Нормативно-правовая основа профилактики заражения и работы с ВИЧ-инфицированными в РФ

Распространение ВИЧ привело к необходимости создания специальной законодательной базы. Ведь сообщение человеку о том, что результат его тестирования на ВИЧ является положительным, становится соответствующим рубежом, который разделяет жизнь на две части: до заражения и после заражения. Вирус, который находится в организме человека теперь определяет многие аспекты личной жизни: состояние здоровья, стиль поведения, ценности жизнь. Вирусоносители переживают тревогу в связи с возможностью разглашения тайны о их инфицированности, возможностью агрессивных реакций со стороны окружающих. Их угнетает ограничения в интимной жизни, невозможность создания полноценной семьи, опасности рождения ВИЧ–инфицированных детей.

Эти и другие вопросы волнуют инфицированных и общество, в котором они живут. Поэтому и разработаны документы правового характера, которые определяют ответственность ВИЧ–инфицированных перед обществом и ответственность общества перед ВИЧ–инфицированными. Такими документами являются:

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020) [1];

- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) [2];

- Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [3];

- Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [4];

- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)// Российская газета от 23 июля 1999 г. [5];

- Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2020) [6];

- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) [7];

- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [8];

- Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 №1017 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» [9];

- Приказ Минздравмедпрома РФ от 30.10.1995 №295 «О введении в действие Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ» [10].

Основы государственной политики в области борьбы с ВИЧ-инфекцией определены Федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [7] и от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» [4], а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [7].

Реализуется всеобщий охват населения медицинским обслуживанием в рамках комплексного пакета социальной защиты без гендерного неравенства, в том числе для лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.

Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» были поставлены задачи для достижения цели по искоренению вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, появление поколений, свободных от ВИЧ:

- сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекцией, расширение профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции;

- законодательное закрепление сокращения до 3-6 месяцев срока установления ВИЧ-статуса ребенка;

- включение показателей профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции в статистическую отчетность службы охраны материнства и детства в качестве целевого индикатора эффективности ее деятельности.

В Российской Федерации сформирована система оказания медицинской помощи беременным женщинам, включая профилактику перинатальной передачи ВИЧ от матери к ребенку. Результатом проводимой работы явилось снижение риска перинатальной передачи ВИЧ в Российской Федерации за последние 10 лет почти в 5 раз.

В период 2016 – 2017 годов Президентом и Правительством Российской Федерации утвержден ряд распорядительных и нормативных документов, направленных на развитие сектора некоммерческий организаций. Одной из основных задач этих мер стало улучшение доступа социально ориентированных некоммерческий организаций (СО НКО), в том числе, работающих в сфере противодействия ВИЧ, к бюджетным средствам.

В стране осуществляется государственная поддержка их деятельности за счет средств субсидий, предоставляемых регионам из федерального бюджета, и средств Фонда президентских грантов [15].

С целью тиражирования на территории Российской Федерации профилактических программ по ВИЧ-инфекции среди уязвимых и ключевых групп населению ежегодно анализируются лучшие региональные практики, на основе которых готовятся соответствующие методические рекомендации.

В 2017 году по указу Президента России Правительством Российской Федерации распоряжением от 08.03.2017 № 410-р утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017–2022 годы (далее – Национальная стратегия), а распоряжением от 14.03.2018 № 420-р план мероприятий по реализации в 2018 году I этапа указанной стратегии.

Национальная стратегия является основополагающим документом, определяющим основные направления государственной политики в интересах женщин на среднесрочный период. Она нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создание равных возможностей для их реализации женщинами в соответствии с конституцией России и международным правом.

Стратегия основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества является приоритетным направлением государственной политики в России. Действует Координационный совет при правительстве по реализации Национальной стратегии, в который вошли представители 12 федеральных органов исполнительной власти и Центробанка, федеральные парламентарии и губернаторы, а также представители профильных научных и общественных организаций, например Российского союза промышленников и предпринимателей, Федерации независимых профсоюзов России.


-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: