Социальная организация

По мере развития экономики у народов, населявших Вятский край, отпала необходимость ведения хозяйства большими патриар­хальными семьями. Род начинает постепенно распадаться на малые семьи, поэтому количество селищ увеличивается, а площадь жилых построек, наоборот, сокращается. Новая социальная организация обеспечивала стабильное существование племен разных этносов в кон­це I - начале II тысячелетиям.

Выделение общинной верхушки у древних удмуртов и марийцев началось еще в раннем железном веке. Ученые говорят о таком явлении, как вождизм - особое привилегированное положение военного руководителя племени. Вождизм прослеживается в археологических памятниках эпохи. В ананьинское время верховная власть укрепляется за счет исполнения не только военных, но и хозяйственных, культовых функций. Так постепенно формируется особая социальная группа людей, не занятая в производственной деятельности. Для ее характеристики некоторые ученые используют условный термин "первобытная интеллигенция". Один из важных признаков значительной социальной дифференциации - это стремление социальной верхушки закрепить за собой власть и передавать ее по наследству. Это явление отражено, в частности, в героических преданиях удмуртов. Герой легенды богатырь Донды каждому из своих сыновей выделяет удел для постоянного проживания, и каждый строит там свой "кар" – городище, гнездо. Свое родовое гнездо на горе Солдырь Донды оставляет старшему сыну Идне - это прямое наследование по мужской линии. Легендарные события, вероятно, имели под собой ре­альную историческую основу, так как поселения под названиями Дондыкар и Иднакар у удмуртов действительно существовали.

У марийцев в древности стала формироваться очень сложная система счета родства и обозначения родственников. Они различаются между собой не по степени кровной близости, а по возрасту. Все родственники, за исключением родителей, подразделяются на старших и младших. При этом младшие братья и сестры могут оказаться в одной категории с племянниками, а старшие братья и сестры – с дядями, тетями, бабушками и дедушками. От возраста человека зависело его положение в семье и оказываемое уважение. Родственные связи древних марийцев поддерживались соседством, общим родовым культом, преданиями о предках и в некоторой степени – хозяйственной взаимопомощью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: