Аппаратура коммуникации внешней и внутрисамолетной связи

В состав аппаратуры входят панели управления радиосредствами (радиопанели), переговорные громкоговорящие устройства СПГУ (аудиопанели).

Радиопанель позволяет настроить и использовать для радиосвязи любую бортовую радиостанцию. Переговорное громкоговорящее устройство СПГУ обеспечивает внешнюю радиосвязь экипажа с помощью бортовых радиостанций, внутреннюю телефонную связь между членами экипажа, бортпроводниками и техническим персоналом при техобслуживании, прослушивания сигналов наземный радиотехнических средств, аппаратуры спец сигналов и речевой информации.

Состав и тип аппаратуры зависит от типа ВС. На ВС семейства Airbus, Boeing и SSJ-100 на центральном пульте установлены по две панели управления радио RMP и панели управления звуком ACP. Третья панель на ВС Airbus устанавливается на верхнем пульте пилотов.

 

На рис. 7 показана RMP ВС семейства Airbus (кромеA350/A380) и SSJ-100.

Панели RMP являются основным средством для настройки VHF и HF радиостанций, резервным средством для настройки радионавигационных средств, настраиваемых при нормальной эксплуатации автоматически FMGC (ВСС) или вручную с MCDU.

На передней панели RMP расположены следующие органы управления.

Цифровой индикатор «ACTIVE» для индикации значения рабочей частоты настройки выбранного радиосредства, над кнопкой которого треугольный светосигнализатор подсвечивается зеленым цветом.

При работе VHF3 в режиме передачи данных на индикаторе высвечивается надпись «ACARS». В режиме передачи данных (включается при подаче питания в блок управления ACARS – ATSU (ACARS MU), нельзя использовать радиостанцию в голосовом режиме. Режим голосовой связи может быть выбран при установке голосовой частоты в окне активных частот.

Цифровой индикатор «STBY/CRS» для индикации значения резервной частоты/заданного путевого угла (пеленга). Значение резервной частоты перемещается на индикатор «ACTIVE» нажатием кнопки «» взаимной смены частот, при этом при настройке навигационных средств на индикаторе высвечивается значение заданного путевого угла CRS.

Значения параметров, отображаемых на индикаторе «STBY/CRS» устанавливаются сдвоенной ручкой: внутренняя служит для набора цифр после точки - дробных значений числа, внешняя – для набора целых значений.

Светосигнализатор «SEL» Светится на обоих пультах RMP, в случае если настройка радиостанции, взаимодействующей по умолчанию с одной панелью RMP, выполняется на другой:

- радиостанция VHF2, HF2 настраивается панелью RMP1;

- радиостанции VHF1, VHF3, HF1 настраиваются панелью RMP2.

HF-радиостанции по умолчанию работают в режиме однополосной модуляции SSB (single-sideband modulation). Кнопкой «AM» включается режим амплитудной модуляции.

Нажатие на кнопку радионавигации «NAV» (с прозрачным предохранительным колпачком) отключает режим автоматического управления настройкой радионавигационных средств от бортового компьютера FMGC (ВСС) и позволяет экипажу выполнить резервную настройку радионавигационных средств «STBY NAV» с панели RMP. Над выбранной кнопкой светосигнализатор подсвечивается зеленым цветом. Это не влияет на работу, выбранных на пульте RMP радиостанций и установленную для них частоту. Повторное нажатие кнопки отключает режим резервной настройки, возвращая управление от FMGC (ВСС).

Выключатель «ON/OFF» включает электропитание панели RMP.

 

На рис. 8 показана ACP ВС SSJ-100. На ВС Airbus A318/A319/A320/A321, A330/A340 установлены аудиопанели с подобным функционалом.

На панели системы управления звуковой информацией и внутрисамолетной связью (ACP) расположены следующие органы управления.

Переключатель «INT/RAD» (INTERCOM/RADIO) на три положения. Положения «INT» и нейтральное фиксированы, «RAD» - нажимное, его необходимо удерживать.

В положении «INT» осуществляется внутрисамолетная связь с использованием авиагарнитур, микрофона кислородной маски, между членами экипажа, с наземным обслуживающим персоналом, с бортпроводниками без нажатия кнопки PTT. Когда переключатель удерживается в положении «RAD», он работает как кнопка PTT на ручке управления. В нейтральном положении система INTERCOM работает на приём. При нажатии кнопки PTT на боковой ручке управления и выбранном положении переключателя «INT» функция радиосвязи имеет приоритет. При использовании ручного микрофона для передачи сообщения необходимо удерживать кнопку PTT ручного микрофона.

Вызов наземного обслуживающего персонала или бортпроводников осуществляется с панели «CALLS», расположенной на верхнем пульте.

Кнопки - табло (клавиши) передачи в верхнем ряду органов управления ACP позволяют выбрать для передачи любую из пяти радиостанций («VHF1», «VHF2», «VHF3», «HF1», «HF2»), подключить аппаратуру спутниковой связи («SAT», на ВС SSJ-100 не задействована), либо перейти в сеть внутрисамолетной связи («INT»). На нажатии кнопки на ней загорается зеленый светосигнализатор. Одновременно может выть включена только одна кнопка. Разъединение канала связи производится повторным нажатием кнопки или выбором другого канала.

Для вызова экипажем наземного персонала необходимо нажать прямоугольную кнопку - табло «INT». При вызове экипажа с пультов подключения наземного персонала сигнализатор «MECH» мигает желтым цветом, звучит тональный сигнал. Для передачи сообщений следует нажать на эту кнопку, светосигнализатор переходит в режим непрерывного горения.

Система SELCAL постоянно проверяет входной сигнал всех бортовых радиостанций (их количество может быть не более пяти). При получении кода вызова, соответствующего данному самолёту система автоматически определяет на какой приемник пришел сигнал. При этом мигают желтые светосигнализаторы «CALL» на кнопке –табло вызываемой радиостанции «VHF1», «VHF2», «VHF3», «HF1», «HF2», в кабине пилотов срабатывает звуковая сигнализация – одиночный удар колокола.

Для выключения визуального и звукового оповещения необходимо нажать кнопку с индикацией вызова «CALL». Звуковая сигнализация выключена на время взлёта и посадки.

Кнопки – ручки приема позволяют выбирать и регулировать громкость сигналов связных радиостанций, навигационных средств, внутрисамолетной связи и оповещения пассажиров. Нажатая кнопка – ручка выдвигается, подсвечивается белым цветом, снизу появляется белый ободок. Вращая её можно настраивать громкость. Повторное нажатие кнопки разъединяет соответствующий звуковой канал приема, при этом кнопка утапливается.

При нажатии кнопки ручки «INT» выбирается прослушивание канала связи с наземным персоналом. Кнопки – ручки «ADF1,2», «VOR1,2», «LS», «MKR» используются для прослушивания и регулировки громкости сигналов радиомаяков NDB, VOR, ILS и маркерных радиомаяков, «CAB» - прослушивания сообщений бортпроводников «SPKR» - для включения и регулировки громкости прослушивания сообщений через громкоговорители в кабине экипажа, «PA» - для регулировки громкости прослушиваемых в пассажирском салоне сообщений.

Кнопка - табло «VOICE» подавляет сигнал опознавания радионавигационного средства для более четкого приема голосовых сообщений, например, передачу информации ATIS на частоте VOR-маяка.

Для вызова экипажем бортпроводников необходимо нажать прямоугольную кнопку - табло «CAB». При этом на кнопке загорается зеленый светосигнализатор. При вызове экипажа с терминалов связи бортпроводников подсвечивается и мигает желтым цветом сигнализатор «ATT» (Attendant), звучит тональный сигнал. При нажатии на мигающую кнопку загорается зеленый светосигнализатор выбора канала связи.

Нажатие и удержание прямоугольной кнопки – табло оповещения пассажиров «PA», работающей по принципу Push-To-Talk (нажми и говори), позволяет осуществлять громкоговорящее оповещение пассажиров через микрофон авиагарнитуры, кислородной маски или ручной микрофон. Кнопка «PA» имеет приоритет над другими выбранными каналами связи, при этом их зелёные светосигнализаторы гаснут.

Для оповещения пассажиров с использованием ручного микрофона необходимо при нажатой кнопки «PA» на ACP удерживать кнопку PTT на ручном микрофоне.

Для оповещения пассажиров с использованием микрофона авиагарнитуры или кислородной маски необходимо при нажатой кнопке «PA» на ACP удерживать переключатель «INT/RAD» в положении «RAD» или кнопку PTT на боковой ручке управления.

Клавиша «EMER» (Emergency) предназначена для аварийного вызова бортпроводников. При её нажатии в салоне звучит тональный сигнал, сигнализатор «EMER» подсвечивается красным цветом.

Клавиша «CHIME» может быть использована для прослушивания ранее записанных сообщений бортпроводников и членов экипажа для пассажиров.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: