной мере мог соответст­вовать ожиданиям целевых аудиторий? Попробуем суммировать общие признаки имиджа, которые реаль­но складываются на практике.

Во-первых, имидж должен опираться на маркетин­говые характеристики компании: ее торговую марку, логотип и прочее.

Во-вторых, «образ корпорации» должен быть прав­доподобным, достоверным, чтобы целевые аудитории могли доверять имиджу компании. Стратегия инфор­мационной открытости является одним из ключевых элементов развития имиджа компании.


Пава Б

В-третьих, образ должен быть ярким и конкрет­ным. Он лучше срабатывает, если апеллирует к чувст­вам, быстро воспринимается, когда сосредоточивается на определенных чертах и ярко высвечивает один или несколько характерных признаков корпорации.

В-четвертых, образ корпорации должен быть про­стым, чтобы отвечать архетипическим ожиданиям со­знания целевых групп. Наиболее эффективен имидж простой и быстро запоминающийся.

Имидж вовсе не дает нам полное строгое аналити­ческое представление о компании, имидж должен стать отдельной ценностью и использоваться при вся­ком удобном случае. Имидж — это впечатление, про­изводимое компанией или институтом на одну или не­сколько целевых групп. Имидж — это совокупность деталей, скорее, несколько деталей, оказывающих эмоциональное воздействие.

■ В.4. Модель корпоративного имиджа А.Н. Чичикова

Рассмотрим модель корпоративного имиджа, пред­ложенную А.Н. Чумиковым [18, с. 50 —66].

1. Корпоративная философия как фундамент большо­го дома. Один из важнейших пунктов алгоритма построе­ния имиджа — корпоративная философия, которая вклю­чает в себя создание морально-этических, деловых норм, принципов, кредо, которыми руководствуются работники фирмы или участники проекта. Выполняет роль внутрен­него, организующего начала, оформленного своего рода общественным договором, добровольно заключенным причастными к нему людьми. Некоторые требования к формированию корпоративной философии фирмы:

1. Чем уникальнее корпоративная философия, тем она более работоспособна. В то же время лучше, если философия апеллирует к некоторым базо­вым общечеловеческим понятиям (жизнь, труд, честь, семья, братство, дружба, взаимопомощь, свобода и т. д.), способствующим ее более глубо­кому укоренению в сознании аудитории.

2. Уникальность хороша, если только она не проти­воречит каким-либо международным, государст­венным или региональным нормативным актам.

3. Зачастую корпоративная философия предъяв­ляет более жесткие требования к сотрудникам


Уяраише имуджем _______________________________

компании, чем это предусмотрено действую­щим законодательством.

2. История-легенда как надземный фундамент. Если корпоративная философия создает подземный фунда­мент фирмы, то его надземная часть полностью состоит из того, что принято называть историей фирмы. Исто­рия придает фирме вербальную, а затем и внутреннюю осязаемость. Если истории нет, то нужно придумать ле­генду, не забывая при этом о правдоподобии. Чем богаче история, тем солиднее будет выглядеть и фирма.

На практике история-легенда может быть связана как с фирмой, так и с ее основателем или одним из ру­ководителей, такой человек формально или нефор­мально становится символом фирмы (например, Билл Гейтс или Владимир Довгань).

В российской PR-практике акцентация внимания аудитории на истории компании не всегда уместна: мно­гие отечественные частные фирмы и корпорации воз­никли менее 10 лет назад. И когда новоиспеченный банк в своем буклете, особенно рассчитанном на зарубеж­ную аудиторию, с гордостью подчеркивает, что работает уже целых четыре года, у западных коллег это вызывает в лучшем случае ироническую улыбку, а в худшем — не­желание сотрудничать: большинство серьезных финан­совых институтов и крупных компаний на Западе имеет как минимум двадцатилетнюю историю.

В Российских условиях более успешно показал се­бя другой прием обращения к истории, когда крупная ИБГ (интегрированная бизнес-группа)1, владеющая большей частью собственности в определенной отрас-

' ИБГ — интегрированная бизнес-группа. По мнению многих специалистов — это основная форма существования российского бизнеса. Представляет собой совокупность предприятий (юридиче­ских лиц), которые в силу сложившихся между ними связей регу­лярно выступают в некоторых важных аспектах как единое целое. При этом связи могут быть формальными или неформальными, про­зрачными или непрозрачными для внешнего наблюдателя, основан­ными на отношениях собственности или нет. По отраслевому соста­ву российские группы чаще всего являются диверсифицированны­ми, а их структура — самая разнообразная: от классических холдингов до структур, в которых предприятия связаны между со­бой лишь неформальными взаимными обязательствами их основ­ных собственников или управляющих. Примеры ИБГ — «Консорци­ум Альфа-групп», «Империя» Ходорковского, Газпром, «Красный Октябрь», «РУСАЛ», «Балтика» и др. Подробнее см. ПаппоЯ.Ш. Оли­гархи. Экономическая хроника 1992-2000. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.











Глава Б



Управление имиджем


 


ли, символически отсчитывает дату своего рождения с момента строительства первого завода отрасли. На­пример, на интернет-сайте «РУСАЛ» можно найти краткую историю всех предприятий и отечественной алюминиевой отрасли в целом.

Особую активность в продвижении собственного имиджа за счет «исторической» составляющей про­явил Сбербанк России в 2001 году, когда исполнилось 160 лет Указу Николая I о создании Сберегательных касс в России. К этой дате Сбербанк России приуро­чил целую программу PR-мероприятий, включающую посещение Президентом РФ филиала Банка и встречу с сотрудниками; выпуск подарочного издания об исто­рии и современности банка; открытие мемориальных досок в регионах, извещающих о создании первых от­делений Сберкасс в XIX веке; размещение имиджевых материалов в СМИ об истории банка, выпуск темати­ческих сувениров и многое другое.

3. Внешний облик дома. Наличие дома — это гаран­
тия надежности, основательности для предприятия
или банка, так как люди любят знать, где живут те,
с кем они работают. Потребитель постоянно видит об­
раз дома с экранов телевизоров, на страницах разно­
образных печатных СМИ.

Образы домов абсолютно различны. Так, «дом» ком­пании «Марс» — офис, выглядит весьма открыто: пере­городки в этом доме абсолютно прозрачны. «Домом» ГИБДД (ГАИ) является патрульная машина, а «домом» компании «Рибок» — вообще вся планета, которая за­селена теми, кто любит спорт, преодоления и победы.

4. Обитатели дома. Это значимая черта любого
имиджа и любой фирмы. Обитатели «дома», могут
быть как реальными людьми, то есть это обслуживаю­
щий персонал фирмы или банка, так и вымышленны­
ми, например, ковбой из страны «Мальборо»
(Marlboro) или домохозяйка, которая убеждает своих
соседей попробовать новый «Comet».

И реальные, и вымышленные обитатели нашего до­ма говорят на языке, понятном определенной целевой аудитории, что достигается путем употребления осо­бых слов, модных оборотов речи, профессионального сленга и т. д. Этот язык также может дополняться сим- 142   волическими словами или фразами, выполняющими


такую же роль узнавания на вербальном уровне, что и визуальный образ фирмы.

В свою очередь имидж персонала фирмы (реаль­ные обитатели дома) рассматривается с двух сторон:

Формальная сторона корпоративного поведе­ния персонала, например особенности внешне­го облика. Для персонала банка служебная оде­жда выглядит совсем по-другому, нежели для ра­ботников закусочной.

Содержательная сторона, которая выражается в коммуникациях, как между персоналом фирмы и потенциальным заказчиком, так и между самим персоналом фирмы. Данная сторона корпоратив­ного поведения регламентируется в «Уставе прин­ципов и морально-этических ценностей», в Поло­жении о персонале или Корпоративном кодексе.

 

5. За воротами дома: флора и фауна. Потребитель сопоставляет у себя в голове тот мир, который предла­гает ему фирма, и тот мир, в котором он находится в данный момент. Для более полного и осмысленного понимания информации о фирме, преподнесенной в виде определенного имиджа, нужно нарисовать тот окружающий мир, который находится вокруг обитате­лей нашего дома (друзей и недругов). К друзьям (поло­жительным конструктам) окружающего мира можно отнести знакомых тети Аси, из рекламы нового «Аса». Примером отрицательной конструкции могут служить такие абстрактные недруги, как перхоть, жирные пят­на, боль. Применяя новое средство, мы стреляем из лу­ка стрелой — таблеткой, и поражаем врага — боль.

6. Развитие отношений с обществом. Чем большего объема продаж мы хотим достичь, тем больший объем внимания потребителей мы должны привлечь на свою сторону. Для достижения этой цели компании проводят разнообразные акции, от «сэмплингов»1 в определенной сети магазинов, до проведения всевозможных конкурсов в национальном, региональном масштабах. Например, мы помним о программе компании Проктер энд Гэмбэл

1 Сэмплинг — форма продвижения товара в торговых залах су­пермаркетов. Заключается в том, что молодые люди в одежде с фир­менной символикой компании предлагают покупателям бесплатно попробовать ее товар, обычно это напитки и продукты питания — кофе, газированная вода, пиво и т. п.

















Гнва Б



Уциише шщем


 


«Борьба с кариесом», направленной на улучшение здоро­вья детей младших классов, которых учили правильно чи­стить зубы. За счет этих программ компания приобрела большой сектор потенциальной аудитории.

7. Небо над домом. Общий фон компании, который остается у потребителя после проведения PR-меропри­ятий, должен быть благоприятным, и соответствовать уже давно определенным стандартам имиджа; напри­мер, банк — надежность и солидность, закусочная или кафе — непринужденность и стильность, губерна­тор — сила, уверенность, ответственность.

И при решении оперативной PR-задачи, и при ана­лизе предложения об участии в благородном, пре­стижном мероприятии — в каждом случае необходимо тщательно взвесить, насколько предполагаемые дейст­вия вписываются в имеющийся имиджевый контекст, и что нужно сделать для того, чтобы их место в данном контексте было наиболее ограниченным.

■ 6.5. Стратегия конструирования имиджа
и политика информационной открытости _____

К конструированию имиджа можно подойти с двух сторон: подстроиться под сложившуюся обстановку или подстроить сложившуюся обстановку под себя. В первом случае используется принцип «Мы говорим на вашем языке о своих интересах», во втором, — «Мы говорим на своем языке о ваших интересах».

Если речь идет о малоизвестной компании, которая хо­чет продвигать свой товар на российском рынке, то целе­сообразней подстроиться под сложившуюся обстановку. Примером конструирования такого имиджа может слу­жить компания «RJ Reynold International» которая на дан­ный момент является владельцем бывшей «АС-Петро» и настоящей «RJRI-Петро», выпускающей сигареты такой торговой марки, как «ПЕТР I» в России, «АРСЕНАЛ» — на Украине, «ЧИНГИСХАН» — в Казахстане [18, с. 66].

Если речь заходит о довольно известном объекте, то целесообразней подстроить окружающую обстанов­ку под себя. Примерами может служить предвыборная кампания любого политика или имидж фирмы SONY.

Формирование корпоративного имиджа тесно свя­зано с политикой транспарентности, поскольку имидж


создается посредством коммуникаций на основе той информации, которую получают целевые группы о компании из разных источников, главным образом из СМИ. Транспарентность1 (информационная от­крытость) основана на эффективном управлении ин­формационными потоками от компании к реальным и потенциальным клиентам и инвесторам, информи­рование о компании, ее услугах, новинках, програм­мах, социальной деятельности, в конце концов — даже о факте ее существования.

Основными принципами информационной откры­тости компании являются регулярность и оператив­ность предоставления информации, доступность для большинства акционеров и иных заинтересованных лиц, достоверность и полнота ее содержания, соблю­дение разумного баланса между открытостью общест­ва и соблюдением его интересов.

Одним из важных элементов транспарентности компаний в России является внедрение мировых стан­дартов открытости финансовой отчетности. Однако это не единственное направление информационной политики преуспевающей компании. Акционерам и инвесторам требуется доступная, регулярная и на­дежная информация, в том числе в целях контроля за исполнительными органами корпорации и вынесения компетентных решений об оценке их деятельности. С другой стороны, крайне важно, чтобы требования по раскрытию информации не вступали в противоречие с корпоративными интересами, и не раскрывалась конфиденциальная информация, так как это способно причинить вред имиджу компании.

Однако любое ограничение в раскрытии информа­ции должно быть строго регламентировано. Целью

1 От фр. «la transparence» (прозрачность). Первоначально означа­ло прозрачность информации касающейся финансовой деятельно­сти компании для инвесторов и деловых партнеров. В России термин транспарентность получил распространение после одного из выступ­лений В.В. Путина, который сказал о необходимости транспарентно­сти финансового сектора в России. Осенью 2001 года прошла конфе­ренция, которая называлась «Транспарентность финансовых инсти­тутов России». В новом контексте транспарентность означает более особую информационную политику корпораций, построенную на принципах открытости в отношении общественности. После 2001 г. состоялось еще 2 крупных международных форума, посвященных различным аспектам транспарентности российского бизнеса.







Глава е



Управление имиджем


 


раскрытия информации о компании является донесе­ние этой информации до сведения всех заинтересо­ванных в ее получении лиц в объеме, необходимом для принятия взвешенного решения об участии в общест­венных или иных действиях, способных повлиять на финансово-хозяйственную деятельность компании. О каких же сторонах жизни компании следует расска­зать своим целевым аудиториям? Таких сторон не­сколько:

1. Слияние или разъединение. Если одна компания сливается с другой или когда компания разделяется на несколько самостоятельных фирм, необходимо сооб­щить о новом бизнесе и его новообразованной структу­ре. PR позволяют это сделать достаточно быстро и ус­пешно. Недавно одна из крупных российских страхо­вых компаний (РОСНО) была аффилирована немецким лидером по оказанию страховых услуг. Целевые груп­пы были вовремя информированы о данных изменени­ях, и, таким образом, российская компания не утратила своего позитивного имиджа и репутации, а даже допол­нила их новым позитивным элементом.

2. Кадровые изменения. Основным капиталом ком­пании, как правило, являются ее руководители и слу­жащие. Позитивные PR топ-менеджмента компании укрепляют ее позиции и являются важным моментом транспарентности, так как клиентам, акционерам и инвесторам небезразлично, кто управляет компани­ей. Также это служит демонстрацией того, что компа­ния ценит свои кадры и гордится ими.

3. Информирование о мощностях и услугах. Фи­нансовый и производственный потенциал компании, товары, спектр и объем услуг, предоставляемых ей, — все это является частью имиджа, так же как надеж­ность и другие показатели.

4. Информирование об истории роста. Растущая компания, которая постоянно развивается и крепнет, умеет пользоваться своими возможностями, является такой организацией, с которой люди хотят иметь дело. Это также именно та организация, в которую инвесто­ры хотели бы вкладывать деньги, а клиенты пользо­ваться ее услугами. Таким образом, рассказ о компа­нии как динамично развивающейся организации за­служивает внимания при корпоративном PR.


 

5. Упор на финансовую стабильность и прочность занимаемых рыночных позиций — одно из самых зна­чимых составляющих имиджа компании. Имидж, де­лающий акцент на прочном финансовом и рыночном положении, завоевывает доверие и привлекает к орга­низации клиентов и инвесторов. Очевидно, что еже­годно публикуемый финансовый отчет является необ­ходимым, но далеко не единственным способом разви­тия имиджа в этом направлении.

6. Изменение названия организации. Иногда орга­низации изменяют свое название. Чтобы новое назва­ние «застряло» в памяти людей, о нем следует широко заявить. Лишь при условии постоянного повторения люди узнают о новом названии и новом имидже ком­пании.

7. Чрезвычайные ситуации. Все компании иногда попадают в чрезвычайные обстоятельства, например, возникают пожары, поломки компьютерной сети, про­исходят перерывы в предоставлении услуг, выпуске товаров. Наилучшим способом разъяснить позицию компании (не опасаясь, что что-то будет извращено или неправильно доведено до ведома общественности журналистом или редактором) является открытое ин­формирование посредством СМИ. Подобный подход позволяет дать исчерпывающую информацию о при­чинах возникновения проблемы, шагах по ее преодо­лению и тем самым сберечь свою репутацию.

■ 6.6. Инструментарий имиджмейкера __________

В данном подразделе предлагается краткий обзор приемов и инструментов, которыми пользуются прак­тикующие имиджмейкеры и PR-специалисты. При кон­струировании имиджа необходимо умело пользоваться инструментарием имиджмейкера, в который входят: позиционирование, мифологизация, эмоционализация, дистанцирование, визуализация и внедрение модели восприятия.




Визивниирише

Позиционирование мы можем себе представить. _^ как помещение объекта в благоприятную для него ин- I"/


формационную среду. Самым элементарным приме­ром позиционирования можно считать те или иные на­именования. К примеру, назвав чеченцев «бандфор­мированиями», можно оправдать широкий круг про­тиводействующих им мероприятий, невозможных при борьбе с чеченцами-«повстанцами». Позиционирова­ние можно представить себе как вытягивание в объек­те тех характеристик, в которых наиболее заинтересо­ван потребитель. Именно потребитель, потому что его интересуют преимущества объекта для него самого, а не для кого-то другого.

Для целей практического применения позициониро­вание можно представить как серию из трех последова­тельных операций: трансформация, утрирование и пе­ревод (рис. 6.3). При трансформации мы ограничиваем объект только теми характеристиками, которые инте­ресны потребителю. Затем мы утрируем эти нужные нам характеристики, полностью уходя от характерис­тик, которые не являются сильными, с точки зрения по­требителя. И наконец, для усиления подаваемого сооб­щения мы осуществляем «перевод» предлагаемой сово­купности выбранных характеристик для передачи по разным каналам коммуникации (см. также п. 3.1).


Мвфомгнзацм

Эффективная коммуникация не столько задает но­вые сообщения, сколько апеллирует к уже имеющим­ся в нашем сознании представлениям. Мифологиза-


ция является подстройкой под уже имеющийся в мас­совом сознании миф. Мифы отнюдь не являются ана­хронизмами прошлого. В широком понимании мифы задают правила устройства нашего мира. Как говорил один из героев братьев Стругацких: «...миф есть опи­сание действительного события в восприятии дурака и в обработке поэта». Человеческое сознание вообще мифологично, если миф рассматривать в качестве «нейтрализатора между всеми культурными бинарны­ми оппозициями, прежде всего между жизнью и смер­тью, правдой и ложью, иллюзией и реальностью» [13, с. 170]. Так, мифами являются следующие утвержде­ния: «Отец — глава семьи», «Дети должны хорошо учиться», «Здесь так не делают», «Светлое завтра». Примерами наиболее часто используемых мифов служат следующие:

• Партийные мифы (идеология партии; истинность выводов ее апологетов).

• Государственные мифы (администрация района от­вечает за всю свою территорию).

• Семейные мифы (мужчина — защитник, женщи­на — хранительница очага).

• Детские мифы (волшебное слово «спасибо», роль «честного слова»).

• Исторические мифы (роль народных масс и лично­сти в истории).

• Управленческие мифы (руководитель всегда прав, организация должна быть построена по функцио­нальному признаку, управление и менеджмент — одно и то же, природа менеджмента и управления различна) и др.

Итак, прием мифологизации учитывает имеющие­ся в сознании потребителя имиджа мифы и усиливает их в целях продвижения этого имиджа.


Эмоцооиашацпя

В коммуникации очень важным является правиль­ное соотношение рациональных и эмоциональных со­ставляющих воздействия. Письменный текст по форме ориентирован рационально, поскольку в процессе его прочтения требуется совершить перевод текста в эмо­циональные представления. Визуальная или звуковая



Глава 6



Управление имиджем


 


информация более эмоционально окрашена, легче про­ходит фильтры аудитории и лучше запоминается.

Эмоционализация — это переориентация сообще­ния на язык и цели аудитории, то есть максимально ра­зумная стратегия с точки зрения говорящего, если пе­ред ним стоит задача понравиться аудитории. Попро­буем выделить пути проникновения эмоций в наши сообщения (являющиеся соответственно инструмен­тами эмоцинализации).

1. Конкретизация — рассказ о конкретном объекте может стать главным источником эмоций.

2. Сопереживание — как подстраивание под чужую эмоцию.

3.  Заимствование чужих эмоций — это ссылка на чу­
жие победы, чтобы сделать их своими, привлекая
тем самым дополнительных сторонников.
Значительная часть телевизионной рекламы пива по­
строена на эмоционализации — рекламируется не пиво
как алкогольный напиток, а живое, теплое общение
в дружеской компании вместе с пивом марки «ВВВ».









Дистанцирование

Мы говорили уже об этом механизме выше. Приме­нительно к имиджу добавим, что частой задачей поли­тика является необходимость уберечь свой имидж от явно негативных ассоциаций. Так, президенты убира­ют премьер-министров, перекладывая на них груз не­гативных эмоций и дистанцируясь от вины за пред­принятые шаги.

Особую роль дистанцирование имеет в случае кри­зисных ситуаций. «Источником зла» становятся как внешние факторы: непредвиденные обстоятельства, де­ловой и политический климат в регионе; так и внутрен­ние: нерадивые подчиненные, оставшиеся с былых вре­мен здания, сооружения, связи, которые «непосильным ярмом лежат на предприятии». Прекрасным примером дистанцирования служит успешное лоббирование рос­сийскими автопроизводителями повышения налоговых пошлин на ввоз подержанных иномарок. Свою неспо­собность организовать производство качественных ав-томобилей они объясняют конкуренцией со стороны I Зи дешевых иномарок, ввозимых в Россию.


От чего руководитель никогда не должен дистанци­роваться, так это от процесса управления. Еще лучше, если дистанцирование от источников кризиса «густо приправлено» заявлениями о контроле над ситуацией, предложениями о «конкретных» мерах по управлению (исправлению) ситуацией и пр. При этом нужно огово­риться о безусловном соблюдении профессиональной этики и недопустимости откровенного обмана.


Впздалпзацоя

Памятуя необходимость имиджевого воздействия сразу по нескольким каналам, отметим, что самым важным из них является отнюдь не вербальный, а ви­зуальный канал. Так, Тони Блэр демонстрируется анг­лийской прессой в визуальных ракурсах, которые со­ответствуют типу читателей газет. Блэр в резиновых сапогах — для сельских жителей, Блэр с сигарой — для молодежи, Блэр в соборе — для верующих.

Президент РФ В. Путин также периодически меня­ет свой визуальный образ, обращаясь к разным ауди­ториям: наряду со строгим костюмом он появляется перед публикой в форме морского офицера, каске шахтера, горнолыжном костюме, свитере спортивного покроя, кимоно дзюдоиста и т. п.

Имидж испытывает сильнейшее воздействие от срав­нения визуального образа объекта с визуальным обра­зом собеседника. Так, во время одной из встреч Р. Рейган вышел к М. Горбачеву в пиджаке, в то время как Горба­чев был одет по-зимнему. В результате публика увидела «молодого» Рейгана и «старого» Горбачева [11, с. 174].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: