Духовые музыкальные инструменты

К группе духовых инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Русские народные духовые инструменты можно условно разделить на три вида: свистящие (флейтовые), язычковые и амбушюрные – типа труб. Раньше всего возникли свистящие.

Многоствольная флейта. Один из самых древнейших музыкальных инструментов – это так называемая флейта Пана. Названа она так в честь древнегреческого бога, покровителя пастухов. Греки почитали Пана как божество, олицетворяющее силы природы. Сопровождаемый нимфами, бродил он по диким ущельям и дремучим лесам, звуками своей многоствольной флейты собирая стада. Тех, кто нарушал покой леса, он наказывал, насылая на них безотчётный страх, панику. Это по-детски трогательное существо с ясными голубыми глазами, с козлиными ногами и рожками, изображено на знаменитой картине Михаила Александровича Врубеля. В правой руке Пан держит свою четырёхствольную флейту. Флейта Пана дожила до нашего времени. Её отличает чистый и ясный звук. У разных народов она бытует под разными названиями. У молдован, например, это «най», в Литве - «екудучай». А русский инструмент типа флейты Пана называется «кугиклы» или «кувиклы». Название произошло от растения типа камыша куги, из стеблей которого его делали. Играют на кугиклах исключительно женщины, причём только ансамблем. Это сложное и своеобразное искусство. Как правило, такая игра носит живой танцевальный характер и сопровождается припевками, приплясами. Есть основания полагать, что игра на кувиклах (кугиклах) в прошлом сопровождала обрядовые действия.

Свистульки (окарины). Подавляющее большинство музыкальных инструментов делается из дерева. Однако некоторые духовые инструменты хороши из глины или фарфора. К ним относится всемирно распространенная окарина, что в буквальном переводе с итальянского означает гусёнок. Первоначально по форме окарина действительно напоминала гусенка. Впоследствие во всём мире подобного рода инструменты стали делать то в виде рыбки, то в виде птички или какого-либо другого животного. Но суть его всегда оставалась одна: это разновидность флейты со свистковым устройством. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота её звучания.

На Руси инструменты такого типа народ просто назвал свистульками. В разных районах страны они имеют самую разнообразную форму и раскраску. Наибольшее распространение получили «петушки» с тремя-четырьмя игровыми отверстиями.

Эти примитивные духовые инструменты в глубокой древности имели обрядовое значение. В одной из книг описываются своеобразные поминки по умершим предкам в Вятской губернии. После панихиды начиналось стихийное гулянье, во время которого взрослые играли на балалайках, а дети свистели в свистульки. Весь этот обряд так и назывался свистопляской. Отсюда пошло это популярное и поныне слово, означающее теперь уже всякое буйное, неистовое и неорганизованное веселье.

Свистульки – это, скорее, музыкальные игрушки, поскольку могут издавать лишь несколько звуков. И именно в детских самодеятельных ансамблях и оркестрах они могут сыграть определённую украшающую роль. Использование свистулек в ансамблях требует большой изобретательности и находчивости. Нужно уметь вычленять из музыкальной ткани произведения отдельные попевки, интервалы и даже звуки, которые были бы исполнимы на тех или иных свистульках. Дело не из легких, но эффект может быть большой.

Свирель. Одна из наиболее распространённых в России разновидностей семейства флейтовых. Нигде, пожалуй, не наблюдается такой путаницы и несогласованности в наименовании по существу одного и того же инструмента, как именно здесь. Вот эти названия: дудка, дуда, пыжатка, сопель, сиповка, пищаль, посвистель и, наконец, свирель. А суть у всех одна: открытая снизу трубка с пальцевыми отверстиями и свистящим приспособлением в верхней части. Можно, правда, как-то разграничить эти разновидности и объяснить их наименования. Так, например, у дудки (от слов дуть, дудеть) открыты оба конца и звук образуется дутьём на края ствола, как при игре на кугиклах. У пыжатки уже вставлено свистковое приспособление в виде пыжа со щелью. Что касается сопели, сиповки, посвистели и пищали, то их названия говорят сами за себя (сопеть, сипеть, свистеть, пищать). В наше время всё чаще подобный инструмент со вставленным в верхнюю его часть свистковым устройством называют просто свирелью.

  А теперь рассмотрим духовые язычковые инструменты.

Жалейка. Название инструмента произошло от корня слов «жалеть», «жалость». Звук жалейки терпкий, резкий, но жалостливый, плачущий, вследствие заметной вибрации (дрожания). Жалейка представляет собой деревянную (ива, бузина, тростник) или (в наше время) металлическую трубку от 140 до 160 мм в длину. В верхний конец ее вставлен пищик. На нижний конец надевается в качестве резонатора натуральный коровий рог или берестяной раструб. Именно из-за этого рога или раструба в некоторых местностях жалейку неправильно называют рожком. Язычок (пищик) в старинных жалейках надрезали прямо на основной трубочке. Позже для пищика стали делать специальный мундштучок, который вставляется в трубку. В этом случае при порче пищика его легко заменить новым. На трубке прорезываются от 3 до 6 отверстий. Наносят их и используют так же, как на свирели. В зависимости от размеров жалейки могут быть разных строев, что очень важно в ансамблевой и оркестровой игре на них.

Волынка. Представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными в него трубками. Одна трубка вставляется в отверстие от передней пары ног; она предназначается для нагнетания воздуха и снабжена обратным клапаном. В другое отверстие вставляется игровая трубка с пищиком; в некоторых местах - пищик типа свирели; в России, как правило, - типа жалейки. На этой игровой трубке прорезываются пальцевые отверстия. На ней исполняется ведущая мелодия. В шейное отверстие вставляются одна-две трубки, дающие каждая всего лишь один, низкий тянущийся звук, настроенный в октаву, кварту или квинту к основной ступени звукоряда мелодической трубки. Эти тянущиеся звуки называются бурдонами и звучат непрерывно, как гармонический фон к мелодии. Вот именно монотонное звучание бурдонов и дало основание сравнить волынку со всякой волокитой и промедлением в деле.

Русское название инструмента произошло, как полагают, от наименования места его появления - Волыни - области, расположенной по верхнему течению Западного Буга и входившей в состав Киевской Руси. Эту область населяли волыняне, восточнославянское племя, жившее там в IX-XI веках. Тем не менее в самой Украине, Молдавии и Польше этот инструмент называется козой (по происхождению меха), в Белоруссии и некоторых русских областях - дудой.

Волынка была распространена фактически по всему миру. В разных странах у разных народов она имела свои отдельные конструктивные особенности, но принцип устройства её всюду один и тот же. При игре волынку держат перед собой, а чаще под мышкой. Мех наполняется воздухом через клапанную трубку, и под его напором пищики начинают звучать. Звук у волынки непрерывный: при перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается.

Особой популярностью пользовался инструмент у скоморохов, медвежьих поводчиков и придворных музыкантов Потешной палаты. Позже - у бродячих нищих музыкантов. К началу XX столетия инструмент этот постепенно был вытеснен из практики другими, менее сложными и трудоёмкими конструкциями.

  К амбушюрным духовым инструментам относят пастушеские трубы без пальцевых отверстий и рожки.

Пастушеская труба имеет мощный звук, слышный на далёких расстояниях. Распространена она преимущественно в северо-западных областях.

Рожок – прямая деревянная труба с небольшим раструбом на верхнем конце и маленьким мундштуком на другом. Имеет пять пальцевых отверстий в верхнем конце и одно – в нижнем. Благодаря этому на рожке извлекается полный диатонический звукоряд, а путём передуванию его можно расширить до полутораоктавного. В старину рожки делали из двух кусков дерева, которые выдалбливались посередине, затем складывались и туго обматывались берестой. Позднее рожки стали изготавливать на токарных станках. Материалом служил можжевельник, а в XIX веке стали использовать и другие породы дерева. Предпочтение же отдавалось пальмовому.

Рожки были разной величины. Самый большой и низкий по звучанию «бас» достигал в длину до 0,8 метра. Немного меньший по размеру и более высокий по звучанию «полубасок» был 0,5 метров в длину и часто использовался как сольный. Существовали также ансамблевые рожки меньшей величины, так называемые «визгунки».

Рожкам присуща мощность звука и удивительная красота тембра. Это преимущественно пастушеский инструмент. Наибольшего совершенства в игре на рожках достигли владимирские рожечники, поэтому инструмент часто называют «владимирским рожком». Интересно, что при найме пастуха предпочтение отдавалось искусному рожечнику. На рожках играют в одиночку, по двое, трое и большими ансамблями – «хорами».

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: