Основные этапы становления и развития PR как управленческой деятельности

Считается, что словосочетание «паблик рилейшинз» («связи с общественностью») родилось в США. В частности, классические монографии повествуют о появлении первых ПР в деятельности вождей американской революции Д. Вашингтона, А. Гамильтона и Т. Джефферсона. Именно Джефферсон в 1807 году впервые употребил термин «общественные отношения» в послании к У11 конгрессу, заменив им выражение «состояние мысли». В 1903 году газетный репортер Айви Ли, которого считают «отцом ПР», стал личным советником Д. Рокфеллера и сумел создать его имидж доброго и заботящегося о людях миллионера, используя многие методы и принципы, которые и по сей день присутствуют в ПР.

Однако в широком смысле «связи с общественностью» и цивилизация имеют один и тот же возраст. Пирамиды, статуи, храмы, надгробья, изображения и надписи в Древнем мире провозглашают божественность правителей, власть которых требует поклонения. Древнее искусство и литература прославляют их героические деяния, угодные богам. В речах власть имущих применяется риторика как важный способ влияния на общественное мнение, что может подтвердить каждый, кто участвовал в выборах. Таким образом, общественные отношения были предметом пристального внимания в системах управления с давних времен. Пропаганда и реклама - древнейшие инструменты управления социальной информацией и воздействия на людей.

Впрочем, в строгом смысле слова, ПР - это детище ХХ века и только в ХХ столетии они и могли появиться в связи с бурным развитием общественного производства. Потребность в «паблик рилейшинз» появляется лишь в условиях цивилизованного рынка, когда «правила игры» на рынке становятся обязательными для всех его участников, когда предложения товаров и услуг стали постоянно опережать спрос, когда у потребителя появилась возможность многовариантного выбора. Развитие средств информации создало возможности доводить до общественности любое уклонение от «правил игры». Одновременно происходят важные изменения и в политической системе западного общества. Введение всеобщего избирательного права и формирование системы институтов гражданского общества (партий, независимых от государства СМИ, профсоюзов, общественных объединений) создали новую ситуацию во взаимоотношениях граждан с государством. Сами институты государственной власти оказались зависимыми от граждан и их объединений.

В начале века, когда появляется электричество, железные дороги, товары, аналогов которым не было на рынке, в маркетинге царствует позиция Генри Форда: «Мой потребитель может иметь автомобиль любого цвета при условии, что этот цвет черный». Именно в это исторический период проявляются открытые столкновения общественных и интересов крупных монополий. Американский публицист, эксперт по коммуникациям Айви Ли принимает участие в улаживании ряда конфликтов, а в 1906 году публикует свою историческую «Декларацию о принципах», ставшую первым моральным кодексом специалистов по связям с общественностью. Можно сказать, что на первом этапе ПР выступали как средство сглаживания экономических и политических противоречий.

Тридцатые годы, период Великой депрессии, безработицы и обнищания широких масс, когда потребителя надо было заставить покупать, в маркетинге эти годы становятся бурным развитием рекламы. Уже к началу 30-х гг. в США ПР сложились как самостоятельная функция менеджмента; в крупных компаниях появились должностные позиции вице-президентов по коммуникациям. Прогрессирующее развитие и распространение средств массовой коммуникации резко увеличивает масштабы и скорость достижения аудитории. Соответственно укрепляется статут ПР как корпоративной функции управления общественным мнением.

Методы принуждения чувствуются и во связях с обществом. Первая мировая война дала мощный толчок в создании правительственных идеологически- пропагандистского аппарата, который превратил воздействие на общественность в «индустрию сознания». В 1919 г. президент Вильсон создает «Комитет по общественной информации», который вырастает в огромное предприятие, показавшее действительное значение организованной службы ПР. Э. Бернейз, один из сотрудников этого комитета, формулирует задачи ПР в своей книге «Анализируя общественное мнение» (1923 г.), которая стала первым теоретическим трудом по паблик рилейшинз: «Сознательное и разумное манипулирование организованными привычками и мнениями масс является важным элементом демократического государства». Рассматривая пропаганду и ПР как равнозначные инструменты манипулирования общественным сознанием, он считает возможным применение методов конкурентной борьбы бизнеса в политическом ПР. «Хорошее правительство может быть продано обществу так же, как и любой другой товар».

Пятидесятые годы - период появления новой концепции маркетинга - маркетинга потребителя. Уже нет абсолютного былого доверия к рекламе - нужны новые инструменты воздействия. Именно в это время приходит осознание исключительной эффективности ПР в кризисной ситуации. В этот период ПР все активнее входит и в политические сферы. Все чаще политические лидеры используют технологии коммерческого ПР, рекламы, маркетинга, начинают специализированно работать над внешним видом, одеждой, речью. Особенно большие изменения происходят в методах проведения выборных кампаний в связи с приходом телевидения. Первым телевизионным президентом США стал Джон Кеннеди, выдвинувший в 1960 г. лозунг: «Новое поколение предлагает лидера» и предвыборную программу «Новые рубежи». Его выступления, транслирующиеся по всей стране, сформировали образ энергичного политического деятеля, искреннего, обаятельного, преисполненного желания сделать как можно больше на благо Америки.

В 1950 г. создается Международная ассоциация ПР (ИПРА), а в 1961 году был принят официальный «Кодекс поведения» в качестве руководства для всех своих членов, который неоднократно пересматривался и в 1986 г. еще раз был обновлен. Данная организация получила официальное признание со стороны ООН в 1964 г. Организации ИПРА имеются в 60 странах. В частности, в США в различных структурах управления работает свыше 170 тыс. Специалистов по связям с общественностью (около 7 тыс. в структурах государственного департамента).

Современные 80-90- гг. - период бурных изменений в обществе, когда классические рычаги управления теряют свою эффективность. Технологии ПР же используют любые положительные действия, направленные на улучшение контактов между организацией и ее многообразной общественностью.Благодаря посреднической деятельности паблик рилейшинз, руководство организации получает важный ресурс в учете возможной реакции общественности, организации правильного отношения к общественному мнению, создании «общественного лица» организации и ее руководства, устраняя в условиях конкуренции активное противодействие общественности, снижая уровень конфликтности и обеспечивая собственную жизнеспособность с учетом интересов общественности. В этот период исключительно большое внимание стали уделять ПР в органах государственной службы. Связи с общественностью становятся необходимым фактором политической и социальной стабильности, формируют имидж властных структур, способствуют созданию гибкой и открытой управленческой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: