42. Вшивкова, И.В. Использование рисунков в психотерапии и консультировании / И.В. Вшивкова // Психологическая диагностика. – 2004. – № 4. – С. 78–87.
43. Досамантес-Альперсон Э. Эмпирическая двигательная терапия / Э. Досамантес-Альперсон / Журнал практического психолога. – 2005. – № 3. – С. 47–69.
44. Каган, В. Психотерапия в пространстве языка и культуры / В. Каган // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2012(5). – С. 159–175.
45. Кочюнас, Р. Самообман в психотерапии / Р. Кочюнас // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2011(4). – С. 37–49.
46. Лазарус, А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия / А. Лазарус. – СПб.: Речь, 2001. – С. 19–34, 87–112.
47. Лидерс, А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту / А.Г. Лидерс // Журнал практического психолога. – 2005. – № 4. – С. 142–163.
48. Манухина, Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1–3 встреч с клиентом / Н.М. Манухина // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 103–116.
49. Меновщиков, В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов / В.Ю. Меновщиков // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей; сост. А.Б. Орлов. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – С. 125–132.
50. Салливан, Х.С. Интервью как процесс / Х.С. Салливан // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 138–160.
51. Соколова, Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств / Е.Т. Соколова // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей; сост. А.Б. Орлов. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – С. 74–88.
52. Уайт, М. Нарративные средства достижения психотерапевтических целей / М. Уайт, Д. Эпстон // Постнеклассическая психология. – 2004. – № 1. – С. 99–109.
53. Фридман, Дж. Нарративная работа с парами… И много чего еще! / Дж. Фридман, Дж. Комбс // Постнеклассическая психология. – 2005. – № 1(2). – С. 93–117.
54. Хломов, Д.Н. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии / Д.Н. Хломов // Гештальт гештальт. – 2006. – № 1. – С. 9–15.
55. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.
56. Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден. – СПб.: Речь, 2002. – С. 50–82.
57. Ялом, И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / И. Ялом. – М.: Класс, 2012. – 288 с.
ПРИМЕРНЫй перечень заданий
Управляемой самостоятельной работы обучающихся
По учебной ДИСЦИПЛИНЕ
Тема 1. Введение в консультативную психологию
УСРС 1.
I модуль (уровень узнавания): конспектирование первоисточников:
Литература:
1. Каган, В. Психотерапия в пространстве языка и культуры / В. Каган // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2012(5). – С. 159–175.
2. Кочюнас, Р. Самообман в психотерапии / Р. Кочюнас // EXISTENTIA: психология и психотерапия. – 2011(4). – С. 37–49.
3. Лидерс, А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту / А.Г. Лидерс // Журнал практического психолога. – 2005. – № 4. – С. 142–163.
4. Манухина, Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1–3 встреч с клиентом / Н.М. Манухина // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 103–116.
5. Меновщиков, В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов / В.Ю. Меновщиков // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей; сост. А.Б. Орлов. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. – С. 125–132.
II модуль (уровень воспроизведения): составить тестовые задания по изучаемой теме, включающие следующие блоки:
1. Понятие и предмет психологического консультирования.
2. Цели и задачи психологического консультирования.
3. Модели консультирования.
4. Виды психологического консультирования.
5. Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования.
6. История консультативной психологии.
III модуль (уровень применения полученных знаний):
1. Провести анализ места консультирования в системе психологической помощи.
Дополнительная литература к теме:
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 496 с.
2. Айви, А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэн-Даунинг. – М., 2000. – 487 с.
3. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.
4. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
5. Паттерсон, С. Теории психотерапии / С. Паттерсон, С. Уоткинс. – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.
6. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология / Е.Е. Сапогова. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
Форма контроля – обсуждение рефератов.
Тема 3. Основные базисные модели современной практики консультирования
УСРС 2.
I модуль (уровень узнавания): конспектирование первоисточников:
Литература:
1. Досамантес-Альперсон Э. Эмпирическая двигательная терапия / Э. Досамантес-Альперсон / Журнал практического психолога. – 2005. – № 3. – С. 47–69.
2. Лазарус, А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия / А. Лазарус. – СПб.: Речь, 2001. – С. 19–34, 87–112.
3. Салливан, Х.С. Интервью как процесс / Х.С. Салливан // Журнал практического психолога. – 2009. – № 2. – С. 138–160.
4. Уайт, М. Нарративные средства достижения психотерапевтических целей / М. Уайт, Д. Эпстон // Постнеклассическая психология. – 2004. – № 1. – С. 99–109.
5. Фридман, Дж. Нарративная работа с парами… И много чего еще! / Дж. Фридман, Дж. Комбс // Постнеклассическая психология. – 2005. – № 1(2). – С. 93–117.
6. Хломов, Д.Н. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии / Д.Н. Хломов // Гештальт гештальт. – 2006. – № 1. – С. 9–15.
7. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2014. – 304 с.
8. Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден. – СПб.: Речь, 2002. – С. 50–82.
9. Ялом, И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / И. Ялом. – М.: Класс, 2012. – 288 с.
II модуль (уровень воспроизведения): составить тестовые задания по изучаемой теме, включающие следующие блоки:
1. Психоаналитическое направление консультирования.
2. Адлерианская модель консультирования.
3. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании.
4. Когнитивное направление консультирования.
5. Гуманистическое направление консультативной помощи.
6. Экзистенциальное направление консультирования и его специфика.
7. Постмодернистское направление консультирования.
8. Интеграция подходов и методов.
III модуль (уровень применения полученных знаний):
1. Написать эссе на тему « Психологическое знание о человеке как теоретическая основа психологического консультирования».
Дополнительная литература к теме:
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Академический проект, 2007. – 240 с.
2. Гринсон, Р. Техника и практика психоанализа / Р. Гринсон. – М.: Когито-Центр, 2003. – 478 с.
3. Джорж, Р. Консультирование: теория и практика / Р. Джорж, Т. Кристиани. – М.: Эксмо, 2002. – 200 с.
4. Кутузова, Д. Введение в нарративную практику / Д. Кутузова // Журнал практического психолога. – 2011. – № 2. –С. 23–41.
5. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования: Как давать и обретать душевное здоровье / Р. Мэй. – М.: Ин-т Общегуманитарных Исследований, 2008. – 224 с.
6. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
7. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение / К. Роджерс. – М.: Психотерапия, 2007. – 560 с.
8. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология / Е.Е. Сапогова. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
9. Степанова, Л.Г. Нарративный подход в консультировании и психотерапии: теоретическое основание /Л.Г. Степанова // Семейная психология и семейная психотерапия. – 2014. – № 2. – С. 5–15.
Форма контроля – коллоквиум.