В Японии после второй Мировой войны совершенствование К возвели в ранг государственной политики. Ишикава предложил кружки К – добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное время с целью поиска мероприятий по совершенствованию К. Они действовали на основе принципов: добровольности участия, регулярности собраний, конкретности проблем, выявления, изучения и оценки проблем К в ходе обсуждения.
Значимость деятельности кружков К для фирмы: кружки К обеспечивают:
а) проведение причинно-следственного анализа
б) выявление мероприятий по сокращению затрат
в) укрепление связей между сотрудниками
г) самообучение членов кружка
Благодаря кружкам К было обеспечено вовлечение в деятельность по обеспечению К непосредственных участников производственного процесса, а позже – всех сотрудников фирмы. Первый кружок зарегистрирован в 1962 году, в 1965 – 3700, а сейчас – порядка 10 млн.
7 принципов японского УК:
|
|
1) вовлечение в процесс обеспечения К каждого сотрудника фирмы
2) использование стат. методов контроля К
3) создание системы мотивации
4) поощрение обучения и повышения квалификации
5) организация кружков К, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления
6) создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных в решении конкретной проблемы
7) превращение проблемы обеспечения К в общенациональную задачу
Японская система УК ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов – программа «пяти нулей» - каждый рабочий не должен делать следующее:
1) принимать дефектную продукцию с предыдущей операции
2) создавать условия для появления дефектов
3) передавать дефектную продукцию на следующую операцию
4) вносить изменения в технологию
5) повторять ошибки
Японская модель иерархии К
соответствие неосознанным потребностям
соответствие требованиям рынка
соответствие назначению (удовлетворение требованиям эксплуатации)
соответствие стандарту (удовлетворение требования стандарта)
Опыт управления качеством в СССР.
Специфика УК в СССР заключалась в том, что эффективные системы УК создавались на предприятиях ВПК. 1955 год – саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИК) – выпускает продукцию в соответствие с НТД. Основные принципы:
1) работник сам проводит контроль и раздельно предъявляет ОТК годную и негодную продукцию
2) если контроллер не обнаруживает дефектов, то партия считается принятой с первого предъявления
3) при первом же обнаруженном дефектном изделии вся партия возвращается изготовителю и считается непринятой с первого предъявления
|
|
4) использовали показатель % сдачи продукции с первого предъявления => система материального и морального поощрения
Организовывались школы К по обучению работников, дни К.
Система КАНАРСПИ – горьковского авиационного завода (К, надежность, ресурс с первых изделий) – основная задача системы – выявление на этапе проектирования и конструирования изделий максимального количества причин отказов и их устранения в допроизводственный период. Использовались методы моделирования и макетирования и ускоренные испытания образцов на надежность.
1960-е годы – ярославское объединение «Автодизель» - система НОРМ (научная организация работ по повышению моторесурса дизельных двигателей) – главный показатель К – ресурс до первого капитального ремонта.
1970-е годы – КСУКП (комплексная система УК продукции) – внедрена на ряде предприятий львовской области, основные функции:
1) сбор информации о К
2) принятие управленческих решений
3) организация выполнения принятого решения
4) контроль за исполнением
5) стимулирование
Система охватывала весь ЖЦП. Недостатки:
1) слабое методическое руководство со стороны отраслевых организаций
2) пассивность руководителей предприятий
3) формальное отношение к организации СМК
4) недооценка роли обучения персонала
5) недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции
6) главный – советские СМК не ориентированы на потребителя