Педагогический такт. Типы воспитателей

Необходимым качеством для учителя является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

Признаки и элементы педагогического такта.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основные элементы педагогического такта:

· требовательность и уважительность к воспитаннику;

· умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;

· деловой тон общения;

· внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

· во внешнем облике педагога;

· в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

· в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

· в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;

· в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

· в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога.

Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное время — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

Типы воспитателей по культуре общения и такта:

1. Игровой. Воспитатели проявляют интерес к игровой деятельности детей; нередко имеют высокий и средний уровни руководства ею. Часто употребляют игровое общение в работе.

2. Дидактический. Для воспитателей этого типа характерна направленность на учебную деятельность. Преобладает деловое общение; осознание своих средств воздействия достаточно высокое, как правило, в процессе руководства учебной деятельностью. В повседневной жизни - бытовой, игровой, трудовой деятельности - осознание воздействий ниже.

3. Художественный. Воспитатели проявляют особый интерес к художественной деятельности детей и руководства ею. Нередко дети, которые воспитываются у такого воспитателя, достигают высоких результатов в художественной деятельности. Воспитатели и сами проявляют интерес к этому виду деятельности; склонны к использованию опосредованных методов воздействия наряду с прямыми. Особенно часто употребляют общение с помощью средств искусства: художественного слова, песни и т.д.; нередко разворачивают параллельно с деловым, личностное общение.

4. Формально-прагматический. Воспитатели проявляют достаточно высокую настойчивость и ответственность в выполнении своих функций, требовательный к детям. В отношениях с детьми и их родителями формально выдвигают требования, не учитывая индивидуальные особенности воспитанников, конкретную ситуацию, и не проявляют при этом гибкости, достаточной тактичность. Давая общую оценку ребенку, ориентируются на выполнение им требований, которые обеспечивают нормальное течение режимных процессов. Теплые отношения с детьми возникают нечасто.

5. Индифферентный. Такие воспитатели в своей деятельности не проявляют четко выраженной направленности в руководстве конкретным видом деятельности детей. Как правило, равнодушный и к работе, и к детям. Свои профессиональные обязанности выполняют формально. Интерес к изучению ребенка и его семьи не проявляют. Не выдвигают особых требований и к родителям воспитанников. Оценивая детей, ориентируются, как правило, на их поведение во время режимных процессов, занятий. Очень редко близко контактируют с воспитанниками. Весомых успехов в воспитательной работе не достигают, их деятельность требует, как правило, контроля со стороны руководства.

Итак, лучших результатов в учебно-воспитательном процессе ДОУ достигают воспитатели игрового, дидактического и художественного типов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: