Археологические памятники славянской колонизации XII - ХIV веков

Первые славянские колонисты часто обосновывались на финно-угорских поселениях, поэтому археологам приходится сталкиваться со смешением памятников материальной культуры. Однако активные раскопки последних десятилетий позволили реконструировать несколько десятков славянских поселений ХII - ХIV веков.

О находках на Никульчинском городище уже шла речь в предыдущем параграфе. Окраины древнего Никулицына городка о его сельской округой были защищены сторожевыми крепостями-городищами: с верхо­вий - Подчуршинским, с низовий - Чижевским и Вятским, со стороны реки Чепцы - Кривоборским.

Подчуршинские городище, существовавшее в ХIII - ХIV вв., изучено археологами на площади около 150 кв. м. Городище имело мощные обо­ронительные стены, которые делали его практически неуязвимым со всех сторон. По древнерусской традиции нижний уровень укреплений использовался под жилье и хозяйственные помещения. На верхнем уров­не имелись бойницы, а для хорошего обзора окрестностей и обстрела неприятеля были возведены три башни квадратной формы, одна из них имела ворота для въезда в крепость. При раскопках Подчуршинского городища найдено множество предметов воинского вооружения: желез­ные наконечники для стрел, детали панцирных доспехов и щита, боевые ножи, обломки ножен, пряжки, кольца и удила от конской сбруи. Есть и другие находки, свидетельствующие о занятиях жителей крепо­сти сельским хозяйством, промыслами, различными видами ремесел: обработкой дерева, кости и металла, ткачеством, плетением и т. д.

Другое городище - Вятское - памятник во многом уникальный. Он находится на территории Александровского сада (парка имени Халтурина) в Кирове. Здесь был обнаружен древнерусский культурный слой ХII - ХIII вв., в котором найдены керамические изделия, бронзовая пряж­ка, языческий амулет в виде миниатюрной ложки - символ сытости и благополучия. Древнеславянскому поселению на этом месте предшествовало более раннее удмуртское, которое, по удмуртским легендам, было связано с древними языческими культами. Л. Д. Макаров предполагает, что и у славян Вятское городище играло скорее культовую, а не оборони­тельную роль.

На месте Чижевского городища серьезные археологические ис­следования не проводились, хотя, по словам Л. Д. Макарова, его уже более 200 лет посещают "археологи-разведчики". Выявленный здесь древнерусский материал незначителен, но культурный слой достаточно велик, поэтому ученые считают, что Чижевское городище было не только крепостью, но и местом постоянного поселения.

"Повесть о стране Вятской" упоминает о марийском (черемис­ском) городке, занятом и переименованном первыми славянскими по­селенцами, - Кокшарове. Обычно историки-краеведы видели в Кокшарове будущий Котельнич, тем более, что "Повесть о стране Вятской" прямо говорит, что Кокшаров "ныне же нарицается Котельнич". Однако Л. Д. Макаров видит ряд неувязок, противоречащих этому при­вычному представлению. Во-первых, в окрестностях Котельнича полностью отсутствуют географические названия, созвучные Кокшарову, зато они есть западнее и южнее реки Пижмы: притоки реки Ветлуги - Малая и Большая Какша, притоки Волги - Большая и Малая Кокшага, приток реки Лаж - Кокша. Во-вторых, северная граница расселения марийцев в Х - ХIII вв. вряд ли могла доходить до Пижмы и верховий Ветлуги, а Котельнич находится севернее Пижмы. В-треть­их, раскопки на Котельничском городище обнаружили лишь единичные финно-угорские предметы, а лепной посуды там не найдено вообще. Следовательно, древнемарийское присутствие в Котельниче и его окрестностях остается недоказанным. По мнению Л. Д. Макарова, древ­ним Кокшаровом могло быть Пижемское городище вблизи современного города Советска. Здесь вместе с финно-угорскими находками обнаружены и немногочисленные вещи славянского происхождения, среди которых особенно важны наконечники боевых стрел, ножи, фрагменты керамики. Интересно то, что у местных жителей существовало пре­дание о расположении на городище культового места черемисов-язычников и о русско-черемисских битвах. Вниз по течению Вятки и в среднем течении Пижмы археологи обнаружили древнерусские поселения ХII – начала ХV вв., которые, возможно, были объединены в некую волость, центром которой и был летописный Кокшаров. Вообще бассейн Пижмы был слабо заселен до прихода славян. Судя по всему, удмурты постепенно покидали эту территорию, опасаясь нападений воинственных марийцев, а марийцы появлялись здесь эпизодически. В этот межэтнический вакуум и вклинились славяне. Одной из причин появления здесь славян можно считать бегство язычников от усилив­шейся христианизации. Летописец говорит о "ростовской черни" (крестьянах-общинниках), которые "забежали" от "крещения рускаго".

Ко второй половине ХIII в. в низовьях Моломы сложилась еще одна русская волость, центром которой стал Котельнич. По предположению Л. Д. Макарова, в середине ХIII в. русские поселения Пижемской волости каким-то образом попали в зависимость от Котельнича, а составитель "Повести о стране Вятской" просто свел воедино два разновременных события. Город Котельнич первоначально располагался на другом мес­те - на Ковровском городище, возникшем в ХIII – начале ХIV в. Это горо­дище являлось резиденцией главы Котельничской общины - земского воеводы, при раскопках обнаружена его печать. Городище располагалась на стратегически очень важном участке - в устье Моломы, что давало возможность контролировать прямой путь из Нижнего Прикамья на Северную Двину. Внушительные оборонительные укрепления Ковровского городища несколько раз об­новлялись. Со стороны поля шли вал и ров длиной 130 метров, на гребне вала была сооружена высокая, рубленная из бревен стена с несколькими башнями. Край террасы высотой 7-11 метров был допол­нительно укреплен сначала бревенчатым частоколом, а в ХIV в. - системой деревянных стен шириной 4-5,5 метров с врубленными в них перегородками. Нижний уровень укреплений использовался под жилые и хозяйственные помещения так же, как и на Никульчинском, и на Подчуршинском городищах. Ковровское городище занимало площадь около 1 га. На месте же Котельничского городища на рубеже ХIII - ХIV вв. появляется славянское поселение (возможно, даже не укреп­ленное) - жилые полуземлянки, хозяйственные ямы, изгороди. Веро­ятно, в ХIV в. город с Ковровского городища был перенесен на место этого славянского поселка.

Практика переноса городов хорошо известна в Древней Руси. Она вызывалась многими причинами военно-стратегического, полити­ческого, экономического, демографического характера. Перенос Котельнича на новое место мог объясняться прежде всего тем, что Ковровское городище находилось на сравнительно невысоком месте – 7-11 метров, а Котельничское поселение располагалось выше и практически со всех сторон было окружено водой (реками Вяткой и Котлянкой) - это давало большое стратегическое преимущество.

Вокруг Котельнича сложилась сельская округа, защищенная на границах крепостями. Вниз по Вятке находилось Скорняковское горо­дище, вверх по Вятке - Орловское, путь по Моломе прикрывало Шабалинское. По-видимому, как крепость Орлов возникает на рубеже ХII - ХIII вв., а в XIV в. городище становится кремлем (детинцем) города и центром новой волости.

Всего к настоящему времени среди древнеславянских поселений Вятского края выявлено 45 объектов, относящихся к ХII - ХIV вв. Пре­обладают среди них неукрепленные или малоукрепленные поселения-селища.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: