Вятка как место политической ссылки

Слово “Вятка” для людей, живших в ХIХ веке и позднее было знаком политической ссылки. “В Вятку его за лжемудрствование!” ‑ иронизировал “Колокол”. В том, что именно Вятка, а не Пермь с Вологдой стала символом ссылки, заслуга А. И. Герцена, который первым описал Вятку как ссылочное место на страницах “Былого и дум”. Среди вятских ссыльных – много известных имен.

Александр Николаевич Муравьев (1792-1863), участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, основатель “Союза спасения” и член Военного общества и “Союза благоденствия”, выступал за представление крестьянам земли и за замену самодержавия конституционной монархией. Он отошел от тайного общества. После ссылки в Сибирь (там он служил в Иркутске и Тобольске при сохранении чинов и дворянства) Муравьев был перемещен в Вятку председателем уголовной палаты, где служил с декабря 1833-го по май 1835 года. Впоследствии находился на гражданских и военных должностях в Таврической и Архангельской губерниях, активно участвовал в подготовке освобождения крестьян, находясь на левом крыле либерального дворянства. Завершил жизнь сенатором.

Александр Александрович Фок (ок.1803 – 1854), поручик лейб-гвардии Измайловского полка, в тайных декабристских обществах не состоял, но агитировал против принятия присяги Николаю I и говорил солдатам, чтобы они, выходя на Сенатскую площадь, брали боевые патроны. Был приговорен к разжалованью в солдаты. Отец декабриста Александр Карлович Фок, коллежский советник владел в Вятке небольшим домом.

Несколько месяцев провел в ссылке, в Вятке член “Северного общества” Иван Николаевич Горсткин (1798-1876). Часть декабристов (Александра, Михаила и Николая Бестужевых, Андрея и Петра Борисовых, С. Г. Волконского, В. Л. Давыдова, Н. М. Муравьева, Е. П. Оболенского, А. И. Одоевского, С. П. Трубецкого, И. И. Пущина, А. И. Якубовича) по пути в Сибирь провозили через Вятку.

Кроме декабриста И. Н. Горсткина в Вятке в дореформенные годы отбывал ссылку участник кружка братьев Критских канцелярист Николай Тюрин. В вятском изгнании закончил дни учитель Гоголя Казимир Варфоломеевич Шаполинский (1776 – ок. 1870), привлекавшийся по делу “о вольнодумстве” в Нежинском лицее на Украине. В Вятке он заведовал губернской типографией и архивом при губернском правлении. В канцелярии вятского губернатора служил сосланный в 1832 году участник заговора грузинских дворян, философ, общественный деятель и просветитель Соломон Иванович Додашвили (1806-1836). Не перенеся сурового климата, он скончался в Вятке.

В 1843-1844 годах в Вятке находился публицист и историк князь Петр Владимирович Долгоруков (1815-1867). В 1843 году он издал за границей книгу “Заметка о главных фамилиях России” с нелицеприятной картиной некоторых дворянских биографий. Это стало причиной вызова Долгорукова в Россию и ссылку по личному распоряжению Николая I. По освобождении из вятской ссылки Долгоруков выехал за границу, где продолжил разоблачительные публикации. Позднее в “Колоколе” А. И. Герцен поместил исполненное сарказма его письмо, адресованное двоюродному брату, шефу жандармов, начальнику III отделения В. А. Долгорукову: “... вы требуете меня в Россию, но мне кажется, что зная меня с детства, вы могли бы догадаться, что я не так глуп, чтобы явиться на это востребование. Впрочем, желая доставить вам удовольствие видеть меня, посылаю вам при сем мою фотографию, весьма похожую. Можете фотографию эту сослать в Вятку или в Нерчинск, по вашему выбору, а сам я ‑ уж извините ‑ в руки вашей полиции не попадусь, и ей меня не поймать!”

В начале 1832 года в губернии находилось свыше трехсот поляков, участников восстания 1830-1831 годов. (Через год по амнистии им разрешили вернуться на родину). Позднее вятскую ссылку отбывали более 560 участников польского восстания 1863 года. Многим довелось перед этим испытать каторгу и ссылку в Сибири. Не случайно поляки пели о том, что им пришлось пройти по этапам “до Камчатки, до Нерчинску и до Вятки”. А эпиграммист С. А. Соболевский даже зарифмовал Вятку с далеким полуостровом: “Пусть его хоть в Вятку, // Коль нельзя в Камчатку!” В 1846-1850 годах ссылку в Вятке отбывал Генрик Каменьский, польский революционный деятель, философ. Он общался здесь со многими вятчанами, ссыльными, в частности, с М. Е. Салтыковым-Щедриным. Письма Каменьского сестре из ссылки – интересное свидетельство о вятской жизни тех лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: