Раздел 1. Предварительная подготовка студента к производственной педагогической практике
Задание 1: Знакомство с базой практики
Задание 2: Разработка мастер-классов по прикладным видам искусства и народных промыслов под руководством преподавателя
Задание 3: Разработка уроков и занятий по изобразительному, декоративно-прикладному искусству под руководством преподавателя
Задание 4: Осуществлять подбор литературного и иллюстративного материала для проведения диспутов, бесед, показов, выставок под руководством преподавателя
Цель: осуществить коммуникативные связи с детским коллективом, руководством и педагогами на базе практики, под руководством педагога, разработать мастер-класс, план урока согласно образовательной программы учреждения.
Освоит:
-приемы коммуникации;
-приемы и методы разработки мастер-класса;
-приемы и методы разработки плана –урока.
Научится:
-осуществлять коммуникативные связи с детским коллективом, руководством, коллегами, педагогами;
|
|
-приемам и методам разработки мастер-класса;
-приемам и методам разработки плана –урока.
В результате выполнения практических заданий студент должен
иметь практический опыт:
-составления конспектов уроков по исполнительскому мастерству, материаловедению и специальной технологии;
уметь:
-включать теоретические знания из области психологии и педагогики в практическую преподавательскую деятельность;
-применять различные формы организации учебной деятельности;
-формировать межличностные отношения и внутригрупповые взаимодействия в профессиональной деятельности;
-пользоваться специальной литературой;
-применять учебно-методические материалы по обучению исполнительскому мастерству;
-разрабатывать учебные образцы по конкретным видам;
-содержание и методы обучения в декоративно-прикладном искусстве;
-общие формы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
-методы и способы обучения художественно-техническим приемам изготовления изделий декоративно-прикладного искусства;
-профессиональную терминологию;
-специальную литературу по художественной педагогике в декоративно-прикладном искусстве.
Профессиональные компетенции
Общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
|
|
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК 3.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.
ПК 3.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 3.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу образовательного процесса, методике подготовки и проведения урока.
ПК 3.4. Использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ПК 3.5. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
ПК 3.6. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых художественных школ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ:
Каждому студенту на консультации куратор практики выдает инструкции и план-задание, по которому он должен проводить различные виды деятельности: организационно-управленческую, педагогическую, художественно-творческую. Материалы для дальнейшей работы на базе практики. Каждый день студент-практикант фиксирует в дневнике практики виды работ, сроки и время исполнения. Опираясь на примерный план урока, примерный план-конспект студент сможет провести пробные, а затем и открытые уроки с детьми разного возраста: младшего школьного; среднего школьного; старшего школьного.
(Примерный) ПЛАН-ЗАДАНИЕ
По ПП 02. Производственная педагогическая практика
профессионального модуля
ПМ.03. Педагогическая деятельность
МДК 03.02. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Курса, 8 семестр
(36 часа)
№ п/п | Содержание работы | Навыки и умения | Вид деятельности | Количество часов | ||
Раздел 1. Предварительная подготовка студента к производственной педагогической практике | 6 | |||||
1.1. | Знакомство с базой практики | Организовать социально-творческую деятельность в образовательных учреждениях. | Организационно-управленческая деятельность | 1 | ||
1.2. | Разработка мастер-классов по прикладным видам искусства и народных промыслов под руководством преподавателя | Проводить мастер-классы по декоративным видам искусства и народным промыслам (по видам | Художественно-творческая деятельность Педагогическая деятельность. | 2 | ||
1.3. | Разработка уроков и занятий по изобразительному, декоративно-прикладному искусству под руководством преподавателя | Разработка конспектов уроков | Педагогическая деятельность. | 2 | ||
1.4. | Осуществлять подбор литературного и иллюстративного материала для проведения диспутов, бесед, показов, выставок под руководством преподавателя | Проводить беседы, диспуты, выставки | Художественно-творческая деятельность. | 1 | ||
Раздел 2. Работа студента на базе практики
| 10 | |||||
2.1. | В течение практики студент работает в качестве помощника педагогических работников творческого коллектива базы практики (диспуты, выставки, вернисажи, мастер-класс) под руководством преподавателя | Осуществлять помощь преподавателю в проведении уроков Проводить психофизический тренинг Выявлять речевую характеристику художественного образа при анализе творчества художников, развивать навыки речевого общения и взаимодействия. Применять навыки выполнения практических заданий по декоративным видам искусству. | Художественно-творческая деятельность Педагогическая деятельность. | 4 | ||
2.2. | В течение практики студент работает в качестве помощника педагогических работников творческого коллектива базы практики под руководством преподавателя (оформление и проведение мероприятий) | Осуществлять художественное оформление интерьера класса, зала, используя навыки пространственного видения. | Художественно-творческая деятельность Педагогическая деятельность. | 6 | ||
Раздел 3. Практика проведения пробных уроков | 12 | |||||
3.1. | Подготовить и провести уроки с использованием компьютерных презентаций по декоративно-прикладному и народному искусству под руководством преподавателя | Использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в педагогической деятельности. Организовывать и проводить художественно-творческую работу в коллективе и с отдельными его участниками с учетом возрастных и личностных особенностей. | Педагогическая деятельность. Художественно-творческая деятельность. | 4 | ||
3.2. | Подготовить и провести уроки по изобразительным видам искусства под руководством преподавателя | Пользоваться специальной литературой, делать педагогический анализ используемых произведений. Общаться и работать с людьми разного возраста; правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению. Организовывать и вести учебно-образовательный процесс в творческом коллективе. Анализировать и применять действующие образовательные программы, пользоваться учебно-методическими материалами. | Педагогическая деятельность. | 4 | ||
3.3. | Подготовить и провести беседы по истории возникновения и развития народного искусства под руководством преподавателя | Подбирать иллюстративный материал соответствующий возрасту и интересам участников творческого коллектива. Использовать разнообразные методические приемы в педагогической и творческой работе с коллективом. | Педагогическая деятельность. | 4 | ||
Раздел 4. Оформление деловой документации практики в соответствие с предъявляемыми требованиями.
| 6 | |||||
4.1. | Подготовить документацию к защите практики | Подписание документации | 2 | |||
4.2. | Подготовить отчет практики | Написание отчета по результатам практики | 2 | |||
4.3. | Подготовить презентацию по итогам практики | Подготовка и выполнение презентации по результатам практики | 2 | |||
Всего | 36 |
Студент_________________________________________
Куратор практики_________________________________
Дата____________________________________________
Примерный план урока
Тема урока_________________________________________________________________
Тип урока:
1. Урок изучения нового материала.
2.Урок закрепления знаний.
3.Урок обобщения и систематизации знаний.
4.Урок проверки и оценки знаний.
5.Комбинированный урок.
6.Урок-игра.
7.Урок-экскурсия.
8.Урок-диалог.
Цель (направлена на конкретный, проверяемый результат, цель одна; глаголы подбираются на детей):
Обучающиеся узнают (научатся, познакомятся, рассмотрят, повторят, закрепят,…)…
Обучающиеся получат возможность научиться…
Задачи (глаголы подбираются на себя):
1. Обучающие
формировать (формирование) у учащихся представления о …;
знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
уточнить…;
расширить…;
обобщить…;
систематизировать…;
дифференцировать…;
учить применять на практике…;
учить пользоваться…;
тренировать…;
проверить….
выявить (выявлять)…;
2. Коррекционно-развивающие (что развиваем и через что):
Коррегировать и (или) развивать)…
эмоционально-волевую сферу (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства) через выполнение…
мелкую моторику через выполнение…
ощущение (зрительное, вкусовое, обоняние) через выполнение…
восприятие (зрительное, слуховое, костно-мышечное) через выполнение…
воображение (представление о …) через выполнение…
память (механическую, логическую, зрительную, слуховую, тактильную, объём памяти) через выполнение…
внимание (концентрацию, переключение, распределение, объём, произвольное запоминание, непроизвольное запоминание) через выполнение…
речь (устную: активную, пассивную, монологическую, диалогическую, интонационную, регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса; письменную: орфографию, грамотность) через выполнение… (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)
мышление (манипулятивно-предметное, предметное, наглядное, наглядно-образное, словесно-логическое, анализ, синтез, обобщение) через выполнение…
3.Воспитательные (формулируются из форм или содержания)
А) воспитывать интерес к учебе, предмету;
В) воспитывать умение работать в парах, в команде;
С) воспитывать самостоятельность;
D) воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.
Оборудование
Ход урока
Этап урока | Цели | Деятельность учащихся (варианты) | Деятельность учителя (варианты) |
I Вводный | |||
Организационный момент | Подготовка учащихся к работе на уроке | по звонку найти свое место; взаимное приветствие; рапорт дежурного, определение отсутствующих; запись числа (с повторением вчерашнего и завтрашнего числа, месяца, времени года) | запись числа (с повторением вчерашнего и завтрашнего числа, месяца, времени года); настрой учащихся на работу, организация внимания; проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид); сообщение темы и цели урока |
Проверка Д/З | Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. | фронтальный опрос; индивидуальный опрос с вызовом к доске; фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам); индивидуальный письменный опрос; уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного); практическая работа; программированный контроль; проверка тетрадей; технические средства обучения. | |
Подготовка к восприятию (актуализация | Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. | загадка; ребус; кроссворд; игра "Четвертый лишний"; словарная работа (связь с новым материалом); проблемный вопрос; другое… | |
II Основной | |||
Целевая установка | |||
Сообщение новой темы | |||
Объяснение нового материала | Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. | рассказ учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами); самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника; вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме); чередование беседы и рассказа; применение ТСО. | |
Первичное закрепление | Закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. | работа с учебником; работа с тетрадью; практическая работа; заполнение таблицы, схемы; выполнение теста; выполнение программированного задания; | беседа; организация практической работы; организация дидактической игры; использование ТСО; |
Вторичное закрепление | выполнение самостоятельной работы; | ||
III.Заключительный | |||
Подведение итогов | Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке. | выводы; вопросы на понимание изученного материала; | |
Объяснение Д/З (Д/З составляет 1/3 от объёма работы на уроке) | Объяснить особенности выполнения Д/З | разбор и запись домашнего задания; | |
Оценивание (само-, взаимо-, учитель) | Оценить работу учащихся на уроке | самооценка, взаимооценка работы учащихся. | оценка работы учащихся. |
Рефлексия |
В течение урока для учащихся проводятся две физ. минутки: первая – на руки – ноги, вторая – на зрение