Модели PR, их отличительные черты

На различных этапах развития человечества исследователи фиксируют четыре содержательные модели PR-деятельности:

1. «Манипуляция», «пропаганда», «паблисити». (Тоталитарные, авторитарные государства). Характерные черты: любые средства используются для привлечения внимания общественности, давление на неё; потребитель-жертва; правдивость и объективность информации – необязательные условия, этические аспекты игнорируются; главный проводник – СМИ.

2. «Информирование», «информирование общественности», «общественная осведомлённость». Всё это может быть приравнено к понятию «журналистика». Развивается по мере конкуренции в корпоративных изданиях в период промышленного переворота XIX века, имеет развитие в период индустриального общества. Характерные черты: регулярная работа со СМИ, цель – распространение информации; информация точна и правдива, только позитивна (негативные факты и события yмалчиваются); исследование обратной связи не предполагается; технология «журналист на фирме».

3. «Двусторонняя асимметричная коммуникация» (возникает в начале XX века, связана с именами А. Ли, Э. Бернэйза, А. Пейджа). Характерные черты: использование исследовательских методов (для определения, какая информация вызовет положительную реакцию общественности, поэтому «двусторонность», диалог); результат ассиметричен – выигрывает только организация, а не общественность; PR носит прагматический характер, организация преследует цель – получение выгоды.

4. «Двусторонняя симметричная коммуникация» (возникает в ситуации регулируемого бизнеса). Характерные черты: полное осознание субъектом PR-деятельности необходимости взаимопонимания и учёта взаимопонимания среды и организации; PR-деятельность направлена на достижение взаимной пользы фирмы и общественности («симметричность»); проведение переговоров, заключение договоров, разрешение конфликтов, что ведёт к изменениям во взглядах, мнениях и поведении общественности и организации; переход от журналистских и рекламных функций PR-специалистов к исследовательским и консультативным; законченность, выражающаяся в прямом влиянии PR-технологий на экономические показатели и социальные аспекты; идеологичность (идеальная модель):

механизм взаимодействия организации и среды – партнёрство;

клиент, потребитель, покупатель – партнёры по бизнесу.

Предпосылки и причины возникновения PR как самостоятельной деятельности.

Возникновение сферы деятельности в области влияния на общественное мнение относится к древним временам.

Деятельность PR существовала на протяжении всей истории человечества. Общественные связи с древних времен являлись одним из элементов управления.

Сам термин «public relations» впервые был высказан в 1807 г. президентом США Томасом Джефферсоном в «Седьмом обращении к Конгрессу».

PR как самостоятельная область знания, науки и деятельности относится к началу XX в. Первое бюро PR возникло в 1912 г. при американском телефонно-телеграфном объединении. В1918 г. курс PR был впервые включен в учебный план штата Иллинойс. В 1923 г. Э. Бернауз выпустил первую книгу по PR «Кристаллизируя общественное мнение».

В Т930 г. в США PR сформировались как самостоятельная функция менеджмента.

Одним из важнейших факторов крупномасштабного внедрения PR является то, что принцип социальной ответственности предпринимателя перешел из категории желательного в категорию обязательного. Этому способствовала расширяющаяся свобода выбора для потребителей в условиях «рынка покупателя».

В1948 г. в Великобритании был открыт Институт общественного мнения.

В 1955 г. в Лондоне была открыта Международная Ассоциация public relations. В настоящее время ока объединяет специалистов из 65 стран мира. Также в Великобритании существует Центральное информационное агентство, которое предоставляет различные консультативные услуги в области общественного мнения.

В 1970-х гг. PR получает распространение по всему миру. Подразделения по общественным связям существуют в Международном валютном фонде и Европейской байке реконструкции и развития.

Можно выделить 3 группы причин, явившихся предпосылками развития системы связей с общественностью.

1) социальные причины (появление массовой прессы, пресс-посредничества, рекламы как инструмента влияния на психологию масс);

2) экономически е причины (концентрация капитала, развитие массового производства, перенасыщение рынка товарами, развитие и совершенствование свободного предпринимательства, свободного рынка, развитие маркетинга);

3) политические причины (установление отношений между государством и монополиями, различными социальными институтами, попытка государства ограничить власть монополии, «ведение антимонопольного законодательства, создание отделов государственных учреждений по делам общественности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: