Характеристика типов семейного воспитания по В. И. Гарбузову, А. Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллеру и др

Типология Гарбузова: 3 типа неправильного воспитания: 1. Воспитание по типу А, т.е. по типу эмоционального отвержения, неприятия ребенка. Характерно: непринятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем и навязыванием ему единственно правильного типа поведения, либо этот тип воспитания может проявляться в полном попустительстве и явном недостатке контроля.

 2. Воспитание по типу В, т.е. гиперсоциализация: выражается в тревожно-мнительной позиции родителей по поводу состояния здоровья ребенка, его социального статуса среди сверстников, ожидание успехов в обучении и будущей профессиональной деятельности.

3.Воспитание по типу С – эгоцентрическое или воспитание по типу «кумир в семье». Ребенок в центре семейных взаимоотношений, все внимание ему часто в ущерб другим членам семьи.

Классификация Эдеймиллера и Личко выделяют стиль семейного воспитания, точнее аномалий стилей воспитания: 1. Гипопротекция: недостаточно опеки и контроля, ребенок как правило без надзора, к нему проявляется мало внимания, нет интереса к его делам, часто присутствует физическая заброшенность и неухоженность. Может быть скрытая гипопроекция, когда забота и контроль носит формальный характер.

 2. Доминирующая гиперпротекция проявляется в повышенном обостренном внимании и заботе в излишней опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретов, ограничений. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности.

3.Потворствуящая гиперпротекция, воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами.

  4. Эмоциональное отвержение: ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, нередко жестоко обращаются (ребенок - обуза).

5. Жестокие взаимоотношения: может проявляться открыто и к ребенку применяется насилие, срывается зло, либо скрытое, тогда – эмоциональная холодность.

6. Повышенная моральная ответственность: от ребенка требуют честность и порядочность, чувство долга, не соответствующее его возрасту, завышенный уровень притязаний у родителей к ребенку.

 

Понятие о стиле воспитания. Влияние стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка.

Предупредительный стиль. Родители не на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. В детском коллективе эти дети на лидерство не претендуют. Главными отличительными чертами этих детей является несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способствовать к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны.
Контролирующий стиль семейного воспитания. В таких семьях ребенка строго регламентируют и контролируют. У детей тревожного типа достаточно непросто складываются взаимоотношения в коллективе. Детям с тревожным типом личности свойственно проявление следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность, осторожность во взаимоотношениях с людьми, заниженная самооценка, неуверенность в себе. Из положительных качеств можно отметить: добросовестность, стремление оказать помощь близким людям, желание защитить их.
Сочувствующий стиль семейного воспитания
Условием формирования такого стиля воспитания является отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок предоставлен сам себе. Таким детям свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью, исполнительностью, самокритичностью, силой воли.
Гармоничный стиль семейного воспитания
. В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой дружественной атмосфере. Детям из таких семей свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели.
Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием значимости каждого человека от других людей.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: