Прокопий Вятский (1578 - 1628)

Вятчане считали свой край богохранимым, огражденным от крупных военных столкновений и разорений молитвами святых. «Не стоит город без святого, селение без праведника» - говорилось в русской пословице. Заступниками Вятской земли перед престолом Божьим вятчане считали не только почившего в начале XVII в. преподобного Трифона Вятского, но и жившего в то же время юродивого Прокопия Вятского.

Как известно из его жития, родился Прокопий Полушкин в д. Корякинской Хлыновского уезда (около с. Бобино). Когда ему исполнилось 12 лет, он тяжело заболел. Исцелить его от болезни смог только Трифон Вятский. Спустя некоторое время по благословлению родителей Прокопий ушел в г. Слободской, где прислуживал в течение трех лет в Екатерининской церкви. Когда ему исполнилось 20 лет, родители захотели женить его. Но, желая посвятить свою жизнь служению Богу, он ушел из родительского дома в г. Хлынов. Здесь он принял на себя подвиг юродства и обет молчания, подражая жизни Прокопия Устюжского и Василия Блаженного.

В чем смысл этого подвига? Человек, живущий в этом мире, слишком привязан к его благам. Желание владеть ими отдаляет его не только от Бога, но и от других людей, которые могут стать преградой для достижения его целей. Юродство же предполагает отвержение от мира и его благ, чтобы наиболее полно посвятить свою жизнь Богу и ближним. Внешне юродивый может казаться окружающим безумцем, сумасшедшим, так как его поведение и жизнь не вписываются в общепринятые нормы.

Так, Прокопий под проливным дождем и в зимнюю стужу ходил по Хлынову и Слободскому босиком, не покрытый одеждой. Когда жена вятского воеводы, благоволившая Прокопию, приглашала его в свой дом, мыла и одевала блаженного, он не долго ходил чистым и одетым. Вскоре он раздирал свои одежды или отдавал их нищим. О пище и ночлеге он не заботился: спал на паперти храма или на голой земле, питался скудным подаянием. Милостыни он никогда не просил, принесенные ему деньги и продукты раздавал. Странствуя по городским церквам, по улицам и базарам, Прокопий терпел много насмешек и издевательств, но выносил их с терпением и смирением. Несмотря на то, что «многу досаду и укорения и биение приял», он ни на кого не гневался. 30 лет прожил он в посте и молитве, борясь с душевными страстями. Вятчане считали, что блаженный Прокопий имел от Бога дар прозорливости и чудотворства: он нередко предсказывал судьбу, по его молитвам многие получали исцеление и помощь. Так, своим настроением – радостью или слезами - он показывал больному, что его ожидает – выздоровление или смерть. Предупреждал он и о пожарах: задолго до несчастия взбирался на колокольню и бил в набат. Его бесприютная, добровольно-страдальческая жизнь завершилась в 1628 г. Похоронен был Прокопий при большом стечении народа в Хлыновском Успенском монастыре.

Почитание вятских икон

В своих бедах и несчастиях вятские люди обращались за помощью не только к вятским, но и другим святым, среди которых особое место занимал Николай Мирликийский. Этому способствовало и то, что, по преданию, в XIV в. явилась икона святого на р. Великой, перевезенная позднее в Хлынов. Ежегодно совершались крестные ходы на р. Великую, когда икона по данному вятчанами обету раз в год возвращалась на место своего явления. Многие совершали этот путь не только во исполнение обета, но и желая получить исцеление и духовное утешение от чудотворного образа.

Вятская святыня получила известность далеко за пределами края. Важным событием вятской церковной истории XVII в. стало новое путешествие чудотворной иконы в Москву. Впервые вятский образ Николы Великорецкого по просьбе царя посетил столицу в 1555-56 гг. Тогда грозный царь Иван IV одарил образ золотой ризой с драгоценными камнями и новым позолоченным окладом. Более того, в честь иконы был освящен один из приделов Покровского храма (собор Василия Блаженного), куда был помещен список с иконы. В 1614-15 гг. образ Николая Великорецкого совершил свое второе путешествие в Москву, где также был встречен с большой торжественностью, богато украшен и с дарами (камнями и жемчугом) отправлен обратно в г. Хлынов. Сначала икона хранилась в деревянной Никольской церкви. После того, как храм сгорел, она была перенесена в Никольский придел Троицкого кафедрального собора. Здесь также хранилась «Повесть о явлении чудотворного образа» и списки исцеленных.

Среди икон этого времени особым почитанием пользовался и чудотворный образ Спаса Всемилостивого, который находился на паперти Хлыновского Троицкого собора. Происхождение иконы неизвестно. По преданию, она была явлена в XVII в. Первое чудо произошло в день воцарения Алексея Михайловича. 12 июня 1645 г. Петр Палкин после усердной молитвы перед иконой избавился от трехлетней слепоты. Об этом быстро узнали в Москве. По указанию патриарха Иосифа икона в 1647 г. была привезена в столицу. Образ было решено оставить в Московском Новоспасском монастыре, а в Хлынов отправить ее копию. Фроловские ворота московского Кремля, через которые вятскую икону вносили в Кремль, были в честь этого события переименованы в Спасские ворота, а Фроловская башня (с курантами) в Спасскую. В 1679 г. Троицкая церковь, где хранился список иконы Спаса Всемилостивого, сгорела. В конце XVII в. на ее месте был возведен новый собор, названный в честь иконы Спасским.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: