Хозяйство и быт первых славянских поселенцев, их взаимоотношения с местными народами

Основную массу первых славянских поселенцев составляли крестьяне. Ведущую роль в их хозяйстве играли земледелие и скотоводство. Применялась подсечно-огневая система обработки земли, основными сельскохозяйственными культурами были рожь, овес, ячмень, лен, коно­пля; выращивались и некоторые сорта пшеницы. Славяне принесли на Вятку трехпольную систему обработки земли, при которой один распа­ханный участок засевался яровыми культурами, второй - озимыми, а третий отдыхал "под паром"; в следующем году оставлялся под паром другой участок - таким образом, земля меньше истощалась. Под зиму, как правило, сеяли рожь. С системой трехполья славяне познакомили и местные финские народы - удмуртов и марийцев.

В домашнем хозяйстве славяне держали крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Заливные луга в поймах рек давали возможность заготовить на зиму достаточно кормов для скота. Доминирующая роль сельского хозяйства у славян подтверждается мно­гочисленными находками фрагментов кос и серпов, костей домашних жи­вотных.

Немаловажное значение имели в крестьянском хозяйстве традици­онные для Вятского края промыслы: охота, рыболовство, бортничество. При раскопках поселений обнаружено немало костей рыб и диких животных, нако­нечников стрел, острог, крючков, грузил, лодочных скоб. Крестьяне держали огороды, на которых выращивали все необходимые овощи: репу, лук, морковь, капусту, свеклу.

Ремеслами занимались славяне повсеместно: и в сельской мест­ности, и в городищах. Но деревенское ремесло было домашним: мастер не оставлял свою основную работу - сельское хозяйство, он лишь попутно, в свободное время изготавливал какие-то вещи, необходимые в хозяйстве. Когда свободного времени было больше (поздней осенью, зимой, ранней весной), ремесленник мог брать заказы у односельчан, часто при этом заказчики приносили свое сырье. Так изготовлялись мебель и посуда, одежда и обувь, орудия труда и украшения. При этом ремесленник не производил избыточную продукцию и не искал ее дополнительного сбыта. В более крупных населенных пунктах сущест­вовало специализированное ремесло. Многие виды ремесел уже тогда требовали специальных знаний и навыков, большого опыта и высокой квалификации. Литейщики, кузнецы, оружейники, ювелиры, скорняки занимались только своим ремеслом и работали на рынок. Крупные села постепенно превращались в торгово-ремесленные центры - предшествен­ники городов. Товарный обмен развивался достаточно быстро: славяне устанавливали торговые отношения с соседними удмуртами и марийцами, племенами коми и чуди, волжскими булгарами и чувашами, с русскими княжествами.

Жилища славянских поселенцев ХII - ХIV вв. были двух типов - полуземлянки и наземные постройки. В отличие от других древнерусских земель, на Вятке печь часто помещалась не в углу дома, а у середины одной из стен. Конструкция домов применялась срубная, а хо­зяйственные постройки могли быть либо срубными, либо столбовыми. Хозяйственные постройки - это, как правило, сараи, погреба, хозяй­ственные ямы, помещения для скота. Археологи обнаружили и несколько построек производственного назначения - сохранились остатки кузниц, медеплавильной мастерской, гончарных мастерских. В этих мастерских найдены крицы, тигли, зубило, ножи, шилья, гвозди, обломки посуды и т. д.

О духовной жизни славянских поселенцев ХII - XIV вв. позволяют судить особенности захоронений. Наиболее известны Еманаевский и Шабалинский могильники. Глубина захоронений совсем небольшая - от 20 до 110 см, встречаются парные погребения. Захоронения имеют бесспорные признаки православной обрядности. Например, не принято было класть с умершим человеком какие-то предметы; найдены иконки, кадильница. В то же время остатки языческих представлений и обрядов совершенно очевидны: сохранялись в ряде случаев обряды кремации и неполной кремации, кенотафы (условные захоронения воинов, погибших вдали от дома). Некоторые погребения явно сопровождались человече­скими жертвоприношениями, встречаются погребения людей с подогну­тыми ногами - так язычники хоронили волхвов или "упырей", иногда на могиле по языческой традиции били посуду. Таким образом, можно го­ворить о прочности некоторых языческих традиций у славянских поселенцев - период двоеверия здесь, как и в других русских землях, ока­зался весьма длительным.

Наиболее зримым воплощением двоеверия являются так называемые "змеевики", относящиеся, очевидно, к XIV в. "Змеевик" представля­ет собой плоскую подвеску округлой формы, на лицевой стороне которой изображались два христианских святых воина-всадника, а на оборотной - череп в обрамлении клубка змей (языческий символ победы над врагом).

Начало контактов славян с финно-угорскими народами Вятского края относится к Х - ХI вв., но эти контакты имели эпизодический характер. Судя по некоторым письменным источникам, в бассейне Вятки собирали дань новгородцы, а также киевские и владимиро-суздальские князья. Вспомним также и о торговых связях этого пери­ода. Ранняя славянская колонизация Вятского края затронула в основном слабозаселенные территории по среднему течению Вятки, по­этому серьезных столкновений с местными народами она не вызвала. Вооруженные конфликты возникали тогда, когда пришлые славяне захватывали укрепленные поселения и обосновывались в них. Эти эпи­зоды отражены в летописях (уже упоминавшийся рассказ о покорении новгородцами Болванского городка и Кокшарова), сохранились в на­родных преданиях. В целом же можно говорить о достаточно мирном соседстве разных народов и о постепенном сближении их. Уже в ХIII в. существовали поселения с этнически смешанным населением.

Усложнению этнической ситуации в Вятском крае способствовала и внешняя угроза со стороны Монгольской империи. После разгро­ма монголами в 1236 г. Волжской Булгарии резко усилился приток татар (тюркского народа) на нижнее и среднее течение Чепцы. Из этих переселенцев сформировались две достаточно компактные группы, которые впоследствии стали называть каринскими и чепецкими тата­рами.

Наиболее тесными оказались контакты татар с марийцами. Многолетнее соседство и заключение межэтнических браков привели к заметным культурно-бытовым заимствованиям. Марийцы научились у татар изготовлению войлока и кожаной посуды, переняли некоторые способы хранения и переработки молочных и мясных продуктов, стали делать украшения из монет, заимствовали некоторые элементы интерьера (например, отделение кухни от комнаты не перегородкой, а занавеской).

Под угрозой монгольского вторжения население Вятского края в ХIII в. объединилось в независимое государство с вечевой формой правления - Вятскую землю. Финно-угры, славяне и тюрки сосущест­вовали вместе, и с этих давних времен складывалась их этнокуль­турная и религиозная терпимость. Лояльное отношение к представи­телям иной религии и культуры поддерживалось демократическими традициями Вятской республики. Основой вятского боярства стала не только привилегированная верхушка русских общин, но и удмуртская феодализирующаяся знать. В одной из легенд, записанных во второй половине XX в., говорится об участии удмуртов в закладке и строительстве Хлынова, а также каменной православной церкви в нем. В Хлынове в ХIV в. и позднее наряду с русскими жили удмурты, бесермяне, татары.

Тесные многолетние контакты русских и финно-угров, конечно, привели к обмену хозяйственным опытом, культурным и бытовым заим­ствованиям. Славяне привнесли в хозяйство финно-угорских народов новые сельскохозяйственные культуры: озимую рожь, бобовые, гречиху, капусту, репу. Широко распространилась трехпольная система обработки земли. Ручные жернова удмуртов и марийцев стали вытеснять­ся водяными мельницами, появились специальные зерносушилки - овины. Славяне привезли на Вятку более продуктивные породы домашних животных, познакомили местные народы с более совершенными технологиями металлообработки, деревообработки, ювелирного дела. Гончарное производство из домашнего ремесла стало превращаться в специализированное.

Славянские поселенцы на Вятке, судя по всему, недолго сохраня­ли свою этническую обособленность. В скором времени они стали смеши­ваться (ассимилироваться) с местными финскими народами, заключая брачные союзы. При раскопках большинства русских поселений ХII - ХIV вв. обнаружена так называемая славяноидная глиняная посуда. Для нее ха­рактерна древнеудмуртская рецептура глиняного теста с добавлением толченых ракушек и навоза, но славянская технология изготовления, в том числе с помощью гончарного круга. А поскольку домашним гончарным ремеслом в те времена занимались в основном женщины - ученые делают вывод о том, что немало удмуртских женщин выходило замуж за славян. О значительном количестве смешанных браков свидетельствуют и много­численные находки на русских поселениях бронзовых финно-угорских женских украшений, которые традиционно передавались по наследству дочерям. Состав захоронений на многих известных могильниках, по за­ключению археологов, также является этнически смешанным.

 




double arrow
Сейчас читают про: