Методические рекомендации по составлению портфолио

Составить и представить на обсуждение группы интеллект-карты или Mind maps. Это разработка Тони Бьюзена – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Также встречаются такие переводы словосочетания «Mind maps», как «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума». Это очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие и т.д.

Области применения:
1. Презентации:
• за меньшее время вы даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают
• проведение деловых встреч и переговоров.

2. Планирование:
• управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
• разработка сложных проектов, нового бизнеса…

3. Мозговой штурм:
• генерация новых идей, творчество
• коллективное решение сложных задач.

4. Принятие решений:
• четкое видение всех «за» и «против»
• более взвешенное и продуманное решение.

 

5. Критерии оценки портфолио:

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если содержание соответствует теме работы, дан глубокий анализ по теме, материал изложен логично и четко, соблюдены требования к оформлению графической работы, учтены области применения технологии;

- оценка «не зачтено» содержание не соответствует теме работы, логика изложения нарушена, не соблюдены требования к оформлению письменной работы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие «личность». 

2. Что такое «акме»?

3. В чем состоит сущность «психологической компетентности» современного специалиста.

4. Назовите структуру психологической компетености. Дайте ей характеристику.

5. Какие виды компетентности Вы знаете?

6. Назовите характер, этапы, движущие силы развития целостной личности.

7. Как в акмеологии понимают «Профессионализм»? Назовите особенности и этапы развития профессионализма.

8. Какие виды и уровни профессионализма Вы знаете? Назовите факторы развития профиссионализма.

9. Что такое стиль жизни? Какие стили жизни Вы знаете? Дайте понятие «Профессиональная мотивация».

10. Что такое «Профессиональная Я-концепция». В чем ее сущность? Структура? Виды?

Занятие 5. Коммуникативная компетентность специалиста

Цель: дать представление о коммуникативной компетентности, механизмах и средствах общения в профессиональной среде.

Форма проведения: тематическая дискуссия, обсуждение практических случаев.










ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Понятие коммуникативной компетентности

2. Понятие общение, коммуникация, взаимодействие.

3. Средства и способы общения и коммуникации.

4. Манипуляции и влияние в процессе взаимодействия.

Средство контроля.

1. Кейс-задача.   Коммуникативная компетентность специалиста

Используя национальные особенности в организационной культуре, сформулировать 10 вопросов, в ответах на которые будет раскрываться влияние национальной культуры на управление бизнесом. При этом важно, чтобы эти 10 вопросов максимально охватывали все аспекты управления деловой организацией. Например, в случае с "мотивацией" вопрос может выглядеть следующим образом: ориентируетесь ли вы в работе больше на процесс или на результат? Известно, что европейская и азиатская культуры имеют в этом случае различные подходы. 

Критерии оценки кейса 

1. Анализ проблемы - насколько верно, комплексно, и в соответствие с действительностью, студент сумел выделить причины возникновения проблемы на объекте, описанной в кейсе. 

2. Структурирование проблем – насколько четко, логично, последовательно была изложена студентом проблема, охарактеризованы участники проблемы, выявлены последствия проблемы и риски для объекта. 

3. Предложение стратегических альтернатив – количество вариантов решения проблемы предложенных студентом. 

4. Обоснование решения – насколько аргументирована позиция студента относительно предложенного решения кейса. 

5. Логичность и реализуемость плана внедрения стратегической инициативы – насколько соблюдены общепринятые нормы логики в предложенном решении, насколько предложенный план может быть реализован в текущих экономических условиях. 

Деловая игра

 

Деловая игра по теме: «Коммуникативная компетентность специалиста».

Цель деловой игры: 1. Выявить возможные недостатки в существующей системе организации с целью дальнейшего реформирования управленческого звена. 2. Определить возможность осуществления самоуправления в конкретной группе. 3. Выявить неформальных лидеров группы. 4. Обучить студентов работать в группе, предоставить им возможность проявить творческие способности. 

Настоящая деловая игра разработана с целью предоставления возможности участникам игры организовать работу конкретного отдела, опираясь на цели всей организации. По результатам игры можно делать выводы о профессиональных и личных качествах студентов, выявить неформальных лидеров, закрепить пройденный материал и применить полученные знания на практике. 

Проблемная ситуация: В филиале компании, занимающейся разработкой и внедрением программных продуктов сторонним организациям, головным департаментом является отдел внедрения. В связи с конкурентоспособностью продукта на рынке услуг, произошло расширение департамента внедрения. Существующая система организации департамента внедрения не отвечает существующим реалиям, что вызывает проблемы в системе управления департаментом. Высшим звеном департамента внедрения является директор департамента. Низшим звеном являются менеджеры, подчиняющиеся директору департамента отдела внедрения. Менеджеры имеют разный стаж работы (в том числе и в данной организации) и квалификацию, различные трудовые функции: менеджеры по развитию, «внедренцы», программисты, помощники менеджеров. Директор департамента, придерживающийся демократического стиля управления, предложил реструктуризировать департамент и провести выборы на должность своего заместителя (далее – начальника отдела).

 Кандидаты должны предложить свое видение структуры департамента.  

Задачи игры: Участникам предлагается: 1) организовать 2) провести выборы кандидата на должность начальника отдела.

Правила игры 

1. Минимальное число участников игры – 6 человек 

2. Минимальное количество команд – 2; по 2 чел. в каждой;

3.Ведущий – 1 чел. Директор департамента;  

4. Эксперт – 1 чел. 

5. Подведение итогов выборов предлагается эксперту и ведущему.  

6. Ведущий рассказывает коротко ситуацию и дает задание каждой из групп. Каждой группе предлагается выдвинуть своего кандидата на вакантную должность начальника отдела, разработать предвыборную программу, провести презентацию. 

7. Презентация должна соответствовать предвыборной программе и содержать в себе не только предложенные параметры, но и конкретные показатели.  

8. Оценка выполненного задания производится по итогам презентации, с оценкой качества и объема выполнения поставленных задач. 

 9. Чей кандидат победит в выборах, та команда и станет победителем.  

Сценарий деловой игры: 

 1 этап Участникам за неделю сообщается о проведении игры, объясняется ситуация и предлагается разделиться на команды. Участники делятся на команды, выбирают своих кандидатов, подготавливают предвыборные программы, подготавливают презентацию. Предвыборная программа должна быть лаконичной и отвечать на следующие вопросы: 

1. Почему именно данный кандидат должен стать начальником отдела? 

2. Охарактеризовать кандидата, описать положительные черты кандидата, выявить положительные как профессиональные, так и личные качества. 

3. Описать, каким будет стиль управления кандидата в случае его избрания. 

4. Объяснить, каким образом выдвинутый кандидат сможет организовать работу отдела. 

5. Описать преимущества своего способа организации перед существующим. 

6. Сформулировать цели задачи отдела. 

7. Прогнозирование экономической перспективы развития отдела и организации в целом. 

8. Каким образом будут осуществляться коммуникации (как внешние, так и внутренние)? 

9. Предложить придумать лозунг, девиз (творчество приветствуется). 

Презентация может быть выполнена в электронном виде, что повысит шансы при подведении итогов игры. 

 2 этап 

Временная продолжительность: максимально 20 мин. Участники каждой из команд представляют своих кандидатов, после чего ведущий и эксперт анализируют представленные программы. Команды также оценивают программы своих конкурентов с целью выявления недостатков и подготовки аргументов для использования в дебатах. 

 3 этап

Временная продолжительность: максимально 15 мин. Участники обращаются друг к другу, выявляя недостатки конкурирующих программ, отвечают на вопросы ведущего и эксперта, отстаивают свою позицию. 

4 этап

Временная продолжительность: максимально 10 мин. Метод подсчета результатов игры. Ответственным за подведением итогов лицам раздаются бюллетени по нижеприведенному образцу: 

 

п/п Критерии оценки  Группа 1  Группа 2  Группа 3
1 Соответствие программы заявленным параметрам 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5
2 Полнота и качество представленной презентации 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5
3 Креативность 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5
4 Новизна представленных программ 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5
5 Возможность реализации предложенной программы   0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5
6 Насколько поставленные цели и задачи соответствуют целям и задачам организации в целом  0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5
7 Были ли выявлены нарушения в процессе выборов использовался ли «черный» PR   0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5 0 1 2 3 4 5

 

 

Максимально возможный результат – 35 баллов (возможно на несколько баллов выше при оценки критерия № 4) 

 Оценки проставляются по 6-ти бальной шкале. Победителем объявляется та группа, которая набрала наибольшее количество баллов. После проставления и подсчета баллов уполномоченные лица объявляют результаты, подводят итоги, выявляя недочеты, плюсы, минусы, обосновывая свою позицию. К участникам команды набравшей меньше 10 баллов могут быть применены санкции в виде неудовлетворительной оценки. Критерии оценки деловой игры 1. Анализ проблемы - насколько верно, комплексно, и в соответствие с действительностью, студент сумел выделить причины возникновения проблемы на объекте, описанной в сценарии деловой игры. 2. Структурирование проблем – насколько четко, логично, последовательно была изложена студентом проблема, охарактеризованы участники проблемы, выявлены последствия проблемы и риски для объекта. 3. Предложение стратегических альтернатив – количество вариантов решения проблемы предложенных студентом. 4. Обоснование решения – насколько аргументирована позиция студента относительно предложенного решения проблематики деловой игры. 

5. Логичность и реализуемость плана внедрения стратегической инициативы – насколько соблюдены общепринятые нормы логики в предложенном решении, насколько предложенный план может быть реализован в текущих экономических условиях. 

Критерии оценки 

Зачтено выставляется студенту, при условии выполнения вышеназванных требований в полном объеме.

Незачтено выставляется студенту в случае неверного определения причин возникновения проблемы, описанной в кейсе, отсутствии вариантов ее решения, и в целом не выполнения требований, согласно критериям оценки результатов проведения деловой игры.

(Игра взята из фонда оценочных средств по учебной дисциплине «Теория менеджмента: организационное поведение» направление подготовки: 38.03.02 Менеджмент, Хабаровск 2015 г. http://priab.ru/images/Fos_baz/FOS_Organizacionnoe_povedenie_38.03.02_MEN_02.06.16.pdf)

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие «общение», «коммуникация», «коммуникативная компетентность».

2. Назовите виды, уровни и функции общения.

3. Охарактеризуйте структуру, этапы и механизмы общения.

4. Какие типы общения Вы знаете?

5. Раскройте особенности и сущность коммуникативной, социально-перцептивной, интерактивной сторон общения.

6. Какие средства общения Вы можете назвать?

7. В чем сущность невербальных и вербального средств общения?

8. Каким образом чувства человека регулируют межличностные отношения? Что еще определяет регуляцию межличностных отношений?

9. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?

10. Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?

11. На основании каких критериев выделяют стратегии взаимодействия?

12. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социальном плане, чем стратегия сотрудничества? Что является основным условием реализации стратегии компромисса?

13. Дайте общую характeристику межличностных отношений как социально-психологического феномена.

14. Охарактеризуйте свойства объекта, субъекта отношений, а также взаимосвязь между ними как факторы симпатии (антипатии).

15. Назовите формы и этапы развития эмпатии.

 

 

Занятие 6. Конфликты и способы их разрешения.

Цель: освоение знаний о этапах, методах и технологиях управления конфликтом.

Форма проведения: тематическая дискуссия, анализ модельных конфликтных ситуаций, доклады.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: