Мировосприятие, религиозные представления

Древнейшие люди, населявшие Вятский край, имели мифологическое сознание. Они не видели различий между своей жизнью, своими действиями и тем, что происходило в окружающем мире. Природные структуры переносились людьми на человеческое сообщество, а человеческие свойства - на элементы природы. Но человек соотносил се­бя с природой не прямо, а через какие-то образы, чаще всего мифологические, например, животных - покровителей. Люди считали, что у каждого рода есть свой предок из животного мира – покровитель и защитник (так называемый тотем). Тотемное животное нельзя было убивать, его изображение носили в качестве амулетов, оберегов. В сознании древнейшего человека пространство, окружающее его, было образовано и организовано жи­лищами, людьми, животными, растениями, вещами, освоенной территорией. Там, где нет ничего из материальной сферы, пространства не существует. Способом освоения и исследования пространства является движение, то есть путь. Путь может быть линейным или круговым. Первоначально он был линейным: именно так осваивал пространство бродячий охотник. В наскальной живописи эпохи палеолита композиция всегда развернута линейно.

Только в эпоху неолита у человека сформировались элементы космологического сознания. Теперь представления о пространстве и времени базировались на модели круговорота в природе. Люди, чьим основным занятием стало земледелие, ориентировались на биологиче­ские циклы, особые природные явления (восход и заход солнца, ново­луние и полнолуние), а пространство воспринимали в виде концен­трических кругов, расходящихся от центра (стационарного поселения).

По мнению этнографов, в эпоху неолита формируется полная мо­дель мира финно-угорских народов. Прауральская этническая общность существовала не только как носитель уральского праязыка, но и как носитель определенной культуры. Только у финно-пермских народов известен миф о творении мира из яйца, которое снесла птица среди вод первичного океана. По всему уральскому ареалу распространен миф о ныряющей птице, которая приносит со дна океана кусочек зем­ли, а из него потом вырастает суша. Более подробно представления об устройстве мира и о связи человека со Вселенной можно рассмот­реть на примере древних удмуртов.

 Мир представлялся древним удмуртам трехъярусным: верхний ярус - небесный, звездный; средний – земной; нижний - подземно-подводный. Некогда существовал первичный хаос, затем появилась Земля. Предание гласит, что дух воды Вукузё принес со дна океана кусочек земли, из которого и возникла земная суша. Трехчленной модели мира соответствовали три главных удмуртских божества: Инмар (высший небесный бог - творец, создатель человека), Кылдысин (богиня плодородия), Керемет, он же Луд, он же Шайтан (творец зла, владыка подземного мира). Ученые предполагают, что образ Керемета (Шайтана) был заимствован из ислама через контак­ты с волжскими булгарами. Низшая мифология была представлена многочисленными злыми духами - слугами Керемета (их называли луды), духами болезней (кутысь, мыж), духами эпидемий (чер) и другими. В удмуртском пантеоне было много женских божеств, это отголосок матриархата. Очень почитаемыми, помимо богини Кылдысин, были также Ву мумы - мать воды, Музъем мумы - мать земли, Ин мумы - мать неба, Шунды мумы - мать солнца, Гудыри мумы - мать грома. На поселениях эпохи раннего железа и бронзы найдены статуэтки женщин, которые свидетельствуют о существовании семейно-родового культа женщин-рожаниц.

Особо почитались древними удмуртами воршуды - родовые духи, охраняющие благополучие кровных родственников. Для племен была характерна воршудная организация, настолько устойчивая, что ее элементы этнографы прослеживали даже в XIX веке. Названия древних удмуртских родов происходили от названий птиц (глухарь, дрозд, соловей, цапля, ворона, орел, сова), насекомых (кузнечик, пчела, майский жук, блоха), пушных зверей (белка, норка, лисица), рыб (щука, пескарь). Религиозные обряды исполняли старейшины или шаманы, святилища языческих божеств устраивались в пещерах. Хри­стианство стало активно воздействовать на удмуртские язычество только в XVIII веке.

В языческом пантеоне древних марийцев также присутствовало множество божеств, в том числе и женского рода: Кугу Юмо (верховный бог), Кава Юмо (бог неба и судьбы), Вуд Ава (мать воды), Илыш Шочын Ава (мать жизни) и другие. Огромное значение имел культ предков. Представления древних марийцев о загробном мире (киямат) были весьма своеобразны. В захоронения они обязательно вкладывали кусок холста (по нему, как по мосту, душа умершего должна была через пропасть перебраться в загробный мир), ветки шиповника (чтобы душа могла отогнать змей и собаку, охраняющих вход в царство мертвых). В течение всей жизни человек собирал и хранил свои остриженные ногти, которые потом тоже вкладывались в его погребение – чтобы при переходе в загробный мир его душа могла преодолеть горы, цепляясь за скалы ногтями. Кроме того, у древних марийцев было принято хоронить умерших в зимней шапке и руковицах (вероятно, для того, чтобы душа не страдала от холода), а на кладбище их даже летом отвозили в санях.

У древних коми существовал миф о братьях Еноли и Онолеме – создателях мира. Особенно распространены были верования в леших, духов-хозяев. Коми почитали огонь, очень долго сохранялись у них культы промысловых животных и деревьев.

В начале II тысячелетия протоэтносы, населявшие Вятский край, превратились в устойчивые этносы. Основу этнических процессов составляли миграции племен, вторжения иноэтнических групп, взаимодействие и синтез различных культур.

Разноэтнические племена Вятского края контактировали между собой, смешивались в результате заключения брачных союзов. Это отразилось на внешнем облике людей. Во второй половине I тысяче­летия определился специфический субуральский (вятско-камский) антропологический тип в пределах малой уральской расы. Этот тип отличается некоторыми монголоидными чертами строения черепа с преобладанием европеоидных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: