Реформирование системы городского управления

Значительные изменения произошли в системе городского управления. В частности, в 1699 г. в Москве была создана Бурмистерская палата, которая позднее стала называться Ратушей, а на местах (в уездах и городах) учреждались подчинявшиеся ей Земские избы. Их компетенция ограничивалась заведованием хозяйством города, его благоустройством, сбором налогов и судебными делами. Одна из таких земских изб появилась и в Хлынове. В ней работали два бурмистра, избираемые из представителей зажиточного посадского населения, как правило, из числа купцов. В связи с тем, что в рассматриваемый период времени вятские города уже не имели военного значения и в них не располагались гарнизоны, воеводское управление в Вятском крае было ликвидировано (до 1710 г.). Всю полноту местного управления сосредоточили в своих руках бурмистры.

В начале XVIII века в целом ряде крупных городов и регионов России вспыхнули народные восстания, вызванные увеличением налогов и повинностей (1705 – 1706 гг. – в Астрахани, 1707 – 1708 гг. – на Дону, 1705 – 1711 гг. – в Башкирии). Особенно сложная ситуация сложилась на Вятской земле во время Башкирского восстания, когда отдельные отряды повстанцев переправились на правый берег Камы и появились на территории Вятского уезда. Возникла угроза их продвижения к Хлынову, где еще в 1700 г. в ходе сильного пожара сгорели городовые укрепления. Правительство, осознавая всю опасность данной ситуации, направило на Вятку отряды войск во главе с полковником В. Григоровым. Ему же подчинялось все гражданское управление.

Происходящие события показали центральным властям, что одного бурмистерского управления недостаточно, поскольку часто возникала необходимость принятия срочных мер с использованием вооруженной силы. В связи с этим на Вятской земле было восстановлено воеводское управление. Хлыновский воевода по военным и судебным делам подчинялся губернатору, а при решении финансовых, полицейских и народнохозяйственных вопросов связывался непосредственно с Петербургом – Правительствующим Сенатом и коллегиями. При воеводе функционировала провинциальная канцелярия, возглавляемая секретарем. Бюрократический аппарат с течением времени разрастался. Так, в 1721 г. в Хлынове насчитывалось 85 чиновников, а в 1741 г. штат провинциальной канцелярии составлял уже 148 человек. Кроме того, в подчинении воеводы находился военный гарнизон.

Воеводская власть на Вятской земле была необходима также и в связи с рекрутскими наборами. Они проводились в рамках военной реформы Петра I, в ходе которой были пересмотрены принципы комплектования русской армии. Ранее она состояла из двух частей: дворянского ополчения и различных полурегулярных образований (стрельцов, казаков). Периодические созывы дворянского ополчения Петр I заменил рекрутскими наборами из крестьян и горожан. Ежегодными они стали с 1705 г. после подписания царем соответствующего указа. Первоначально один рекрут предоставлялся с двадцати дворов. При этом офицерский состав комплектовался из дворян, а рядовые – из крестьян и посадских людей.

Отряды рекрутов значительно увеличили численность и усилили боеспособность вятского гарнизона. Если сначала рекруты сразу отправлялись в соответствующие воинские части, то впоследствии они оставались в Хлынове на определенный срок для прохождения военной подготовки и лишь затем попадали на театр боевых действий.

Рекрутские наборы стали особенно частыми в годы Северной войны (1700 – 1721 гг.). Жители Хлынова с трудом выполняли следовавшие из столицы указы. В частности, в марте 1709 г. из военного ведомства пришел указ, предписывавший «взять у купеческих и посадских людей пятого, а от деловых – седьмого человека, одежных, чтобы на них было платье: по кафтану, французскому камзолу, по штанам сермяжным, по шубе бараньей, по шапке, по рукавицам, по кушаку, по сапогам – все новое. Да на всякого даточного человека на кафтан, на камзол, на штаны сукна сермяжного по 222 аршина, да на подпушку кумача по полтора аршина…»

В период войны существенно увеличились также денежные налоги и натуральные повинности городского населения. Так, с 1701 г. хлыновцы должны были вносить по полуполтине (25 коп.) с одного двора. Эти деньги предназначались для выплаты жалования ратным людям драгунских полков. В 1707 г. с каждого посадского двора экстренно было собрано по 6 коп. вновь на выплату жалованья рекрутам и по 8 коп. – на изготовление седел. К 1709 г. каждые сто дворов должны были поставить одну лошадь. Ответственность за выполнение подобных указов возлагалась на хлыновских бурмистров. В случае неисполнения предъявленных требований следовало суровое наказание: «нещадное битье батогами, отнятие животов (т.е. смертная казнь) или ссылка на вечное житье в Азов».

Новые трудности ждали хлыновцев после прибытия на Вятскую землю большого количества пленных шведов. Их первую партию (100 офицеров и 34 солдата) привез в Хлынов в феврале 1710 г. капитан Иван Свечин. Размещение пленных в 47 дворах и содержание караульных потребовало дополнительных средств. Кроме того, пленные шведы не отличались благонравным поведением. Воевода Траханиотов часто получал на них жалобы от местных жителей. Например, один из караульных, Козьмин, жаловался, что пленный капитан Стакельберг «бьет его кулаком напрасно с ругательством и платье на нем дерет», а после бани требует нести его в избу на руках. Хлыновцы сообщали воеводе, что «их женам и дочерям нельзя от озорства полонянников выходить из домов на улицы и дворы». От московских властей было получено разрешение сажать в тюрьму тех пленных, которые нарушают порядок. Со временем количество шведов в вятских городах будет расти. Это, в свою очередь, приведет к необходимости усиления военного гарнизона, увеличения численности войск, чтобы держать пленных в повиновении.

Таким образом, восстановление воеводского управления на Вятской земле объясняется рядом объективных причин. Во-первых, правительство стремилось укрепить здесь централизованное управление в связи с частыми народными волнениями в стране. Во-вторых, при Петре I стали проводиться рекрутские наборы. В-третьих, необходимо было контролировать размещение и содержание в вятских городах пленных шведов.

Следующий этап реформирования городского управления – магистратская реформа. Ее сущность заключалась в том, что все жители города делились на две категории. Представим это в виде таблицы.

Таблица 2.

 

Городское население

Регулярные граждане

Нерегулярные граждане
I гильдия II гильдия

Низшие слои общества (рабочие, живущие за счет найма и «черной работой»)

Крупные торговцы, наиболее богатые ремесленники (золотых и серебряных дел мастера, иконники и др.), доктора, аптекари, капитаны кораблей Мелкие торговцы, ремесленники

 

Регулярные граждане наделялись правом выбирать из своей среды членов магистрата. Городовые магистраты учреждались вместо Земских изб и подчинялись Главному магистрату, созданному в Петербурге в 1720 г. на основе Ратуши. Магистраты появились в четырех вятских городах: Хлынове, Слободском, Кайгороде и Кунгуре. В городах, меньших по численности населения и территории, - Котельниче, Орлове и Шестакове – были образованы ратуши. Каждый магистрат возглавляли два бурмистра, а ратушу – один ратман. Власть в названных органах городского управления находилась в руках людей «дельных и лучших в купечестве».

Городовые магистраты обладали достаточно широкими полномочиями и выполняли следующие функции:

- забота о развитии местной торговли и промышленности;

- благоустройство города, улучшение его санитарного состояния, принятие мер противопожарной безопасности;

- производство суда по уголовным, гражданским и торговым делам среди купцов и ремесленников;

- распределение налогов и повинностей в городах, сбор различных пошлин и податей;

- борьба с мошенничеством, дезертирством и т. п.

Магистраты и ратуши в своей деятельности не являлись самостоятельными учреждениями. Они подчинялись губернатору и провинциальному воеводе. Последние, могли обращаться к бурмистрам и ратманам с указаниями и распоряжениями и вмешиваться в их работу.

Таким образом, в ходе осуществления данной реформы преследовалась цель, во-первых, усовершенствовать аппарат управления, во-вторых, расширить права купечества, способствовать развитию торговли и промышленности и, в-третьих, усилить контроль за жителями городов, а именно за своевременной уплатой ими налогов в государственную казну и выполнением повинностей.

Впоследствии, в годы царствования Екатерины II, городское управление подверглось серьезным изменениям. Согласно «Жалованной грамоте городам» 1785 г., на «Собрании градского общества», созываемом один раз в три года, должна была избираться общая городская дума. По закону она решала важнейшие вопросы, касающиеся ведения городского хозяйства и управления, а также выбирала из своей среды шесть гласных в постоянно действующий исполнительный орган – «шестигласную думу». Последняя, занималась текущим управлением городом. В ее компетенции находилось хозяйство города, его благоустройство и культура. Руководителем шестигласной думы являлся городской голова.

Количество гласных думы определялось числом разрядов, на которые делились все жители города:

первый – высший – «настоящие городовые обыватели» (люди, имевшие в городе дом или землю, в том числе дворяне, высшие чиновники и представители духовенства);

второй – купцы трех гильдий;

третий – цеховые ремесленники;

четвертый – иногородние и иностранцы, постоянно проживавшие в городе;

пятый – «именитые граждане» (банкиры с капиталом не менее 100 тыс. руб., купцы с капиталом более 50 тыс. руб., судовладельцы, а также городская интеллигенция: архитекторы, композиторы, художники, ученые);

шестой – «посадские люди», которые «промыслом, рукоделием или работой кормятся» (мелкие ремесленники, рабочие и т.п., не внесенные в первые пять разрядов).

Основную массу городского населения составляли представители третьего и шестого разрядов. Они получили наименование «мещане» (ср.: в украинском и белорусском языках слово «место» означает город).

В ходе реализации положений «Жалованной грамоты городам» в Вятском крае власти столкнулись с определенными трудностями. В частности, выяснилось, что в вятских городах проживало достаточно большое количество только гильдейских купцов, ремесленников и посадских людей. Таким образом, в должной мере были представлены лишь второй, третий и шестой разряды населения, но не во всех городах. Например, в Глазове, Елабуге, Нолинске и Сарапуле имелось от 29 до 100 избирателей – число, недостаточное для организации выборов в городскую думу. В Кайгороде не было ни одного купца, записанного в гильдию, в силу чего в данном населенном пункте также нельзя было учредить думу. В результате в 1792-93 гг. оказалось возможным открытие дум только в четырех вятских городах: Вятке, Слободском, Орлове и Котельниче. С учетом местной специфики они являлись, как правило, не шести-, а трехгласными и состояли из городского головы и трех гласных: по одному представителю от гильдейского купечества, цеховых ремесленников и посадских людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: