Расширение в XVII в. системы местного управления, образование Вятской и Великопермской епархии, развитие ремесла и торговли потребовало увеличения грамотных людей, умевших не только читать и считать, но и знавших письменное делопроизводство. В результате грамотность все больше стала распространяться среди посадского и крестьянского населения.
До начала XVIII в. на Вятке не было школ. Дети духовенства, приказных людей, купцов получали начальные знания у домашних учителей, которыми обычно являлись люди духовного звания. Они обучали детей чтению, письму, счету, закону Божьему. С учителями расплачивались обычно продуктами. Были и сердобольные дьячки, которые учили бесплатно.
Основными учебными пособиями, как и в предшествующий период, оставались Псалтырь и Часослов – богослужебные книги с текстами молитв. Кроме того, в XVII в. в крае для обучения стали использовать азбуки, в основе которых лежали церковные тексты. Таким образом, при обучении грамоте одновременно происходило усвоение православного вероучения.
Распространение грамотности закладывало базу для развития книжной культуры. В это время читались в основном книги религиозного содержания – Священное Писание (Библия), богослужебные книги, святоотеческая литература (произведения деятелей христианской церкви II-VIII вв., создавших догматику христианского учения и богослужение). Популярностью пользовались жития святых, а также сборники – «Четьи-Минеи» (сборники житий святых, составленных по месяцам), «Домострой» (свод житейских правил и наставлений) и др.
Книжными центрами в допетровскую эпоху были церкви и монастыри. Так, в XVII в. царствующий род Романовых наряду с различной церковной утварью в качестве вкладов даровал городу Хлынову более 30 богослужебных книг. Наиболее крупная библиотека в крае находилась в Трифоновом монастыре, где в 1601 г. насчитывалось 144 книги, преимущественно рукописные. При этом в монастыре книги не только хранились, но и переписывались. К сожалению, монастырская библиотека погибла в страшном пожаре 1700 г.
Об увеличении интереса к чтению свидетельствует и появление первых в Хлынове продавцов книжной продукции. Среди покупателей Московского печатного двора в XVII в. было не менее девяти вятчан. Приобретались богослужебные книги, разнообразная духовная литература, азбуки.
Рост образованности и интереса к книжной культуре создали условия для зарождения оригинальных местных произведений. В последней четверти XVII в. вокруг архиепископа Ионы Баранова сложился кружок книжников, создавших несколько литературных произведений. В первую очередь это исторические повествования «Вятский временник», «Хронограф», «Повесть о стране Вятской», «Летописец старых лет». Правда, есть предположение, что они возникли в 1730-е гг. при епископе Лаврентии Горке. Эти произведения напоминали собой летописи, состоящие из погодных записей. В них были собраны наиболее значимые местные события: известия об основании городов, военных столкновениях и походах, постройке церквей и городских укреплений, предания о местных чудотворных иконах, описания многочисленных пожаров, необычные природные явления, которые воспринимались как особые знамения и др.
Во второй половине XVII в. были созданы жития преподобного Трифона Вятского и блаженного Прокопия Вятского. Житие Трифона было написано одним из монахов Пыскорского монастыря, где когда-то жил преподобный. Жития не были простым описанием жизни святых. Они являлись, в первую очередь, духовной литературой, наставлением читателя на пути спасения души. Вятские святые избрали различные пути к Богу. Один через иноческий путь, другой – через не менее трудный путь юродства. Но их обоих объединяло смирение, терпение, любовь к Богу и людям. Так, Прокопий не беспокоился о пище и ночлеге, терпя холод, голод и насмешки окружающих. Трифон, отдавший 20 лет жизни созданию монастыря, со смирением покинул его по требованию братии, не возроптав на монахов.
Проводившиеся ежегодно крестные ходы на р.Великую подтолкнули к написанию в середине XVII в. «Повести о явлении чудотворного образа Великорецкого». По преданию, образ явился крестьянину Агалакову в 1383 г. Жители Вятки перенесли чудотворную икону к себе, но с условием ежегодно приносить ее на место явления.
