МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По изучению курса
« Акмеология »
для магистров 1 курса
Направление (специальность) 08.04.01 Строительство программа Водоснабжение и водоотведение
Ростов-на-Дону
2018
Составители: к.психол.н. доц. Суроедова Е.А., доц. Хачатурян Н.Н.
Методические рекомендации содержат: введение, тематический план лекционных и семинарских занятий, темы докладов, вопросы к зачету, информационно-методическое обеспечение.
Введение.
Основная цель преподавания акмеологии состоит в усвоении магистрантами си-стемы акмеологического знания, формировании умений решать широкий спектр акмеологических проблем и задач, в том числе в различных областях профессиональной деятельности.
Задачи курса определяются необходимостью освоения акмеологических знаний и умений, которые будут применены в процессе практической деятельности: подготовка студентами рефератов и творческих работ; усвоение программного материала; освоение учебной литературы и первоисточников в соответствии с темами курса; ознакомление с основными вопросами профессионального развития человека; обучение студентов современным методам и приемам, используемым в акмеологии.
|
|
Теоретическая часть курса преподается в процессе лекционных занятий. Методы и технологии акмеологии детально анализируются на семинарах, в том числе и в форме раз-бора конкретных ситуаций. Самостоятельная работа призвана углубить и закрепить приобретенные знания, а также повысить уровень индивидуального анализа и прогноза проблем. Индивидуальные консультации призваны помочь слушателям разобраться в интересующих вопросах.
1.2 Связь с предшествующими и последующими дисциплинами (модулями, практиками,
научно-исследовательской работой (НИР) в соответствии с ОПОП.
Для освоения данной дисциплины требуются знания по следующим социо-гуманитарным дисциплинам: «Философия», «Психология личности и группы», «Социология и политология», «Введение в профессию». Дисциплина «Акмеология» является одной из важных социо-гуманитарных дисциплин для формирования психологической, коммуникативной и организационно-управленческой компетентностей специалистов различных профилей. Знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в процессе изучения данной области знания, будут востребованы в ходе прохождения практики и НИР магистрантов.
Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения.
Магистранты, завершившие изучение дисциплины «Акмеология», должны обладать следующими компетенциями:
|
|
ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, обобщению, анализу, систематизации и прогнозированию
ОК-2: способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения
ОК-3: способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОК-4: способностью свободно пользоваться государственным языком Российской Федерации и иностранным языком, как средствами делового общения
ОПК-1: способностью формулировать цели и задачи исследования, выявлять приоритеты решения задач, выбирать и создавать критерии оценки
ОПК-3: способностью использовать иностранный язык в профессиональной сфере
ОПК-4: способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач, в том числе при решении нестандартных задач, требующих глубокого анализа их сущности с естественнонаучных позиций
ПК-1: способностью анализировать состояние и динамику развития наземных транспортно-технологических машин, их технологического оборудования и комплексов на их базе
Знать:
основные концепции акмеологии, методологию и методы исследования в акмеологии;
показатели психологического возраста, зрелости, личностного и профессионального роста, кризиса;
понятия личность, развитие, взрослость, зрелость, акме, профессия, карьера, компетентность;
основы психологической компетентности, ее характеристики, движущие силы и этапы развития; средства и механизмов общения, взаимодействия и коммуникации;
понятие эмоциональное и профессиональное выгорание, факторы и механизмы выгорания, средства и способы помощи персоналу и самопомощи, стратегии совладающего поведения в поведения в ситуациях кризиса, риска и опасности;
основы социального, психологического и социально-экономического управления конфликтами;
основы физиологического, информационного и психологического стрессов, позитивное и негативное влияние стресса.
Уметь:
применять методы и средства акмеологии в трудовой деятельности при решении профессиональных задач;
критически оценивать свое психоэмоциональное состояние и интеллектуальные особенности, уровень развития и профессионализма, достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства саморазвития;
использовать приемы и методы руководства коллективом в сфере своей профессиональной деятельности исходя из знаний психологических особенностей и культурной принадлежности сотрудников;
принимать адекватные решения и способы действий в нестандартных ситуациях в ходе взаимодействия с личностью или группой людей в профессиональной деятельности или сложной ситуации;
действовать в конфликтных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения при разрешении конфликтов, противоречий, различного рода инциндинтов;
следовать разработанным рекомендациям и их практическому использованию полученных результатов исследований акмеологической или психологической службой, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам;
принимать участие в совместной с психологом, акмеологом, менеджером по персоналу разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии, оценивать инновационные и технологические риски при внедрении новых технологий, организовывать повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений в области профессиональной деятельности и координировать работу персонала при комплексном решении проблем.
Владеть:
навыками самообучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, творческого потенциала, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования;
|
|
навыками самостоятельного исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы проекта с точки зрения акмеологии;
навыками руководства группой с учетом групповой динамики и прогнозирования сложных и конфликтных ситуаций, их разрешение;
высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности на основе знаний социальной значимости своей профессии;
лидерскими и организационными навыками, коммуникативной и психологической компетентностью в процессе взаимодействия и решения производственных, профессиональных, личностных и социальных задач; проявление этих навыков и компетнций в сложных, опасных и нестандартных ситуациях, возникающих на производстве;
навыками организации работы коллектива, принятию исполнительских решений в условиях различных мнений, определению порядка выполнения работ с учетом социально-психологических условий и факторов.
План лекционных занятий
Тема лекции |
1.1 Предмет, задачи, методы акмеологии |
1.2 Взрослость и зрелость как социокультурное явление |
2.1 Карьера личности и ее профессия |
2.2 Личностное и профессиональное развитие человека |
2.3.Коммуникативная компетентность специалиста |
2.4 Конфликты и способы их разрешения |
3.1 Стресс в деятельности специалиста |
3.2 Профессиональное выгорание и его профилактика |