Раздел I. Возникновение понятий «виртуальная» и «дополненная реальность» в жизни общества

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Политология и международные отношения»

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «История и философия науки»

 

ТЕМА

«Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность»

Выполнил(а):

Аспирант(ка) Оболенский

Денис Михайлович

 

 

 

Проверила:

Д. филос. н.,

профессор Жиртуева Н. С.

 

Севастополь

2020


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

РАЗДЕЛ I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ВИРТУАЛЬНАЯ» И «ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.. 5

РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ», «ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА.. 11

РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЕЙ.. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 24

 



ВВЕДЕНИЕ

 

В XXI веке наше общество вступило в новую эру развития, ознаменовавшую эпоху информатизации и цифровизации всех сфер общественной жизни человека. Переход человечества в информационную эпоху и образования цифрового общества, был осуществлен с помощью всевозрастающего влияния новых информационно-коммуникационных технологий на все сферы общественной жизни. Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире.

С одной стороны, новые технологии играют решающую роль в промышленном производстве, определяют экономическую и политическую динамику, с другой – компьютеры, Интернет и мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни значительного числа людей. Именно интернет как средство распространения, хранения и обмена информацией представляет собой стержневой элемент инфраструктуры информационного общества. Его распространение сопряжено с появлением новых видов социальных практик, которые меняют привычные формы работы, образования, развлечения, общения и организации быта.

В итоге мы становимся свидетелями рождения новой «информационной» цивилизации, в которой коммуникационная связь на основе цифровых технологий преобразует большую часть привычных способов жизнедеятельности человека и общества.

Однако информационная цивилизация демонстрирует не только огромные успехи, но и порождает новые опасности. Стремление создать единый информационный порядок во всем мире вызывает неожиданные трудности. Не всегда можно просчитать все социальные и экономические факторы, а просчет даже в каком-то одном звене может вывести из строя всю систему.

С помощью новейших политических технологий, обеспеченных средствами информатики, можно формировать любое общественное мнение, манипулировать человеческим сознанием. Последствия информатизации общества будут различными для разных народов, регионов и стран, в зависимости от их экономического, технологического и политического развития, от их культуры, традиции и менталитета. И это различие в последствиях информатизации может привести к еще большему расколу человечества.

В связи с подобными тенденциями в современном обществе, не меньшее значение наравне с информатизацией, имеет явление – виртуальной реальности: ее значение, сфера применения, роль в человеческой деятельности и развитии. Виртуальная реальность (а также ее технология-компаньон, «дополненная реальность») – явление, о котором размышляли философы и мыслители разных эпох. Однако наибольшее внимание оно получило в нашу бытность, в результате высоких достижений в научно-техническом развитии человечества. И сегодня, о виртуальной реальности говорят не как о чем-то абстрактном, а о вполне реальном факте, влияющим на современную жизнь человека. Но что же такое «виртуальная реальность»? Какое влияние это явление оказывает на мир? И насколько сильно данные технологии могут повлиять на человечество?

Целью данного реферата является рассмотреть проблему виртуальной реальности в информатике и влияние виртуальной реальности на жизнь человека.

Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Проследить трансформацию понятия «виртуальная и дополненная реальность» в развитии общества.

2. Определить философское значение понятий в начале 21 века.

3. Исследовать основные особенности «виртуальной» и «дополненной» реальности с целью определения значения «виртуализации» мира в жизни человека.

Объектом исследования является бытие человека[1].

Предмет исследования – является виртуальная реальность в контексте бытия человека.


РАЗДЕЛ I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ВИРТУАЛЬНАЯ» И «ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

В современном обществе понятия «виртуальная реальность», «дополненная реальность» стала стали своего рода феноменом. Широкую известность данные понятия получили в последние десятилетия, в том числе из-за бума развития информационных технологий и увеличения вычислительной мощности.

Под «виртуальной реальностью» большинство людей понимают некоторый мир, созданный компьютерными средствами, который можно ощутить через привычные для человека органы восприятия: зрение, слух, обоняние, и другие. Понятие «дополненная реальность» идет дальше, и позволяет совмещать компьютерные объекты и привычную реальность, дополняя и расширяя ее.

Прототипом виртуальной реальности послужили компьютерные модели миров, давшие возможность пользователям манипулировать объектами внутри этих миров. Это дало практически неограниченный простор для моделирования, для искусственного воспроизведения жутко сложных процессов, от химии до социологии, в том числе попытке смоделировать обычную, окружающую нас реальность.

На момент 2020 года виртуальная реальность активно используется для моделирования, проведения экспертов, в индустрии развлечений. Созданы проекты с использованием дополненной реальности. Сфера их применения – музейное дело, проектирование, медицина и т.д. Данные проекты, а также исследуемая в них проблематика, также являются интересом философов.

Существуют множество различных мнений относительно будущего систем виртуальной и дополненной реальности. Немало специалистов подчеркивают, что человечество ожидает полная интеграция с цифровым миром, так называемая «технологическая сингулярность». Существуют и противоположные мнения, утверждающие, что свершившийся факт информационной революции и грядущее новое социально—экономическое-информационное устройство общества, построенное на базе высокотехнологической экономики, приведет к неблагоприятным последствиям. Например, есть мнение, что дальнейшее развитие интернета и интеграции с человеческим сознанием приведет к созданию искусственного интеллекта, разума, последствия появления которого – непредсказуемы. Также имеет место фактор влияния на подсознание и сознание человека виртуальной реальности. Отсутствие достаточных знаний о виртуальной реальности может повлечь за собой неадекватное ее восприятие человеком и обществом. Данные мнения находят свое отражение в культовых фантастических рассказах и фильмах (Нейромант, Матрица, последнему игроку приготовиться и др.). В научных работах исследуются социальные, этические, политические и культурологические вопросы использования ВР.

Проследим трансформацию данного понятия в развитии общества. Если посмотреть на истоки этого термина, то можно увидеть, что корни его уходят далеко в историю, во времена античности. Латинское слово "virtus" означает "доблесть, необычайное качество" и в римской литературе употребляется для обозначения боевой доблести [5, с. 103].

Категория виртуальной реальности активно разрабатывалась в схоластике, она была необходима для решения ключевых проблем, в том числе: возможности сосуществования реальностей разного уровня, образования сложных вещей из простых, энергетического обеспечения акта действия, соотношения потен­циального и актуального.

Подобные понятия рассматривались также известными философами-схоластами Средневековья и эпохи Возрождения [4, с. 52].

В работе Николая Кузанского «О видении бога», он следующим образом решал проблемы актуальности существования и энергии. «…, я гляжу на стоящее передо мной большое и высокое ореховое дерево и пытаюсь увидеть его начало. Я нижу телесными глазами, какое оно огромное, раскидистое, зеленое, отягощенное ветвями, листвой и орехами. Потом умным оком я вижу, что то же дерево пребывало и своем семени не так, как я сейчас его разглядываю, а виртуально: я обращаю внимание на дивную силу того семени, в котором было заключено целиком и это дерево, и все его орехи, и вся сила орехового семени, и в силе семян все ореховые деревья. … Эта абсолютная и все превосходящая сила дает всякой семенной силе способность виртуально свертывать в себе дерево вместе со всем, что требуется для бытия чувственного дерева и что вытекает из бытия дерева: то есть в ней начало и причина, несущая в себе свернуто и абсолютно как причина все, что она дает своему следствию.»

Крупнейший схоласт средневековья, Фома Аквинский, с помощью понятия виртуального характеризовал сосуществование души мыслящей, души животной и души растительной: «… в человеке не присутствует никакой иной субстанционной формы помимо одной только субстанционной души, и … последняя, коль скоро она виртуально содержит в душу чувственную и душу вегетативную, равным образом содержит в себе формы низшего порядка и исполняет самостоятельно одна все те же функции, которые в иных видах исполняются менее совершенными формами. Подобным же образом должно сказать о чувственной душе в животных, о вегетативной душе в растениях и вообще обо всех более совершенных формах в их отношении к формам, менее совершенным» [4, c. 58].

Схоластический философ Сигер Брабанский тоже использовал термин virtus, размышляя о разуме и мышлении: «… разум, от которого исходит мышление, есть высшая способность (virtus) человека» [4, c.60].

Схоластическое понимание реальности имело свои особенности. Так, в качестве второй реальности выступает божественная реальность, в каждом событии обнаруживается замысел Бога. Отсутствует идея иерархичности реальностей. Существует всего 2 реальности – субстанциальная и божественная, обе они – предельные, обе противоречат друг другу.

Существование нескольких «реальностей» признавалось и на Востоке. Так, философия буддизма признает существование нескольких уровней сознания человека. Данные уровни сознания имеют огромные отличия, а значит законы одной из «реальностей» не сводятся к законам другой.

В IV в. ранневизантийский философ Василий Великий утверждал идею того, что некая реальность может породить другую реальность, законы существования которой не будут сводиться к законам существования порождающей реальности. На основе этой идеи он построил модель порождения мира и актуального его существования [4, c.65].

Исаак Сирин, другой византийский философ, утверждал, что соотношение уровней реальностей определяется не их абсолютным статусом, а теми усилиями, которые человек предпринимает, для того чтобы раскрыть для себя, а точнее сказать - породить в себе реальность следующего онтологического уровня. Он предло­жил модель, названную «принципом матрешки»: количество и тины реальностей, которыми человек оперирует, определяются активностью самого человека, и по направлению движения к предельным реальностям, как "вверх", так и "вниз", человек может проходить в принципе бесконечное количество промежуточных. Предельные реальности в перспективе сходятся, суть одно и то же. Исаак Сирин, говоря о том, что есть много промежуточных реальностей, которые человек должен пройти в своем восхождении к Богу, в качестве иллюстрации описывает две промежуточные реальности, называемые им "внутренний человек" и "совершенный человек". При этом каждая следующая раскрывающаяся реальность в "лестнице" восхождения энергетически питает объекты нижележащей и обеспечивает целостность и полноту их бытия.

Важным для концепции «виртуальной реальности» является признание существования нескольких уровней реальностей, не сводимых друг к другу, иначе бы всё сводилось к одной или двум предельным реальностям. Этим объясняется противоречие данной концепции и научной парадигмы мира, главенствовавшей в Новое время.

В Новое время понятие виртуального используется Г. Лейбницем и Дж. Локком в их споре по поводу принципа врожденности идей. Лейбниц приходит к выводу, что душа знает все виртуально. Кроме того, Новое время привносит в понимание виртуального естественнонаучную терминологию, где понятие употребляется первоначально в связи с проблемами отражения и проекции.

Начиная с XIX в. усиливается дополнительная к философской естественнонаучная линия в трактовке понятия. Идея виртуальности возникает в аналитической механике с введением термина «виртуальные перемещения», трактуемых как перемещения «возможные», но не реализуемые. Это не мешает обращаться с ними как с перемещениями реальными и даже рассчитывать работу, осуществляемую на этих перемещениях. В XX веке в физике было введено понятие виртуальных частиц, характеризующихся особым статусом существования. При этом одновременно как в философии, так и в физике был поднят вопрос о реальности подобных частиц. Высказывалась точка зрения, согласно которой виртуальные частицы реально не существуют и нужны только для теории, поскольку «...их реальное существование в неограниченном времени означало бы нарушение закона сохранения и создавало бы мир, который невозможно помыслить, как мир физический, реальный» [9, с. 194]. С другой стороны, существование подобных частиц тоже имеет обоснование, которое заключается в том, что наличие виртуальных частиц дает объяснение многим экспериментально наблюдаемым физическим явлениям. Философское обсуждение данной проблемы значительно расширило онтологические представления о разных уровнях и формах существования.

Понятия «искусственная реальность», «виртуальная реальность» в современном их понимании введены в 60-80х годах нашего века М. Крюгером и Д. Ланьером. Впервые систему виртуальной реальности создали в MIT в 1977 году. По мнению Джерона Ланьера, виртуальная реальность (ВР) – это интерактивная имитация как реалистичных, так и вымышленных сред, иллюзорный мир, создаваемый имитационной системой. Человек помещается в данную имитацию, а она в свою очередь умеет взаимодействовать с человеком с использованием его сенсорики в реальном времени [9, с. 195].

В виртуальных мирах, особенно поддерживающих многопользовательский режим, существует концепция «аватара» - цифрового двойника. Аватара - в индийской мифологии обозначает некоторое воплощение божества в живое существо. Управляемые человеком, эти цифровые двойники могут жить в виртуальном мире, общаться со своими "коллегами", выполнять различные действия, совместно строить и развивать свой виртуальный мир. Человек как бы находится внутри виртуального мира, выступает одним из объектов этого мира.

Концепция дополненной реальности возникла на стыке современных технологий. Она предполагает не создание имитации мира, как делает это ВР, а улучшение, дополнение, трансформацию существующего, объединение реального и виртуального, мира мыслимого и вещного в новую, третью, дополненную реальность.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что данные понятия возникли еще во времена Античности, они оставались актуальными, развивались и трансформировались на протяжении всей нашей истории.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: