Проектный расчет ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени вала.
7.3.1 Проектирование вала-шестерни
Выступающий конец вала-шестерни выполним цилиндрическим (рисунок 7.3.1.1).
Под звездочку цепной передачи
,
где – крутящий момент на проектируемом валу, Нм.
мм.
Диаметры и длины ступеней валов принимаем стандартными из ряда нормальных линейных размеров по ГОСТ 6636 – 69 /4, с. 326/.
Примем
мм.
мм – под ведомый шкив ременной передачи.
Для большей технологичности деталей, по значению диаметра , назначим одинаковые фаски и галтели для всех валов редуктора /4, с. 188/.
мм;
мм.
Под уплотнение крышки с отверстием
,
где – высота буртика, мм /4, с. 113/.
мм.
Примем /4, с. 191/
мм.
мм.
Под резьбу
мм.
мм.
Под подшипник
мм.
– определим графически, на эскизной компоновке редуктора.
Под шестерню
,
где – фаска подшипника.
мм.
Примем
мм.
– определим графически, на эскизной компоновке редуктора.
Произведем предварительный подбор подшипников для вала-шестерни /4, с. 115/.
При частоте вращения мм и быстроходном вале примем следующий подшипник (рисунок 7.3.1.2, табл. 7.3.1.1)
Рисунок 7.3.1.2 – Подшипник вала-шестерни
Таблица 7.3.1.1 – Характеристики подшипника для вала-шестерни
Тип | , град | , мм | , мм | , кН | , кН | Серия |
7309 | 12 | 100 | 27,5 | 76,1 | 59,3 | средняя |
Наименование параметров в таблице
– угол контакта;
– диаметр внешнего кольца подшипника;
– ширина подшипника;
– грузоподъемность динамическая;
– грузоподъемность статическая.
7.3.2 Проектирование тихоходного вала
Выступающий конец вала выполним цилиндрическим (рисунок 7.3.2.1).
Под шестерню цилиндрической передачи
,
где – крутящий момент на проектируемом валу, Нм.
мм.
Примем
мм.
– под шестерню.
Под уплотнение крышки с отверстием и подшипник
,
мм.
Внутренние кольца подшипников выполняют диаметрами кратными пяти, поэтому примем
мм.
мм.
Под колесо
,
мм.
Примем
мм.
,
где мм – ширина венца колеса;
– расстояние от вращающихся поверхностей колеса до стенок корпуса, мм (рисунок 7.3.2.2).
,
где – наибольшее расстояние между колесами передачи.
мм.
мм.
Под подшипник глухого участка вала
мм.
,
где – ширина подшипника.
Подберем следующий подшипник (табл. 7.3.2.1)
Таблица 7.3.2.1 – Характеристики подшипника для колеса
Тип | , град | , мм | , мм | , кН | , кН | Серия |
7312 | 12 | 130 | 34 | 118 | 96,3 | средняя |
мм.
Примем
мм.
7.3.3 Компоновочная схема редуктора
На рисунке 7.3.3.1 представлена компоновочная схема редуктора.
Рисунок 7.3.3.1 – Компоновочная схема редуктора
Расстояние от вершины колеса до нижней стенки корпуса под масло определим по формуле
мм.
7.3.4 Подбор и проверка шпонок
Подбор шпонки для вала-шестерни редуктора. По диаметру участка вала мм берем шпонку со следующими параметрами /4, с. 450/:
мм – ширина шпонки;
мм – ширина шпонки;
мм – глубина паза вала;
мм – глубина паза ступицы;
мм – диапазон длин шпонок.
Проверку шпонок проведем по условию смятия /2, с. 21/, где минимальную рабочую длину шпонки определим по формуле (рисунок 7.3.4.1)
,
где – крутящий момент на валу, Нм;
МПа – крутящий момент на валу.
Рисунок 7.3.4.1 – К подбору и проверке шпонок
мм.
Длину шпонки определим
мм.
Примем стандартную длину шпонки /4, с. 450/
мм.
Подбор шпонок для тихоходного вала редуктора. По диаметру участка вала мм берем шпонку со следующими параметрами:
мм;
мм;
мм – глубина паза вала;
мм – глубина паза ступицы;
мм.
мм.
Длину шпонки определим
мм.
Примем стандартную длину шпонки
мм.
По диаметру участка вала мм берем шпонку со следующими параметрами:
мм;
мм;
мм – глубина паза вала;
мм – глубина паза ступицы;
мм.
мм.
Длину шпонки определим
мм.
Примем стандартную длину шпонки
мм.