Учет особенности восприятия информации с экрана

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СЛАЙДОВ

ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Какие бывают презентации

С точки зрения организации презентации можно разделить на три класса:

· интерактивные презентации;

· презентации со сценарием;

· непрерывно выполняющиеся презентации.

Все интерактивные презентации имеют общее свойство: они управляются нажатием кнопки мыши или позиционированием указателя мыши на экранном объекте, в ответ выполняется соответствующее действие (например, после щелчка мышью на пиктограмме включается звуковая дорожка или видео).

Презентация со сценарием, когда показ слайдов происходит под управлением докладчика. Такие презентации могут содержать анимированный текст, диаграммы, графики и другие иллюстрации. При этом, автор должен понимать, что объекты, меняющие положение, отвлекают внимание и могут мешать воспринимать научную информацию. Порядок смены слайдов, а также время демонстрации каждого слайда определяется докладчиком. Он же произносит текст, комментирующий видеоряд презентации.

В непрерывно выполняющихся презентациях не предусмотрен диалог с пользователем и нет ведущего. Такие самовыполняющиеся презентации обычно демонстрируют на различных выставках.

 

Составление слайдов разного типа

Существуют два основных типа слайдов, обычно используемых на научной презентации: текстовые слайды и слайды данных (таблицы, кривые, различные виды диаграмм, и т.д.), поэтому при составлении слайдов каждого типа необходимо учитывать их особенности.

Текстовые слайды содержат текст, как правило, для отражения классификаций и списков. Их удобно использовать, если на слайды нужно вынести цели исследования, использованные методы, возможные результаты, выводы и т.д.

На слайдах следует использовать не полные предложения, а словосочетания.

Оптимальное количество строк на слайде – 4-5, и в любом случае не должно превышать 7 строк, включая заголовок. Количество слов в строке не должно превышать 7 слов.

На слайдах нельзя использовать сложные таблицы со множеством колонок и строк, не рекомендуется использовать таблицы. Таблицы, приводимые в научной работе, в устной презентации нужно заменять на схемы, которые более точно и четко отражают связи между объектами исследования. К наиболее часто используемым типам схем относятся столбиковые диаграммы, круговые диаграммы, точечные диаграммы (диаграммы рассеивания) и кривые.

Каждую из перечисленных выше разновидностей слайдов целесообразно применять в определенных случаях:

- при отображении процентных соотношений лучше использовать круговые диаграммы;

- столбиковые диаграммы (вертикальные или горизонтальные) хорошо иллюстрируют сравнения, изменения во времени или частоту;

- вертикальные столбиковые диаграммы и диаграммы рассевания (точечные диаграммы) идеальны для демонстрации соотношения;

- кривые хорошо иллюстрируют изменения во времени.

Для привлечения и удержания внимания аудитории целесообразно применять комбинацию обоих типов слайдов, если материал это позволяет.

Первый слайд рекомендуется выполнять как титульный слайд, содержащий название темы, имя автора работы и организацию, которую представляет выступающий. При демонстрации первого слайда аудитории нужно дать время его осмыслить. Если презентация объемная, то должен быть обзорный слайд, содержащий структуру презентации, причем акцент должен делаться не на структурные части выступления (введение, основная часть, заключение), а на смысловые.

 В большой презентации целесообразно время от времени возвращаться к обзорному слайду, сделав несколько его копий и вставив их в нужные места презентации. Нельзя использовать аббревиатуры без расшифровки.

Учет особенности восприятия информации с экрана

Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения – производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее. Именно поэтому в презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами видеозаписи. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания зрителя доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

Текст на слайде зрители практически не воспринимают. Поэтому в презентациях (в особенности гуманитарного профиля) лучше оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Лучше избегать обилия цифр. Числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо соблюдать чувство меры. Опыт работы показывает, что поток одних только ярких изображений воспринимается тоже не очень хорошо. Внимание, вначале непроизвольное, быстро падает, переходя в произвольное, поддержание которого требует уже больших усилий, как со стороны лектора, так и со стороны зрителей.

Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных. Они почти всегда вызывают оживление в аудитории. Зрители устают от голоса одного лектора, а здесь внимание переключается, и тем самым поддерживается острота восприятия.

Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность. Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Однако практика показывает, что простое последовательное чередование элементов не совсем оправданно – зрители привыкают к нему, и внимание рассеивается.

1.Каждый слайд должен быть необходим. На слайд выносится та информация, которая без зрительной опоры воспринимается хуже.

2. Текст выступающего не должен выноситься на слайд, Слайд должен обобщать, структурировать или иллюстрировать, но не дублировать содержание выступления докладчика.

3.Каждый слайд должен иметь заголовок относящийся к той части выступления к какой относится слайд.

1.  Информация на слайдах должна быть изложена кратко, четко и хорошо структурирована.

2. На слайдах не должна использоваться пунктуация в конце фразы или предложения, т.к. знак препинания заставляет читателя подсознательно сосредотачивать внимание на нем, что отвлекает.

3. Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации; Цвет текста должен резко контрастировать с цветом фона. Стандартное сочетание черный текст на белом или другом очень светлом фоне идеально для хорошо освещенной аудитории, если же аудитория затемнена, лучше использовать светлый текст на черном фоне, например, белый на синем или желтый на темно-зеленом. Следует избегать красного цвета в больших количествах – он раздражает глаз, и сочетания красный- зеленый: доказано, что эти цвета не воспринимаются многими людьми.

4. Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.. Слайд не должен быть перегружен графическими изображениями и текстом, свободное поле слайда должно быть достаточно большим.

5. Не рекомендуется использовать неоднородный цветной фон.

Следует помнить, что оформление должно быть очень простым и не демонстрировать аудитории компьютерные навыки выступающего, а помогать аудитории усвоить материал презентации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: