Перечислите функции педагогического общения воспитателя. Впишите в таблицу

1. Информационная. В непосредственном межличностном общении воспитатель получает разнообразную информацию о своих воспитанниках - их возможностях, желаниях, потребностях, сильные и слабые стороны, страхи и мечты, о группе детей в целом, о внутренних процессах, происходящие в ней, об особенностях отношений в семьях воспитанников т.д.. В свою очередь, педагог в процессе общения передает информацию своим воспитанникам как целенаправленную, так и спонтанную в виде подтекста, в его обращении к детям. Эта информация касается содержания программы обучения и воспитания в ДОО, а также особенностей самого воспитателя - его вкусов, привязанностей, интересов, увлечений. Передача информации происходит с помощью вербальных и невербальных средств общения.
2.   Познавательная. Рассматривая то, какую информацию получает педагог через канал общения, особенно следует обратить внимание на информацию о личности ребенка. Непосредственное общение позволяет изучать, познавать личность в самых разнообразных условиях и проявлениях. Непосредственное общение с детьми важно и тогда, когда воспитателю необходимо изучить какой-либо явление в коллективе или в отдельных детей, понять причинно-следственные связи явлений и процессов, происходящих попытаться проследить их зарождение, возникновение, развитие и прогнозировать дальнейший рост. Значительную роль в общении играет личность воспитателя. Каждый педагог одно и то же явление видит по-разному, в зависимости от собственного опыта (жизненного, педагогического, опыта общения с конкретными воспитанниками). Опыт педагогического общения, его богатство детерминирует адекватность и качество восприятия информации воспитателем.
3. Организация деятельности. Любую деятельность, дети овладевают в дошкольном возрасте, трудно представить вне общения. То игра или работа, или учебная деятельность - к ней дети побуждаются и поощряются с помощью различных приемов, соответствующих возрасту воспитанников. В работе с детьми воспитатель предпочитает игровым приемам, сюрпризных моментам. Чтобы организовать старших дошкольников, педагог использует загадки, небольшие произведения художественной литературы, проблемные вопросы, описание ситуации, свидетелем которой стал воспитатель и т.д.. Воспитателю принадлежит руководящая роль в учебно-воспитательном процессе ДОО, и она ярко проявляется в функциях педагогического общения, в частности в организации деятельности.
4. Обмен ролями. Содержание этой функции состоит в том, что воспитанник выполняет роль педагога. Это способствует разнообразным проявлениям личности - «сброса масок», возможность войти в роль другого способствуют процессу адекватного восприятия и понимания друг друга. В дошкольном учреждении воспитатели применяют ее частично в работе с детьми пятого, шестого года жизни, когда просят одного из воспитанников показать комплекс общеразвивающих упражнений для других детей группы или назначают ответственного за уборку в игрушечной зоне т.д.. Эта функция имеет большое воспитательное значение, поскольку дисциплинирует ребенка, учит его быть ответственным, целеустремленным.
5. Сопереживание. Эта функция обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования эмпатии. Чтобы понять, что в этот момент чувствует воспитанник, воспитатель должен обладать социальной перцепцией. А на основе анализа информации, полученной благодаря умению считывать невербальные сигналы своих воспитанников и ставить себя на место другого, педагог может подобрать адекватные методы и приемы взаимодействия на детей: кого успокоить, кого рассмешить, кого отвлечь от грустных мыслей, привлекая к содержательной и увлекательной деятельности. Выбор способа сочувствие ребенку зависит от его возраста и индивидуальных особенностей.
6. Самоутверждение. Реализация этой функции требует от воспитателя решения такой задачи: как способствовать осознанию ребенком своего «Я», ощущению значимости его личности, формированию адекватной самооценки и перспектив развития личности. Эта функция прежде должна быть реализована в общении с неуверенными в себе воспитанниками с заниженной самооценкой.
7. Интегративно-компенсаторная. Ребенок дошкольного возраста является одновременно членом многих коллективов: семейного, дворового, коллектива спортивной секции, школы искусств, ДОУ. Все они одновременно и по-разному, то есть и положительно, и отрицательно влияют на ребенка. В этих условиях роль общения педагога с детьми как канала управления воспитанием проявляется в том, что он интегрирует эти влияния, компенсирует недостатки, корректирует противоречивые влияния, минимизирует негативные, усиливает положительные.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: