Характеризуют особенности продукции, определяющие уровень вредных воздействий на окружающую среду.
Пример:
- содержание вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции;
- вероятность вредных выбросов в окружающую среду;
- уровень вредных излучений (радиационных, световых);
- уровень создаваемых продукцией шума и вибрации, воздействующих на человека.
Экологические показатели можно измерить или рассчитать. Для них устанавливаются ПДК, ПДУ, ПДВ.
Для косвенной оценки экологической ситуации используют качественные показатели. Например, наличие очистительных устройств, наличие экранов, глушителей, пылеуловителей и т.д.
Показатели безопасности
Характеризуют особенности продукции, обуславливающие безопасность человека при ее эксплуатации или потреблении, а также связанные с безопасными условиями ее пр-ва, эксплуатации и ремонта.
Эти показатели отражают требования, обеспечивающие защиту человека в аварийной ситуации.
Пример:
- вероятность возникновения аварийной ситуации;
- время срабатывания защитных устройств;
- сопротивление изоляции токоведущих частей продукции.
Для косвенной оценки безопасности применяются качественные показатели.
Пример:
- наличие блокировки включения высокого напряжения (есть/нет);
- наличие ремней безопасности;
- наличие аварийной сигнализации.
Применимость групп промышленной продукции и групп показателей качества
| Показатели качества продукции | Группы продукции | ||||
| Природное сырье и топливо | Материалы и продукты | Расходные изделия | Неремонтируемые изделия | Ремонтируемые изделия | |
| 1.Показатели назначения | + | + | + | + | + |
| 2.Показатели надежности: а) безотказность | - | - | - | + | + |
| б) долговечность | - | - | - | + | + |
| в) ремонтопригодность | - | - | - | - | + |
| г) сохраняемость | + | + | + | + | + |
| 3.Эргономические показатели | - | - | + | + | + |
| 4.Эстетические показатели | (+) | (+) | + | + | + |
| 5.Показатели технологичности | + | + | + | + | + |
| 6.Показатели транспортабельности | (+) | (+) | + | + | + |
| 7.Показатели стандартизации и унификации | - | - | (+) | + | + |
| 8.Патентно-правовые показатели | - | + | + | + | + |
| 9.Показатели безопасности | (+) | (+) | (+) | (+) | (+) |
| 10.Экологические показатели | (+) | (+) | (+) | (+) | (+) |
Обозначения:
«+» - применимость для данной группы продукции;
«-» - неприменимость для данной группы продукции;
«(+)» - ограниченная применимость для данной группы продукции.
Показатели качества услуги
Особенности оценки качества услуг:
§ Качество услуг трудно оценить численно;
§ Клиент (потребитель услуги) сам является участником технологии ее выполнения;
§ Мала достоверность предварительной аттестации качества услуги;
§ Услуги не складируются, реализуются оперативно, сразу получаются клиентом;
§ Услуги не могут иметь чисто материальный вид;
§ Применительно к конкретному клиенту нельзя сначала попробовать качество услуги (испытать), а потом ее вновь правильнее оказать.
Набор показателей качества услуг:
§ Качество материальных элементов, используемых при оказании услуги;
§ Надежность оказываемой услуги (гарантированность получения вклада в банке);
§ Своевременность – это обеспечение предоставления услуги строго в нужное клиент время;
§ Полнота – предоставление клиенту услуги в полном объеме;
§ Социально-психологический показатель: определяет вежливость по отношению к клиенту, гибкость и предусмотрительность сотрудников и т.д.;
§ Доступность – возможность клиентов без дополнительных проблем воспользоваться услугой;
§ Коммуникабельность – обеспечиваемая фирмой возможность простых и оперативных информационных и материальных обменов с клиентом;
§ Безопасность – гарантирование того, что услуга не причинит вреда здоровью клиента и окружающей среде.






