Старая русская поговорка метко гласит – «Что ни город – то норов, что ни деревня – то обычай». Русский народ как единое целое складывался из новгородцев и рязанцев, нижегородцев и вятчан… Жители каждого края обладали своей исторически сложившейся особинкой, сохраняя и развивая традиции, язык, культуру.
На северо-востоке европейской России в глухих таежных лесах вокруг речки Вятки с притоками исторически формировался Вятский край как экономическая и культурная система.
Человек впервые появился здесь около 15 тысяч лет назад. Не только Вятка, но и вся территория соседних Урала и Поволжья — это зона обитания угро-финских племен, к которым принадлежат местные удмурты и марийцы.
В конце XII – начале XIII века в бассейне реки Вятки появились славянские поселения.
Под 1374 годом в летописном описании похода новгородской дружины на ушкуях (речных судах) в низовые земли впервые упомянут город Вятка. В XV веке его переименовали в Хлынов; в конце XVIII столетия на карте вновь появился «град Вятка». Город возник на месте древнего удмуртского поселения на высоком берегу Вятки между двумя глубокими оврагами: Засорой и Раздерихинским - естественными укреплениями города. XV век — это эпоха политической самостоятельности Вятки, ставшей на некоторое время вечевой республикой.
Отчаянные вятские ушкуйники совершали успешные военные набеги даже на Сарай — столицу Золотой Орды, а также на соседние русские города, пользуясь своей защищенностью непроходимыми хвойными лесами. В августе 1489 года московское войско окончательно подчинило Вятскую землю, казнив непокорную верхушку, выселив крупных бояр и купцов, уничтожив земское самоуправление. Вятка стала большим этническим котлом, в котором жили бок о бок русские, финно-угры (удмурты, марийцы), татары. Наложила свой отпечаток и близость Волжской Булгарии, а также давно исчезавшая чудь.
По сути дела, Вятский регион был своеобразным мостом между центром страны и Уралом, Русским Севером и Поволжьем, но мостом, сумевшим изолироваться в своих лесах и болотах от влиятельных соседей и создать глубоко оригинальную культуру.
В мощном движении России на восток Вятский край в средние века стал форпостом, базой для сосредоточения сил и людских ресурсов. Отличительная особенность заселения Средней Вятки русскими в XII—XVI веках состояла в том, что оно было мирным. Местное удмуртское население в основном просто перемещалось на свободные земли, частично смешиваясь с русскими. Военная угроза Вятке шла с юга. Казанское ханство, а также населявшие южные районы края воинственные марийцы предпринимали многочисленные военные походы на Вятскую землю, которая, расширяясь на юг, отгородилась от них в XVI—XVII веках цепью военных крепостей: Уржум, Малмыж, Яранск, Кукарка, Санчурск...
Велика заслуга вятчан в освоении Урала и Сибири. «Сибирский хлеб» -особый налог, собираемый на Вятке в XVI—XVII веках, помогал кормить население сибирских городков. Вятские переселенцы, уходя все дальше на восток, ставили починки, села, горные заводы с типично вятскими названиями. И движение это дошло до Амура. То есть Вятка, как и вся Россия, была одновременно и областью, которая колонизовалась, и областью, которая колонизовала.
Средневековье же, не в хронологическом, а в историческом значении этого слова, закончилось здесь лишь в XIX веке. По сути дела, мы еще в середине XX столетия жили среди последних мощных интеллектуальных и материальных остатков средневековья. Как почти везде на Русском Севере, здесь не сложилось значительного помещичьего землевладения. Служилые дворяне были лишь в городах, очень небольших по численности населения и затерянных в бездорожье среди глухих хвойных лесов.
Скудные вятские суглинки давали небогатые урожаи: нам сейчас трудно представить колоссальную тяжесть повседневной жизни, особенно в эпохи, когда хрупкое равновесие мира в государстве нарушалось и от голода, эпидемии, пожаров и войн вымирали целые волости.
Город был враждебен крестьянину, потому что оттуда шли требования налогов, ехали приказные обирать народ, а в случае неповиновения оттуда же шли стрельцы (а позже солдаты) усмирять непокорных. Впрочем, при слабой заселенности огромных пространств недовольным проще было найти себе новое место для житья, чем бунтовать.
Терпимость — характерная черта исторического развития Вятской земли. Православные, мусульмане, язычники веками мирно уживались друг с другом. Обращение в христианство удмуртов и марийцев случилось мирно и довольно поздно, в основном начавшись с XVIII века. Многие десятилетия новообращенные сохраняли двоеверие, поклоняясь прежним языческим святыням и отправляя христианские обряды.
В силу своеобразного консерватизма вятского населения здесь дольше сохранялись элементы застойности и патриархальности в строе жизни. И это великое благо для местной культуры.
Именно на примере Вятки мы отчетливо видим, что основа силы и могущества державы, ее становой хребет — это российская глубинка. Не случайно говорят, что без корня и полынь не растет. И мы должны отчетливо представлять, что историю Твери лучше всего изучать тверичам, Рязани — рязанцам, Нижегородчины - нижегородцам, Вятки — вятчанам. У нас для этого есть все: источники, тонкое понимание основ местной жизни, традиции.






