Первые славянские колонисты часто обосновывались на финно-угорских поселениях, поэтому археологам приходится сталкиваться со смешением памятников материальной культуры. Однако активные раскопки последних десятилетий позволили реконструировать несколько десятков славянских поселений ХII - ХIV веков.
О находках на Никульчинском городище уже шла речь в предыдущем параграфе. Окраины древнего Никулицына городка о его сельской округой были защищены сторожевыми крепостями-городищами: с верховий - Подчуршинским, с низовий - Чижевским и Вятским, со стороны реки Чепцы - Кривоборским.
Подчуршинские городище, существовавшее в ХIII - ХIV вв., изучено археологами на площади около 150 кв. м. Городище имело мощные оборонительные стены, которые делали его практически неуязвимым со всех сторон. По древнерусской традиции нижний уровень укреплений использовался под жилье и хозяйственные помещения. На верхнем уровне имелись бойницы, а для хорошего обзора окрестностей и обстрела неприятеля были возведены три башни квадратной формы, одна из них имела ворота для въезда в крепость. При раскопках Подчуршинского городища найдено множество предметов воинского вооружения: железные наконечники для стрел, детали панцирных доспехов и щита, боевые ножи, обломки ножен, пряжки, кольца и удила от конской сбруи. Есть и другие находки, свидетельствующие о занятиях жителей крепости сельским хозяйством, промыслами, различными видами ремесел: обработкой дерева, кости и металла, ткачеством, плетением и т. д.
Другое городище - Вятское - памятник во многом уникальный. Он находится на территории Александровского сада (парка имени Халтурина) в Кирове. Здесь был обнаружен древнерусский культурный слой ХII - ХIII вв., в котором найдены керамические изделия, бронзовая пряжка, языческий амулет в виде миниатюрной ложки - символ сытости и благополучия. Древнеславянскому поселению на этом месте предшествовало более раннее удмуртское, которое, по удмуртским легендам, было связано с древними языческими культами. Л. Д. Макаров предполагает, что и у славян Вятское городище играло скорее культовую, а не оборонительную роль.
На месте Чижевского городища серьезные археологические исследования не проводились, хотя, по словам Л. Д. Макарова, его уже более 200 лет посещают "археологи-разведчики". Выявленный здесь древнерусский материал незначителен, но культурный слой достаточно велик, поэтому ученые считают, что Чижевское городище было не только крепостью, но и местом постоянного поселения.
"Повесть о стране Вятской" упоминает о марийском (черемисском) городке, занятом и переименованном первыми славянскими поселенцами, - Кокшарове. Обычно историки-краеведы видели в Кокшарове будущий Котельнич, тем более, что "Повесть о стране Вятской" прямо говорит, что Кокшаров "ныне же нарицается Котельнич". Однако Л. Д. Макаров видит ряд неувязок, противоречащих этому привычному представлению. Во-первых, в окрестностях Котельнича полностью отсутствуют географические названия, созвучные Кокшарову, зато они есть западнее и южнее реки Пижмы: притоки реки Ветлуги - Малая и Большая Какша, притоки Волги - Большая и Малая Кокшага, приток реки Лаж - Кокша. Во-вторых, северная граница расселения марийцев в Х - ХIII вв. вряд ли могла доходить до Пижмы и верховий Ветлуги, а Котельнич находится севернее Пижмы. В-третьих, раскопки на Котельничском городище обнаружили лишь единичные финно-угорские предметы, а лепной посуды там не найдено вообще. Следовательно, древнемарийское присутствие в Котельниче и его окрестностях остается недоказанным. По мнению Л. Д. Макарова, древним Кокшаровом могло быть Пижемское городище вблизи современного города Советска. Здесь вместе с финно-угорскими находками обнаружены и немногочисленные вещи славянского происхождения, среди которых особенно важны наконечники боевых стрел, ножи, фрагменты керамики. Интересно то, что у местных жителей существовало предание о расположении на городище культового места черемисов-язычников и о русско-черемисских битвах. Вниз по течению Вятки и в среднем течении Пижмы археологи обнаружили древнерусские поселения ХII – начала ХV вв., которые, возможно, были объединены в некую волость, центром которой и был летописный Кокшаров. Вообще бассейн Пижмы был слабо заселен до прихода славян. Судя по всему, удмурты постепенно покидали эту территорию, опасаясь нападений воинственных марийцев, а марийцы появлялись здесь эпизодически. В этот межэтнический вакуум и вклинились славяне. Одной из причин появления здесь славян можно считать бегство язычников от усилившейся христианизации. Летописец говорит о "ростовской черни" (крестьянах-общинниках), которые "забежали" от "крещения рускаго".
Ко второй половине ХIII в. в низовьях Моломы сложилась еще одна русская волость, центром которой стал Котельнич. По предположению Л. Д. Макарова, в середине ХIII в. русские поселения Пижемской волости каким-то образом попали в зависимость от Котельнича, а составитель "Повести о стране Вятской" просто свел воедино два разновременных события. Город Котельнич первоначально располагался на другом месте - на Ковровском городище, возникшем в ХIII – начале ХIV в. Это городище являлось резиденцией главы Котельничской общины - земского воеводы, при раскопках обнаружена его печать. Городище располагалась на стратегически очень важном участке - в устье Моломы, что давало возможность контролировать прямой путь из Нижнего Прикамья на Северную Двину. Внушительные оборонительные укрепления Ковровского городища несколько раз обновлялись. Со стороны поля шли вал и ров длиной 130 метров, на гребне вала была сооружена высокая, рубленная из бревен стена с несколькими башнями. Край террасы высотой 7-11 метров был дополнительно укреплен сначала бревенчатым частоколом, а в ХIV в. - системой деревянных стен шириной 4-5,5 метров с врубленными в них перегородками. Нижний уровень укреплений использовался под жилые и хозяйственные помещения так же, как и на Никульчинском, и на Подчуршинском городищах. Ковровское городище занимало площадь около 1 га. На месте же Котельничского городища на рубеже ХIII - ХIV вв. появляется славянское поселение (возможно, даже не укрепленное) - жилые полуземлянки, хозяйственные ямы, изгороди. Вероятно, в ХIV в. город с Ковровского городища был перенесен на место этого славянского поселка.
Практика переноса городов хорошо известна в Древней Руси. Она вызывалась многими причинами военно-стратегического, политического, экономического, демографического характера. Перенос Котельнича на новое место мог объясняться прежде всего тем, что Ковровское городище находилось на сравнительно невысоком месте – 7-11 метров, а Котельничское поселение располагалось выше и практически со всех сторон было окружено водой (реками Вяткой и Котлянкой) - это давало большое стратегическое преимущество.
Вокруг Котельнича сложилась сельская округа, защищенная на границах крепостями. Вниз по Вятке находилось Скорняковское городище, вверх по Вятке - Орловское, путь по Моломе прикрывало Шабалинское. По-видимому, как крепость Орлов возникает на рубеже ХII - ХIII вв., а в XIV в. городище становится кремлем (детинцем) города и центром новой волости.
Всего к настоящему времени среди древнеславянских поселений Вятского края выявлено 45 объектов, относящихся к ХII - ХIV вв. Преобладают среди них неукрепленные или малоукрепленные поселения-селища.