1. В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:
1.1. Штучные нештабелируемые грузы - металлические конструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д. Группа штучных нештабелируемых грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому единых типовых способов строповки их, пригодных для всех грузов этой группы, не существует;
1.2. Штучные штабелируемые грузы - прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, шлакоблоки, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, лестничные марши, ящики, бочки и др. изделия геометрически правильной формы;
1.3. Насыпные грузы транспортируются в таре, грейферами, транспортерами и др. Складируются в штабеля, определяющиеся углом естественного откоса материала и ограничивающих поверхностей (уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, известь, мелкая металлическая стружка и т.п.);
1.4. Полужидкие пластичные грузы - грузы, обладающие способностью некоторое время сохранять приданную форму или с течением времени затвердевать. К таким грузам относятся бетонные массы, растворы, известковое тесто, битумы, смазывающие вещества и т.п. Вязкость полужидких грузов и зависание их на стенках емкостей транспортирующих средств, способность быстро схватываться и твердеть (бетон, раствор и др. грузы) затрудняют их транспортировку. Такие грузы должны транспортироваться в специальной таре;
1.5. Жидкие грузы - грузы, не имеющие определенной формы, транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах, ковшах и т.д. (вода, жидкие горючие и смазочные вещества, кислоты, щелочи, мастики и т.д.);
1.6. Газообразные грузы транспортируются обычно под давлением в баллонах, других сосудах и трубопроводным транспортом.
2. В зависимости от массы грузы делятся на четыре категории:
2.1. Легковесные грузы - грузы массой не более 250 кг. К ним относятся такие материалы, как войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, легкие детали машин и др.;
2.2. Тяжеловесные грузы - грузы, масса которых находится в пределах от 250 кг до 50 т. К тяжеловесным грузам относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т;
2.3. Весьма тяжелые грузы - грузы, масса которых превышает 50 т. К ним относятся штучные нештабелируемые грузы. Строповка этих грузов разрешается только стропальщикам высокой квалификации;
2.4. Мертвые грузы - особая категория грузов неизвестной массы. Мертвыми считаются грузы, закрепленные на фундаменте анкерными болтами, зарытые в землю, примерзшие к земле, прижатые другим грузом, а также поднимаемые при косой чалке. Поднимать мертвые грузы краном запрещается.
3. В зависимости от формы и размеров грузы делятся на габаритные и негабаритные:
3.1. Габаритный груз - груз, размеры которого не превышают габариты подвижного состава железных дорог, а для автомобильного и другого вида наземного безрельсового транспорта - норм, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
3.2. Негабаритный груз - груз, размеры которого выходят за габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта. Негабаритными грузами могут быть большие котлы, машины, трансформаторы и т.п. Размеры нарушений габарита не должны превышать определенных величин, при которых еще возможна перевозка груза за счет сокращения зазора между габаритами приближения строений и подвижного состава.
В зависимости от величины нарушения габарита грузы разделяются на пять степеней негабаритности, каждая из которых имеет свои предельные очертания.
На негабаритном грузе при перевозке его по железной дороге указывается соответствующая степень негабаритности.
4. Длинномерные грузы составляют особую группу грузов (детали и узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции и т.п.), которые перевозятся на специальных железнодорожных платформах или трайлерах. Негабаритные, сверхгабаритные и длинномерные грузы разрешаются к перевозке в вагонах или на платформах только после утверждения схемы погрузки отделением или управлением железной дороги.
Грузы, которые запрещено поднимать грузоподъемными кранами.
1. грузы неизвестной массы до ее выяснения;
2. грузы, превышающие грузоподъемность ГПМ с учетом длины и вылета стрелы;
3. если отсутствует съемные Г/З приспособления и тара, предусмотренные в ППРк и ТК;
4. грузы огнеопасные, взрывоопасные, если они не в спец. таре, предусмотренной ППРк и ТК;
5. грузы, заваленные другими грузами, засыпанные грунтом, примерзшие, приболченные, приваренные;
6. грузы, находящиеся в неустойчивом положении;
7. грузы, подвешенные за один рог двурогого крюка;
8. грузы неправильно застропованные;
9. груз с находящимся на нем людьми.
Урок №16
Манипуляционные знаки
Манипуляционные знаки-изображения указывают на способы обращения с грузом, усановлены ГОСТ 14192-96 межгосударственный стандарт «Маркировка грузов».
| Номер и наименование знака | Изображение знака | Назначение знака |
| 1 Хрупкое. Осторожно |
| Хрупкость груза. Осторожное обращение с грузом |
Пример расположения
| ||
| 2 Беречь от солнечных лучей |
| Груз следует защищать от солнечных лучей |
| 3 Беречь от влаги |
| Необходимость защиты груза от воздействия влаги |
| 4 Беречь от излучения |
| Любой из видов излучения может влиять на свойства груза или изменять их (например, непроявленные пленки) |
| 5 Пределы температуры |
| Диапазон температур, при которых следует хранить груз или манипулировать им |
| Примеры расположения... °С
| ||
| 6 Скоропортящийся груз |
| Груз при транспортировании и хранении не может находиться под влиянием высокой или низкой температуры и для защиты груза требуются соответствующие мероприятия (искусственное охлаждение или нагревание, проветривание и др.). Знак наносят на грузы, которые транспортируют в соответствии с правилами перевозки скоропортящихся грузов, установленными транспортными министерствами |
| 7 Герметичная упаковка |
| При транспортировании, перегрузке и хранении открывать упаковку запрещается |
| 8 Крюками не брать |
| Запрещение применения крюков при поднятии груза |
| 9 Место строповки |
| Указывает место расположения канатов или цепей для подъема груза |
Пример расположения
| ||
| 10 Здесь поднимать тележкой запрещается |
| Указывает места, где нельзя применять тележку при подъеме груза |
| 11 Верх |
| Указывает правильное вертикальное положение груза |
| Пример расположения
| ||
| 12 Центр тяжести |
| Место центра тяжести груза Примечание - Пример расположения знака указывает место центра тяжести груза. Знак наносят, если центр тяжести не совпадает с геометрическим центром тяжести |
| Пример расположения
| ||
| 13 Тропическая упаковка |
| Знак наносят на груз, когда повреждения упаковки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании или хранении могут привести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействия тропического климата. Обозначения: Т - знак тропической упаковки; 00-00 - месяц и год упаковывания |
| 14 Штабелировать запрещается |
| Не допускается штабелировать груз. На груз с этим знаком при транспортировании и хранении не допускается класть другие грузы |
| 15 Поднимать непосредственно за груз |
| Подъем осуществляется только непосредственно за груз, т.е. поднимать груз за упаковку запрещается |
| 16 Открывать здесь |
| Упаковку открывают только в указанном месте |
| 17 Защищать от радиоактивных источников |
| Проникание излучения может снизить или уничтожить ценность груза |
| 18 Не кантовать |
| Транспортную упаковку нельзя кантовать |
| 19 Предел штабелирования по массе |
| Указывает максимальную нагрузку при штабелировании, допущенную для размещения на транспортной упаковке |
| 20 Зажимать здесь |
| Указывает места, где следует брать груз зажимами |
| 21 Не зажимать |
| Упаковка не должна зажиматься по указанным сторонам груза |
| 22 Предел по количеству ярусов в штабеле |
| Максимальное количество одинаковых грузов, которые можно штабелировать один на другой, где n - предельное количество |
| 23 Вилочные погрузчики не использовать |
| Запрещено применение вилочных погрузчиков |
Примеры отображений маркировки груза на таре


Кроме того, приложениями к данному ГОСТу установлены следующие экологические знаки:
Примеры изображения знака "лента Мебиуса" в заявлении о возможности вторичной переработки тарных и упаковочных материалов
Примеры изображения знака "лента Мебиуса" в информации о содержании вторичного сырья, использованного при изготовлении упаковочного материала
Подлежит утилизации (подлежит вторичной переработке);
то-же;
Беречь от загрязнений окружающую среду
Для идентификации упаковочных материалов применяют следующие числовые обозначения:
полимеры 1-19;
бумага и картон 20-39;
металл 40-49;
древесина и древесные материалы 50-59;
текстильные материалы 60-69;
стекло 70-79;
комбинированные материалы 80-98