Интересным литературным произведением стала «Повесть об иконе Пречистой Богородицы». В ней описывались приключения, произошедшие в 1659-62 гг. с жителем г. Хлынова Иваном Лянгусовым. На Волге, где он промышлял рыбной ловлей, на него внезапно напали калмыки, пленили и продали крымским татарам. Чтобы спастись, он молился Богу, Богородице и соловецким святым, дав обет пожертвовать церквам образ Спаса и Пречистой Божьей Матери. После удачного побега он исполнил свой обет, подарив икону Спаса в церковь г. Саратова, а образ Богородицы, по благословлению вятского архиепископа Александра, увез в Соловецкий монастырь. Произошедшие события, по словам автора повести, рассказал ему лично сам Лянгусов и его спутники.
Книга в средние века, по выражению академика Д. С. Лихачева, была «духовным руководителем и вместилищем вечных идей». Но если для современников было важно, в первую очередь духовное содержание «Житий» и «Повестей», то для историков они интересны своими жизненными реалиями. В указанных произведениях описываются занятия вятчан, отношения Вятки с другими городами и народами, конкретные люди и события. Широко представлена картина быта и нравов провинциального города. Например, в «Житии Трифона Вятского» приводится нелицеприятное изображение некоторых монахов, стремившихся не столько к духовным подвигам, сколько к мирским благам.
Иконопись
К XVII в. относятся первые сведения о вятских иконописцах. Писанием икон занимались посадские люди, священнослужители, крестьяне. Их творчество тяготело к традициям мастеров Русского Севера (Великого Устюга, Сольвычегодска и др.). В Хлынове в XVII в. иконописанием постоянно занималось 3-4 человека. Так, в 1615 г. в городе иконописцами числились Матюшко, Баженко и Трепка. Главная иконописная мастерская, как предполагается, находилась при воеводском дворе. В Успенском Трифоновом монастыре в это время работали подрядные иконописцы. Собственная мастерская появилась здесь только в 1764 г.
Наиболее чтимой на Вятке стала чудотворная икона Николая Великорецкого. В XVII в. по образцу явленной на р. Великой иконы было написано несколько списков «Николы Великорецкого в Житии». На 8 клеймах, расположенных вокруг образа святого, изображались главные события его жизни.
Кроме того, вятские мастера выполнили немало списков с чудотворного образа Спаса Всемилостивого, которые находились практически во всех вятских храмах.
Во второй половине XVII в. возникает почитание преподобного Трифона Вятского и блаженного Прокопия Вятского. Одновременно с прославлением святых появляются их иконописные изображения. Как предполагают ученые, первые образы преподобного Трифона были созданы еще в середине XVII в., но до наших дней они не дошли. Наиболее ранней из сохранившихся является икона «Богоматерь с Трифоном Вятским», написанная в 1690-х гг. Икона интересна тем, что на ней изображен Трифонов монастырь и кремль города Хлынова с храмами, палатами и крепостными сооружениями. На сегодняшний день это самое древнее из сохранившихся изображений города, которое широко используется для реконструкции г. Хлынова XVII в. Одни искусствоведы считают, что икона написана вятскими иконописцами, которые хорошо знали внешний вид города. Другие полагают, что по стилю и уровню исполнения ее создавали, скорее всего, суздальские мастера, которые использовали при написании объемный плана города. К концу XVII в. относится также иконописный образ, на котором преподобный Трифон изображен вместе с блаженным Прокопием Вятским.
В целом, можно говорить о зарождении в XVII в. в Вятском крае собственной иконописной школы. Процесс обмирщения культуры, который ярко проявился в столичном иконописании (появление парсун, светотеней, «телесности» изображений, подписных работ и др.) практически не затронул местные образы, которые по-прежнему писались в традиционном стиле.






