Горизонтальная разметка

 

Горизонтальная разметка наносится на проезжую часть дороги. Это могут быть линии, стрелы, различные надписи или символы.

 

 

В двух словах о дорожной разметке не расскажешь. Разговор нам предстоит хоть и несложный, но продолжительный. Так что не будем терять времени и вперёд на следующую страницу.

     

·

Тема 4.1. Горизонтальная разметка.

 

  Горизонтальная разметка белого цвета. Продольные линии.     Первое, что потребовалось организаторам дорожного движения – это поделить проезжую часть между встречными потоками транспорта. Самое простое решение – это провести сплошную продольную линию разметки строго посередине проезжей части. Такую разметку ещё называют «осевой линией».     Если дорога двухполосная, то «сплошная осевая», как и было сказано пройдёт строго посередине проезжей части.     Если ширины проезжей части достаточно для трёх полос движения, тогда «продольную сплошную» нанесут так, чтобы в одном из направлений было две полосы движения, а во встречном – одна.   Эту линию разметки Правила посчитали изначальной и присвоили ей порядковый номер 1. Точнее номер 1.1 (нумерация горизонтальных разметок начинается с цифры «1», нумерация вертикальных разметок начинается с цифры «2»).   Итак, если осевая разметка 1.1 на дороге нанесена и пересекать её запрещено, то водители встречных направлений получили чёткий ориентир - где чья половина проезжей части. Но одного этого для надлежащей безопасности явно маловато, водителям необходим ещё один ориентир – край проезжей части.     Правила не стали ничего изобретать и предложили обозначать края проезжей части всё той же «продольной сплошной», только присвоили ей следующий порядковый номер – Разметка 1.2. Визуально «осевая» и «краевая» линии практически ничем не отличаются, но у них принципиально разное назначение. Осевая линия разделяет встречные потоки транспорта, а краевые линии показывают водителям обоих направлений, где заканчивается проезжая часть и начинается обочина.   Использовать обочину, как ещё одну полосу движения Правилами запрещено (по обочинам ходят пешеходы!). Поэтому особую актуальность краевая разметка приобретает в тех случаях, когда обочину делают укреплённой, то есть покрывают асфальтом и внешне она (обочина) становится совсем неотличимой от проезжей части.       В отличие от двух или трёхполосной дороги, дорогу с четырьмя и более полосами Правила назвали многополосной, и на такой дороге осевая линия должна быть не просто сплошной, асдвоенной сплошной.   Такая осевая линия более надёжно разделяет встречные потоки транспорта и одновременно информирует водителей о том, что они двигаются по многополосной дороге.   Порядковый номер сдвоенной сплошной линии – Разметка 1.3, и сейчас на этой дороге четыресплошных линии, но тридорожные разметки:   - две одинарные линии по краям показывают водителям границы проезжей части; - сдвоенная сплошная делит проезжую часть на две половины, предназначенные для движения в разных направлениях.   Ещё более надёжно можно разделить встречные транспортные потоки, если посередине проезжей части соорудить разделительную полосу. В этом случае на дороге тоже будет четыре сплошных линии, только теперь все эти линии это одна и та же разметка – Разметка 1.2, показывающая водителям границы проезжей части данного направления.   Здесь наше стройное повествование придётся прервать, ибо следующий шаг авторов Правил требует отдельного разговора. Правила, как и всякий Закон, разрабатываются не на голом месте. В процессе разработки используется весь накопленный к данному моменту опыт, но самое главное - всё содержание Правил должно соответствовать ГОСТу. Только этим обстоятельством можно объяснить появление в Правилах ещё одной разметки для обозначения края проезжей части.   Справка. Здесь и далее упоминается ГОСТ Р 52289 – 2004. "Технические средства организации дорожного движения".   ГОСТ Р 52289 – 2004 в частности допускает использовать в качестве краевой линии не только сплошную, но и ПРЕРЫВИСТУЮ линию разметки при соблюдении следующих обязательных условий: - Если дорога двухполосная (по одной полосе в каждом из направлений). - Если на данном участке дороги нет регулярного движения маршрутных транспортных средств. - Если интенсивность движения не превышает 1000 автомобилей в сутки (1 автомобиль в 1,5 минуты). - Если данный участок дороги имеет ограждения. - Если на данном участке дороги не запрещён обгон.     На рисунке изображён как раз такой участок дороги, и в этом случае Правила (вслед за ГОСТом) разрешили обозначать край проезжей части прерывистой линией разметки. Только имейте в виду - от того, что здесь прерывистая разметка, для водителей ничего не изменилось!   Движение механических транспортных средств по обочинам Правилами запрещено!     Не берусь судить, зачем это было нужно (разве что краски немного сэкономить), но появление такой разметки изменило общую нумерацию – не стало разметки 1.2. Вместо неё появились два подвида краевой линии, и в настоящее время нумерация разметок выглядит так:   Разметка 1.1 (сплошная продольная линия) – применяется для разделения встречных транспортных потоков на двух и трехполосных дорогах. (Разметку 1.1 применяют и в других случаях, но об этом позднее).   Разметка 1.2.1 (сплошная продольная линия) – применяется для обозначения края проезжей части на любых дорогах.     Разметка 1.2.2 (прерывистая линия, у которой промежутки в два раза длиннее штрихов) – допускается применять для обозначения края проезжей части на участках двухполосных дорог, отвечающих перечисленным в ГОСТе условиям.   Разметка 1.3 (сдвоенная сплошная линия) – применяется для разделения встречных транспортных потоков на многополосных дорогах.    
  Справа и слева сплошные продольные линии разметки. Кто из водителей припарковался в соответствие с требованиями Правил?   1. Только А.   2. Только Б.   3. Оба не нарушают Правила.   4. Оба нарушают Правила.

 

 

  На этой дороге границу проезжей части обозначили не сплошной, а прерывистой линией разметки. Означает ли это, что водителям разрешили движение по обочине?   1. Раз уж линия прерывистая, значит можно ездить и по обочине.   2. На любой дороге использовать обочину как ещё одну полосу движения категорически запрещено.

 

 

Сплошные продольные линии пересекать запрещено, и это обстоятельство делает невозможным их повсеместное применение. Во многих случаях грамотная организация дорожного движения требует применения прерывистых продольных линий, которые, как известно, можно пересекать с любой стороны.

 

 

Именно поэтому на двухполосных дорогах везде, где только позволяют соображения безопасности, осевую линию делают прерывистой, чтобы не лишать водителей возможности обгонять «тихоходы» и объезжать препятствия.

Правила присвоили этой прерывистой линии порядковый номер – Разметка 1.5. (Заметим в скобках, что у неё промежутки в три раза длиннее штрихов).

 

 

С помощью этой же прерывистой линии дорогу можно разбить на три полосы, позволив водителям обоих направлений выезжать на среднюю полосу во время обгона или объезда.

 

 

И, наконец, с помощью этой же прерывистой линии можно обозначить границы полос движения на любой многополосной дороге.

 

Сейчас на этом участке этой многополосной дороги полный порядок (в смысле визуального ориентирования водителей) – благодаря дорожной разметке, каждый водитель понимает, где его ПОЛОВИНА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ, сколько ПОЛОС ДВИЖЕНИЯ на его половине проезжей части и где находится его ОБОЧИНА.

 

Вместе с тем, дорога это не всегда идеально прямолинейный участок, это ещё и повороты, и подъёмы, и спуски, и всё это может усугубляться ограниченной видимостью, обусловленной стоящими зданиями, деревьями или просто рельефом местности.

А всевозможные пересечения (перекрёстки, пешеходные переходы, трамвайные и железнодорожные пути и т.п.) – это тоже концентраторы опасности! Так что уж если Правила решили с помощью дорожной разметки визуально ориентировать водителей во всех возможных ситуациях, то одними только выше перечисленными линиями тут никак не обойтись.

 

 

Двухполосная дорога с прерывистой осевой линией разметки. Но вот на этом повороте надо бы запретить водителям выезд на «встречку». Для этого необходимо и достаточно осевую линию сделать сплошной. А для большей безопасности совсем не вредно дополнительно проинформировать водителей – скоро прерывистая станет сплошной!

Для решения этой задачи в Правилах предусмотрена Разметка 1.6 – так называемая «линия приближения».

Обратите внимание – прежде, чем прерывистая стала сплошной, у неё заметно увеличилась длина штриха и уменьшилась длина промежутка – это и есть Разметка 1.6 – линия приближения к сплошной.

 

 

Нередко линию приближения можно увидеть при подъезде к перекрёстку.

Если движение плотное, то из-за едущих впереди машин можно и не увидеть, что перед перекрёстком не перестроишься – там полосы разделены сплошной линией.

 

Но спасибо линии приближения – длина штрихов заметно увеличилась, значит, если нужно перестраиваться, то сейчас последняя возможность.

 

На перекрёстках дорожная разметка, как правило, терпит разрыв. И понятно почему – попробуйте мысленно продлить разметку обеих дорог, ну и как тогда ездить через этот перекрёсток?

 

Однако при определённых условиях могут нанести разметку и на перекрёстке, правда, не любую, а специальную.

 

 

На этом перекрёстке и знаком, и разметкой разрешён поворот налево с двух полос. При этом разметка ещё и подсказывает водителям ГРАНИЦЫ ПОЛОС ДВИЖЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ПЕРЕКРЁСТКА, чтобы, поворачивая налево, водители не заблудились и не оказались на «встречке» или не столкнулись между собой.

Как видим, линии прерывистые, их можно пересекать и, следовательно, они не запрещают движение транспортных средств в поперечном направлении. Да и красному автомобилю сейчас можно поворачивать направо.

Этой дорожной разметке Правила присвоили порядковый номер – Разметка 1.7. (Заметим в скобках, что у неё короткие штрихи и равные им промежутки).

 

Кроме перечисленных есть ещё одна прерывистая линия разметки, применяемая в тех случаях, когда дорогу оборудуют полосами торможения или полосами разгона. Речь идёт вот о чём.

 

 

Если сейчас водитель красного автомобиля намерен съехать с дороги направо, ему, чтобы вписаться в поворот, придётся существенно снизить скорость. Водители, следующие за ним, совершенно к этому не готовы - дело происходит на дороге вне населённого пункта, скорости под 100 км/час, впереди никакого перекрёстка, и вдруг правый ряд начинает резко тормозить.

 

В итоге в этом месте можно будет собирать богатый урожай ДТП.

 

 

Проблема полностью снимается, если перед съездом добавить ещё одну полосу – полосу торможения и одновременно обязать водителей:

Сначала необходимо (не снижая скорости!) перестроиться на полосу торможения, а вот теперь, пожалуйста - можете тормозить, вписываясь в поворот.

Полоса торможения отделяется от основных полос специфичной прерывистой линией – обратите внимание на ширину штрихов, она заметно больше, чем у прерывистых линий, обозначающих границы основных полос движения.

Этой прерывистой линии Правила присвоили порядковый номер – Разметка 1.8.

 

 

Похожая проблема возникает и при въезде на дорогу. Чтобы обеспечить надлежащую безопасность, въезд на дорогу тоже необходимо оборудовать дополнительной полосой – полосой разгона и одновременно предписать водителям:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow