1. Методики количественного измерения эффективности PR.
2. Критерии качественной оценки эффективности PR.
3. Анализ проблем оценки и измерения эффективности PR.
4. Оценка эффективности пресс-конференции: методика, инструментарий, содержание.
5. Международные стандарты эффективности PR.
Вопросы для обсдждевия
1. Почему возникает потребность в выработке универсальных стандартов и критериев оценки эффективности PR?
2. Почему оценить эффективность PR-кампании достаточно сложно? Какие крайние точки зрения на возможность оценки эффективности PR распространены среди специалистов?
Гяава IB
3. В чем суть методики EAV?
4. Какую методику измерения эффективное™ PR предлагает Г. Тульчинский? В чем ее преимущества и возможные недостатки?
5. Как можно оценить эффективность внутрикорпоративных коммуникаций крупной компании?
6. В чем заключается суть и оригинальность подхода немецких специалистов к измерению эффективности PR?
Ршимддемые источники
1. Беленков С. В поисках формулы «Философского камня» PR // Советник. № 7 (67).
|
|
2. Катлип СМ., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз: Теория и практика: Уч. пос. 8-е изд. Пер. с англ. М.: Вильяме, 2000. 624 с: ил. С. 84-92, 114-116.
3. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2003.
4. Макинтайр А. После добродетели: исследования теории морали. М: Академический Проект, 2000. С. 106.
5. Ньюсом Д., ВанСлайк Д.Т., Кркеберг Д. Все о PR: Теория и практика паблик рилейшнз. М.: Имидж-контакт; Ин-фра-М, 2001.
6. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. Киев: Рефл-бук; Ваклер, 2001.
7. Серебряков С Контроль эффективности PR как первоочередная задача немецких специалистов. Рецензия на книгу PR-Erfolgskontrolle. Frankfurt: IMK der Verlags-gruppe Frankfurter Allgemeine Zeitung GmbH, 1995 // Советник. №7 (67).
8. Телешова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М.: Инфра-М, 1998.
9. Тульчинский ГЛ. PR фирмы: технология и эффективность. СПб.: Алетейя, 2000.
10. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. Пер с англ. М.: Имидж-контакт: Инфра-М, 2002.
11. Sinickas A.D. Tracking the evolution of our work by the revolution in communication measurement //Journal of employee communication management.
12. Sinickas A.D. Linking internal communication measurements to business goals // Internal communication focus. 1997. October.
Глава 11
ПРОЦЕДУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ФДСИЛНТДЦНЯ И МЕДИАЦИЯ
Вот моргает мне, гляжу, председатель:
Мол, скажи свое рабочее слово!
Выхожу я, и не дробно, как дятел,
А неспешно говорю и сурово:
«Израильская, — говорю, — военщина
Известна всему свету!
Как мать, — говорю, — и как женщина
Требую их к ответу!»
А. Галич. О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира
11.1. Понятие фасилитации, групповая эффективность
11.2. Этапы фасилитации. Мозговая атака
|
|
11.3. Понятие медиации
11.4. Стадии процесса медиации
В процессе работы организации мы постоянно сталкиваемся с проблемой: каким образом лучше организовать мероприятие, чтобы облегчить достижение того или иного результата? Корни такой проблемы кроются в решении целого ряда процедурных вопросов, таких как учет и интерпретация мнения каждого участника, составление сценария действий на каком-либо мероприятии, умение принять решение в ограниченные сроки, возможность обойти конфликты в ходе обмена мнениями и найти оптимальный режим всех согласований.
Понятие фасилитации
На помощь приходит широко распространенная на Западе, но менее известная в России процедура фасилитации. В принципе фасилитация — это не что иное, как эффективная технология решения проблем групповой работы.
В узком смысле фасилитация — это предложение разных процедур, игровых ситуаций, в процессе кото-
273
274
Глава 11
рых клиенты делают выводы. Фасилитатор задает процедуру, которая дает участникам возможность понять проблему и ее очевидность и отрабатывает какие-то навыки. Например, группе дается задание построить из фиксированного набора вещей нечто с целью более досконально отследить командную работу и работу лидера.
Фасилитация представляет собой процесс, где специалист (фасилитатор), приемлемый для всех членов группы, нейтральный и не имеющий права принимать решение, помогает группе улучшить способы идентификации проблем и принятия решений за счет организации конструктивной совместной деятельности [6, с. 182]. Фасилитация постепенно вытесняет такие широко практикуемые, но недостаточно результативные способы решения проблем, как дискуссия, обмен мнениями, административное решение, волевой приказ.
Установлено, что возникновение феномена фаси-литации зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость фасилитации от пола, возраста, статуса, других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим [6].
Различают базовую фасилитацию, когда процессом управляет фасилитатор, предлагая группе наиболее эффективные, с его точки зрения, приемы работы, и развивающую фасилитацию, когда члены группы сами ведут процесс обсуждения и принятия решений, а фасилитатор лишь корректирует его, подсказывая, как быстрее или конструктивнее решить проблему. Разница заключается в том, что в первом случае фасилитатор сам делает нечто для группы, а во втором — скорее обучает группу выполнению аналогичной задачи собственными силами.
Итак, независимо от вида, фасилитация — это всегда процесс, проходящий внутри некой группы людей. Во внимание принимаются все формы и способы вза-
■рцвиные юехшв21у: фасшдацн ■ меднщ ________________
имодействия внутри группы: как члены группы комму-ницируют друг с другом, как находят общее понимание проблем, как принимают решения и разрешают конфликты. И наблюдая за этим процессом со стороны, фасилитатор повышает групповую эффективность прежде всего за счет улучшения процесса совместной работы, а именно, за счет согласования правил группового общения и действия и обучения членов группы способам более эффективного поведения.
Решая эту задачу, фасилитатор должен четко представлять себе, из каких элементов складывается групповая эффективность и как эти элементы взаимодействуют между собой.