Цифровая линия передачи данных пилот-диспетчер CPDLC

Цифровая линия связи диспетчер-пилот CPDLC предназначена для обмена сообщениями между диспетчерами и пилотами основываясь на использовании набора сообщений, которые соответствуют фразеологии, используемой при ведении радиотелефонной связи, а также передачи сообщений, содержащих произвольный текст.

Диспетчеру предоставляется возможность отвечать на сообщения, включая аварийные, выдавать диспетчерские разрешения, указания и рекомендации, а также, при необходимости, запрашивать и предоставлять информацию.

Пилоту предоставляется возможность отвечать на сообщения, запрашивать диспетчерские разрешения и информацию, предоставлять информацию и объявлять о возникновении или аннулировании аварийной ситуации.

Если соответствующим полномочным органом ОВД не оговаривается иное, повторять словами сообщения CPDLC не требуется.

Диспетчеры и пилоты составляют сообщения CPDLC, используя установленный набор сообщений, сообщения, содержащие произвольный текст, или посредством сочетания обоих методов.

Наземные и бортовые системы обеспечивают отображение, а, при необходимости, распечатку, и хранение, сообщений. Это исключает неправильную интерпретацию персоналом, для которого английский язык не является родным, принятых на слух сообщений.

Применяемый в рамках CPDLC набор сообщений несколько отличаются от используемых речевых эквивалентов вследствие различий между двумя способами передачи: в первом случае - это прямая речь, а во втором – обмен данными, которые могут отображаться в виде текста.

CPDLC обеспечивает прием-отправку следующих типов сообщений:

- ACL (Air traffic control clearance) - позволяет диспетчеру подтверждать указания набора или снижения высоты, основные команды воздушным судам, отдавать команды на выполнение поворотов, изменения курса, передавать инструкции от системы вторичной радиолокации SSR (Secondary surveillance radar).К этому типу сообщений также относится возможность отвечать на запросы воздушных судов.

- ACM (Air traffic control communication management) - поддерживает автоматизированный радиообмен между экипажем и диспетчером через радиостанцию или прямой канал связи от одного сектора к другому.

- AMC (Air traffic control microphone check) - позволяет диспетчеру проверить блокировку канала связи из-за залипания выключателя микрофона.

Каждый член экипажа, независимо друг от друга, должен просматривать каждое входящее сообщение (uplink) CPDLC, перед тем как ответить и/или выполнить содержащееся в нем разрешение, и каждое исходящее сообщение (downlink) CPDLC, перед его отправкой. При выполнении полета усиленным экипажем необходимо в брифинге, при смене членов летного экипажа, включать информацию о статусе ADS-C и CPDLC и обзор сохраненных uplink и downlink сообщений.

Uplink сообщения требуют особого внимания, помогающего исключить случаи, когда экипаж полученное разрешение подтвердил, но не выполнил его. Когда диспетчер посылает uplink сообщение какому-либо ВС, и это сообщение подтверждено (WILCO) экипажем, диспетчер ожидает, что экипаж действует в соответствие с полученным разрешением. Эффективный метод минимизации ошибок – это чтение (тихо, про себя) uplink сообщения каждым членом экипажа, независимо друг от друга, перед обсуждением того, какие действия предпринимать. Независимое чтение – это ключевой элемент, гарантирующий, что какой-либо член экипажа не озвучит предвзятого мнения, отличного от предназначения сообщения. Использование этого метода обеспечивает экипажу достаточный уровень понимания ситуации для выполнения намеченных действий.

Таким же образом исходящие (downlink) сообщения должны просматриваться каждым членом экипажа перед отправкой, независимо друг от друга.

Сообщения могут распечатываться на принтере или выводиться на дисплей в кабине ВС. Принтер может использоваться для архивации сообщений. Экипаж не должен использовать напечатанное на принтере сообщение для его подтверждения.

CPDLC должна внедряться на трассах и в районах аэропортов с интенсивным воздушным движением, как основное средство связи в океаническом и удаленном воздушном пространстве. Она считается не только очень мощной альтернативной системой для обычной УКВ радиосвязи, в случае ухудшения качества связи, отказа или блокировки, но и средством доставки или информирования о неблагоприятных погодных условиях.

В соответствии с документом EASA - Supplemental Type Certificates (STC) 21, в континентальной части Европейского региона, должны соблюдаться следующие ограничения: CPDLC является дополнительным средством связи, основным средством должна оставаться голосовая связь. CPDLC должна использоваться только для обычных обменов сообщениями во время полетов по маршруту в верхнем воздушном пространстве.

При выполнении полета в воздушном пространстве, где по местным процедурам предписывается использование CPDLC в качестве основного средства связи, голосовая связь используется как резервное средство (например, связь по МВ, ДКМВ или SATCOM). При аварийной ситуации экипаж обычно переходит на голосовую связь. Ответ на сообщение CPDLC выполняется через CPDLC, а ответ на голосовое сообщение должен быть сделан голосом.

Независимо от того, используется ли CPDLC как основное средство связи или нет, экипаж должен постоянно прослушивать аварийную частоту. Дополнительно, экипаж должен постоянно контролировать SELCAL на указанных частотах.

 В Европе развернута и с 2013 года функционирует сеть CPDLC LINK 2000+.

Комбинация использования RNP с CPDLC и контрактным наблюдением ADS-C позволяет применить уменьшенные интервалы бокового и продольного эшелонирования, увеличив пропускную способность воздушного пространства.

В настоящее время CPDLC в России не применяется, хотя уже много лет функционирует в верхнем воздушном пространстве в ряде европейских регионов и США. При этом соответствующее оборудование установлено на отечественных ВС ТУ-214ОН, SSJ 100, МС-21.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: