Особенности формирования Вятского края. Основание Вятки-Хлынова

Старая русская поговорка метко гласит – «Что ни город – то норов, что ни деревня – то обычай». Русский народ как единое целое складывался из новгородцев и рязанцев, нижегородцев и вятчан… Жители каждого края обладали своей исторически сложившейся особинкой, сохраняя и развивая традиции, язык, культуру.

На северо-востоке европейской России в глухих таежных лесах вокруг речки Вятки с притоками исторически фор­мировался Вятский край как эконо­мическая и культурная система.

Человек впервые появился здесь около 15 тысяч лет назад. Не только Вятка, но и вся территория сосед­них Урала и Поволжья — это зона обитания угро-финских племен, к которым принадлежат местные уд­мурты и марийцы.

В конце XII – начале XIII века в бассейне реки Вятки появились славянские поселения.

Под 1374 годом в летописном описании похода новгородской дружины на ушкуях (речных судах) в низовые земли впервые упомянут город Вятка. В XV веке его переименовали в Хлынов; в конце XVIII сто­летия на карте вновь появился «град Вятка». Город возник на месте древ­него удмуртского поселения на вы­соком берегу Вятки между двумя глу­бокими оврагами: Засорой и Раздерихинским - естественными укреп­лениями города. XV век — это эпоха политической самостоятельности Вятки, ставшей на некоторое время вечевой республикой.

Отчаянные вятские ушкуйники совершали успешные военные набе­ги даже на Сарай — столицу Золо­той Орды, а также на соседние рус­ские города, пользуясь своей защи­щенностью непроходимыми хвойны­ми лесами. В августе 1489 года мос­ковское войско окончательно подчи­нило Вятскую землю, казнив непо­корную верхушку, выселив крупных бояр и купцов, уничтожив земское самоуправление. Вятка стала боль­шим этническим котлом, в котором жили бок о бок русские, финно-угры (удмурты, марийцы), татары. Наложи­ла свой отпечаток и близость Волжской Булгарии, а также давно исчез­авшая чудь.

По сути дела, Вятский регион был своеобразным мостом между центром страны и Уралом, Русским Севером и Поволжьем, но мостом, сумевшим изолироваться в своих лесах и болотах от влиятельных соседей и создать глубоко оригинальную культуру.

В мощном движении России на восток Вятский край в средние века стал форпостом, базой для сосредо­точения сил и людских ресурсов. Отличительная особенность заселения Средней Вятки русскими в XII—XVI веках состояла в том, что оно было мирным. Местное удмуртское насе­ление в основном просто переме­щалось на свободные земли, частич­но смешиваясь с русскими. Военная угроза Вятке шла с юга. Казанское ханство, а также населявшие южные районы края воинственные марий­цы предпринимали многочисленные военные походы на Вятскую землю, которая, расширяясь на юг, отгоро­дилась от них в XVI—XVII веках цепью военных крепостей: Уржум, Малмыж, Яранск, Кукарка, Санчурск...

Велика заслуга вятчан в освоении Урала и Сибири. «Сибирский хлеб» -особый налог, собираемый на Вятке в XVI—XVII веках, помогал кор­мить население сибирских городков. Вятские переселенцы, уходя все даль­ше на восток, ставили починки, села, горные заводы с типично вятски­ми названиями. И движение это дошло до Амура. То есть Вятка, как и вся Россия, была одновремен­но и областью, которая колонизова­лась, и областью, которая колонизо­вала.

Средневековье же, не в хроноло­гическом, а в историческом значе­нии этого слова, закончилось здесь лишь в XIX веке. По сути дела, мы еще в середине XX столетия жили среди последних мощных интеллектуальных и материальных ос­татков средневековья. Как почти вез­де на Русском Севере, здесь не сло­жилось значительного помещичьего землевладения. Служилые дворяне были лишь в городах, очень неболь­ших по численности населения и затерянных в бездорожье среди глу­хих хвойных лесов.

Скудные вятские суглинки дава­ли небогатые урожаи: нам сейчас трудно представить колоссальную тя­жесть повседневной жизни, особен­но в эпохи, когда хрупкое равнове­сие мира в государстве нарушалось и от голода, эпидемии, пожаров и войн вымирали целые волости.

Город был враждебен крестьяни­ну, потому что оттуда шли требования налогов, ехали приказные оби­рать народ, а в случае неповиновения оттуда же шли стрельцы (а позже солдаты) усмирять непокорных. Впрочем, при слабой заселенности огромных пространств недовольным проще было найти себе новое место для житья, чем бунтовать.

Терпимость — характерная черта исторического развития Вятской зем­ли. Православные, мусульмане, языч­ники веками мирно уживались друг с другом. Обращение в христианство удмуртов и марийцев случилось мирно и довольно поздно, в основ­ном начавшись с XVIII века. Мно­гие десятилетия новообращенные со­храняли двоеверие, поклоняясь преж­ним языческим святыням и отправ­ляя христианские обряды.

В силу своеобразного консерватиз­ма вятского населения здесь дольше сохранялись элементы застойности и патриархальности в строе жизни. И это великое благо для местной куль­туры.

Именно на примере Вятки мы отчетливо видим, что основа силы и могущества державы, ее становой хребет — это российская глубинка. Не случайно говорят, что без корня и полынь не растет. И мы должны отчетливо представлять, что историю Твери лучше всего изучать тверичам, Рязани — рязанцам, Нижегородчины - нижегородцам, Вятки — вятчанам. У нас для этого есть все: ис­точники, тонкое понимание основ местной жизни, традиции.




double arrow
Сейчас читают про: