Бронзовый и железный века на территории Вятского края. Эволюция хозяйственной деятельности

Бронзовый век на территории Вятского края датируется второй половиной II - началом I тысячелетия до н. э. Наступление эпохи бронзы принесло много изменений в жизнь племен, населявших Волго-Уральский регион. С Запада в бассейн нижнего течения Вятки проникли носители так называемой культуры боевых топоров, а с Алтая и из Западной Сибири - сеймино-турбинские племена, которые, вероятно, принесли с собой традиции коневодства.

Местные племена в эпоху бронзы стали активно заниматься земледелием. Ученые пришли к выводу, что здесь окончательно утверждается производящее хозяйство: теперь люди не только пользуются дарами природы, но и преобразуют ее в соответствии со своими потребностями. Однако при раскопках поселений этого периода найдено немного орудий, изготовленных из бронзы. Это же явление характерно для многих народов Северной и Восточной Европы, чьи территории не богаты месторождениями меди и олова (именно при их сплавлении получалась бронза). Основным материалом для изготов­ления орудий труда оставались кремень и галька. При этом, по мне­нию некоторых археологов, наблюдалось угасание кремневой индустрии: орудия обрабатывались зачастую небрежно, использовалась галька плохого качества и заготовки случайной формы.

Технология изготовления глиняной посуды, наоборот, усовер­шенствовалась. Стенки сосудов стали тоньше, а для нанесения орнамента применялась редкая техника: острой тонкой палочкой прочерчивались горизонтальные линии, а узор делался либо овальным гладким штампом, либо узким гребенчатым. При раскопках обнаружена глиняная посуда различного назначения: и небольшие чаши, очень простые в изготовлении, и невысокие круглодонные сосуды с широкими боками, и четко профилированные плоскодонные горшки.

На территории Кировской области большая часть обнаруженных поселений бронзового века находится в Нолинском, Лебяжском, Уржумском, Малмыжском, Вятскополянском районах. Именно в нижнем течении Вятки среди песчаника встречались медесодержащие минералы. Жилища эпохи бронзы сохраняли традиционный внешний облик и внутреннее устройство. Площадь жилищ составляла 50-60 кв. м. Встречаются и небольшие сезонные стоянки, скорее всего охотничьи, с двумя-четырьмя хозяйственными ямами, размеры каждой из которых достигали 2,2 м на 3 м.

Эпоха раннего железного века (VIII век до н. э. - V век н. э.) стала началом качественно нового этапа в жизни племен, населявших Вятский край. Именно к этому времени исследователи относят становление этносов марийцев, удмуртов и коми. Археологически они представлены ананьинской и пьяноборской культурно-историческими общностями. Понятием археологическая культура обозначается совокупность археологических памятников некоторой территории, относящихся к определенному времени и имеющих характерные особенности.

Ананьинская культурно-историческая общность занимала огром­ную территорию от Волги до Урала. Археологические памятники VIII – III веков до н. э., расположенные по берегам Вятки и ее притокам, определяются как вятский локальный вариант ананьинской общности. Свое название эта археологическая культура получила от села Ананьино на Каме неподалеку от г. Елабуги.

В хозяйственной деятельности раннего железного века главную роль играли скотоводство и мотыжное земледелие, вспомогательными занятиями оставались охота, рыболовство, собирательство, бортни­чество. Разводили крупный рогатый скот, свиней, на охоте использовали собак, внешне напоминающих современных лаек.

В V - IV вв. до н. э. бронза как основной металл была вытеснена железом. Технология выплавки и обработки железа, использовав­шаяся в ананьинскую эпоху, восходит к кавказским и уральским тра­дициям. Это занятие находилось в руках профессиональных ремесленников. Вообще железо очень ценилось, относились к нему бережно. Изготавливали из железа наконечники для стрел, короткие мечи, элементы орудий труда. Применение железа в хозяйстве привело к увеличению прибавочного (избыточного) продукта, а в дальнейшем - к имуществен­ному и социальному неравенству. Появление железного оружия вызвало более частые столкновения между соседними племенами. Археологи говорят о военизации жизни людей в ананьинскую эпоху. Следовательно, усилилась роль мужчин в племени, матриархат постепенно уходит в прошлое, и к середине I тысячелетия н. э. положение мужчины становится преобладающим.

В VII веке до н. э. в бассейне Вятки появляются городища - укрепленные поселения. Их устраивали на высоком берегу реки, на мысах треугольной формы, образованных выходящими к реке оврагами. Городище защищалось внешним рвом и земляным валом, по верху ко­торого шел частокол или несколько рядов плетня. Таким образом, со всех сторон городище было защищено от внезапного нападения.

Сохранялись и неукрепленные поселения - так называемые селища, которые располагались на более низких террасах рек. В VII – V вв. до н.э. селищ было больше, чем городищ, затем и селища стали укрепляться.

Площадь поселений ананьинской эпохи составляла до 1 тыс. кв. м. Возводились прямоугольные наземные жилища площадью около 100 кв. м, которые углублялись в землю не более, чем на 30 см. Вначале большинство жилищ длинными стенами было ориентировано по линии юго-запад - северо-восток, затем - но линии юг-север. Вход в жилище располагался в торцевой стене. Стены складывались из бревен средней толщины, которые скреплялись столбами-подпорками, перекрытия делались двускатные. Жилище разграничивалось на жилую и хозяйственную части, для отопления сооружалось от двух до четырех очагов. Кроме жилых помещений, возводились и отдельные хозяйственные постройки площадью 40-60 кв. м, для их строительства использовалась столбовая конструкция, а не срубная, как в жилищах. Здесь устраивался один небольшой очаг у выхода, а центр помещения занимали ямы для хранения запасов продуктов.

Поселения ананьинской эпохи обнаружены в окрестностях Кирова, в Лебяжском, Уржумском, Малмыжском районах. Здесь найдены в большом количестве глиняные горшки, изделия из кости, бронзы и железа: пряслица, лопатки для обработки шкур, втульчатые топоры-кельты, рукоятки ножей, гребни и т. д. Орнамент на многих предметах выполнен в так называемом зверином стиле. Чаще всего встречаются изображения медведей и лосих. Ученые объясняют это древней мифологией финно-угорских народов. Изредка при раскопках по­падаются секиры - символы власти военных вождей. Ученые полагают, что большое влияние на ананьинскую культуру оказали сарматы и скифы - ираноязычные племена.

Ананьинскую культурно-историческую общность сменила пьяноборская, которая датируется III веком до н. э. - IV веком н. э. Свое название она ведет от села Пьяный Бор на Каме. На территории Вятского края сформировался так называемый средневятский локальный вариант пьяноборской культурно-исторической общности, представленный азелинской культурой. Значительное влияние на эту общность оказали племена кочевников, вовлеченные в "великое переселение народов". Ученые предполагают, что эти кочевники придали некоторые монголоидные черты внешнему облику предков марийцев и удмуртов.

Азелинская культура сложилась в III – IV вв. н. э. на Нижней Вятке (Нолинский, Уржумский, Малмыжский районы). Она известна по нескольким могильникам: Азелинскому, Суворовскому и Тюм-Тюм. Азелинские племена вели оседлый образ жизни, занимались ското­водством (особенно коневодством), подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством. Развито было домашнее ремесло, особенно широко распространилось изготовление бронзовых украшений. Жилища представляли собой бревенчатые срубы или полуземлянки.

В могильнике Тюм-Тюм в Уржумском районе археологи нашли несколько десятков погребений пьяноборской эпохи, давших богатую коллекцию орудий труда, оружия, украшений из бронзы, стекла и халцедона. Обычно умерших хоронили в лучших одеждах, с украше­ниями и теми вещами, которыми человек обычно пользовался при жизни. В мужских захоронениях находилось много оружия: мечи, ножи, копья, кинжалы. Знатных воинов нередко хоронили в полном бо­евом снаряжении, с богато украшенной конской сбруей. Только с мужскими погребениями была связана традиция принесения даров умершему. Это могла быть просто берестяная коробка с женскими украшениями, положенная в ноги усопшего, а мог быть и своеобразный жертвенный комплекс: боевые топоры, конская сбруя, бронзовые котлы, многочисленные женские украшения, орудия труда, фигурки лошадей, халцедоновые диски. Наряду с богатыми захоронениями встречаются и совсем скромные, что свидетельствует об имущест­венном расслоении среди соплеменников.

Женские погребения могильника Тюм-Тюм отличаются обилием украшений. Часто встречается нагрудное украшение в виде рамки из брон­зовых полосок с такими же полосками внутри. Между полосками на тон­ких кожаных шнурках или на шерстяных нитках укреплялся разноцветный бисер или трубчатые бусы из темно-синего стекла. Снизу к тако­му нагруднику подвешивались маленький нож и шило (женские орудия труда), а также бронзовые подвески двух видов: либо фигурка лошади, либо сложная подвеска арочной формы с шумящими деталями - колокольчиками, утиными лапками. Интересно, что изображение лошади является типичным именно для женских украшений. Распространенная деталь по­гребального женского костюма - эполетовидная застежка; встречаются также характерные головные уборы в виде маленькой меховой шапочки, прошитой мелкими бронзовыми пружинками.

В V веке азелинская культура исчезает, и в известных памятниках более позднего времени ее следы не просматриваются. Азелинская культура отражает новый этап исторического и социально-экономиче­ского развития финно-угорских народов, так как именно в III – V веках происходила перегруппировка племен, усилились связи с Западным По­волжьем, активизировались социальные процессы внутри племен.

 

3. Формирование этносов удмуртов, марийцев и коми. Основные занятия, социальная организация, менталитет

В начале I тысячелетия н. э. произошло разделение финно-пермских и финно-волжских языков. На финно-пермских языках говорили предки коми и удмуртов (протокоми и протоудмурты), а на финно-волжских - предки марийцев (протомарийцы).

На протяжении всего I тысячелетия в бассейне Вятки разворачивались сложные этнические процессы. Усиливались культурные разли­чия между обитателями восточной части бассейна (протоудмуртами) и западной (протомарийцами). На севере Вятского края формировались общности коми-зырян и коми-пермяков, а также чуди заволочской.

Удмуртская этническая общность (вотяки, отяки) представлена еманаевской и кочергинской археологическими культурами. Они располагались по среднему течению Вятки и по реке Чепце. Племена протоудмуртов рас­селялись на поселениях открытого типа, возводили также и городища. От этих племен осталось немало могильников и кладов, дающих разно­стороннюю информацию о занятиях, быте и культуре людей. Основу мо­нетных кладов, зарытых в IХ - Х веках, составляли арабские монеты. Открыты археологами и смешанные клады, включавшие наряду с монетами ценные вещи. В таких кладах часто встречаются женские шейные украшения - серебряные гривны специфической формы, получившие название "гривны глазовского типа". Гривны могли выступать само­стоятельным средством платежа.

В первой половине I тысячелетия протоудмурты жили и вели хозяйство большими патриархальными семьями. На 5-6 таких семей приходился общий могильник. Основным обрядом захоронения было трупоположение в нарядных одеждах, с украшениями.

Одежду древние удмурты шили из льняных, конопляных и шер­стяных тканей, зимой носили шубы, сшитые растительными волокнами. Основой женского костюма было платье, на голову надевали берестяной кокошник, обшитый тканью и украшенный бисером и цветными бляшками. К кокошнику прикреплялись снизу шумящие украшения в виде подвесок, бус. На шею женщины надевали витые серебряные гривны и ожерелья, на руки – браслеты. С X века гривны стали носить и мужчины.

Марийская этническая общность (черемисы) представлена чепецкой археологической культурой. Ее крупнейшим памятником является городище Иднакар. Это городище четко разделено на две части: укрепленную центральную и посад, где археологами обнаружены жилые и производ­ственные кварталы. Необходимость в хороших укреплениях явно была: на валах Иднакара найдены стрелы южного происхождения.

Древние марийцы хоронили умерших на коллективных кладбищах, принадлежавших патриархальной общине, различными способами: трупоположением или кремацией. При раскопках обнаружены также кенотафы – символические захоронения вещей, завернутых в одежду и прикрытых сверху досками или металлическим котлом.

У древних марийцев известны специфические захоронения - женщин-литейщиц. Ученые пришли к выводу, что, начиная с V века, литейное ремесло находилось в руках женщин вплоть до XIII века. Эта традиция характерна для многих финских этносов. В захоронени­ях женщин-литейщиц находятся формочки для отливки украшений и слитки металла - сплавы свинца и олова с медью.

На древних марийских поселениях раскопаны вещевые клады, состоящие из украшений, а с X века стали встречаться клады из серебряных слитков разного веса. Ученые видят в этом признак не­посредственного влияния волжских булгар или славян. Самый внуши­тельный клад этого периода найден на реке Вале в Нолинском районе. В нем находилось 233 серебряных слитка общим весом около 32 килограммов.

Основу традиционного марийского костюма составляло льняное или шерстяное платье, зимой носили шубы мехом внутрь, подпоясывая и то, и другое кожаными ремешками с металлическими украшениями. Женщины носили на голове кокошники, украшая их подвесками и щитками.

Основу традиционной марийской кухни составляли продукты промыслов, а также земледелия и животноводства. Главным продуктом питания считался хлеб, были широко распространены каши, супы, блины, пироги. Муку, помимо зерновых культур, получали также из гороха и конопляного семени. Повседневно употребляемый хлеб пекли на поду печи из кислого ржаного теста. Необходимым атрибутом празднично-обрядового стола был каравай: его пекли для молений и жертвоприношений, готовили к свадьбам и похоронам, посылали с гостями в качестве гостинца. Марийская кухня изобиловала пирогами с разнообразными начинками (овощными, рыбными, ягодными), при этом многие рецепты были заимствованы у соседних народов – русских и татар.

Мясо марийцы употребляли в соотвествии с определенными правилами: в основном зимой и главным образом – во время праздников и обрядов жертвоприношения. Употреблялись в пищу конина, баранина, говядина, мясо кур, уток, гусей. Наилучшей жертвой для языческих богов марийцы считали конину. Напротив, свиньи и козы признавались не угодными богами, их не приносили в жертву даже там, где разводи для хозяйственных нужд. Марийцы использовали в пищу также кровь домашних животных: она добавлялась в ритуальные блюда. К обрядовым кушаньям относились также и яйца кур – они обязательно использовались во время весенне-летних календарных ритуалов как символ плодородия. Блюда из яиц подавались и на свадьбах, и на поминках, их клали в гроб умершего.

Постоянно употребляли марийцы рыбу, мясо лося, оленя, зайца, диких уток, глухарей, тетеревов. А вот убивать лебедей, журавлей и диких гусей, по традициям большинства марийцев, - грех, потому что это «божьи птицы».

Известны и самые древние традиционные напитки марийцев: подслащенная медом вода, квас, овощные напитки (из редьки, репы, свеклы, брюквы), отвары дикорастущих трав (смородины, брусники, малины), а также хлебное хмельное пиво и брага – медовщина, известная многим народам лесной зоны. Для молений и жертвоприношений специально готовился и долго выдерживался медовый хмельной напиток.

Во второй половине I тысячелетия наблюдалось некоторое встречное движение отдельных протоудмуртских и протомарийских племен по течению Вятки. В результате на среднем течении Вятки от Моломы до Кильмези сложилась так называемая контактная маргинальная зона. Этническая принадлежность населения этого района в конце I тысячелетия вызывает дискуссии среди ученых.

Формирование этноса коми прослеживается на основе ломоватовской археологической культуры, которую затем сменила родановская. Их ареал - Афанасьевский и Омутнинский районы Кировской области. На основе ломоватовской культуры сформировались этносы коми-пермяков и коми-зырян. Кроме того, но берегам рек Лузы и Моломы проживала в IХ - Х веках особая этническая группа, известная по более поздним письменным источникам как лузская пермца. Ученые считают ее "этнической периферией" коми-зырян. Лузская пермца испытала на себе сильное культурное влияние прибалтийских и волжско-финских народов.

Древние коми жили в укрепленных городищах, которые обычно были окружены селищами. Такая система расселения называется гнездовой. Самым крупным городищем, изученным археологами, является Шудьякар в Афанасьевском районе. Жилища древних коми представляли собой бревенчатые постройки прямоугольной формы с земляным полом, двумя-четырьмя очагами и хозяйственными ямами. Перед входом сооружался крытый тамбур. Умерших хоронили на коллективных кладбищах, где каж­дой семье отводился свой ряд. Распространение получили и трупоположение, и кремация, но со временем обряд кремации изжил себя. Начиная с V века, древние коми стали зарывать клады. Особенно много кла­дов относится к IХ - Х векам, что характерно для всего Приуралья. Чаще всего в кладах обнаруживается металлическая посуда, изготовлен­ная в Персии (Иране) и Византии и представляющая собой большую художественную ценность. Это серебряные или серебряные с позолотой блюда, чаши, ведра, украшенные чеканкой и гравировкой. Основные сюжеты украшений - охота и царские пиры. Эти предметы использова­лись древними коми в быту и в качестве жертвенной утвари. Инте­ресно то, что подобные находки связаны только с кладами, в погре­бениях их нет. По мнению ученых, это означает, что вся эта утварь находилась в собственности общины.

У древних коми была развита и собственная металлообработка. Местные мастера изготавливали множество разнообразных изделий из бронзы и железа: человекоподобных идолов, украшения для одежды с изображениями животных. Техника литья известна у коми с VIII века. В науке есть такое понятие, как "пермский звериный стиль". Первоначально на металлических подвесках, бляшках, огнивах с рукоят­ками изображались дикие животные, затем их сменили домашние. Та­кие изменения хорошо иллюстрируют эволюцию хозяйственной жизни древних коми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: