Общие указания к работе на семинарских занятиях

В ходе курса будут проведены семинары, на которых студенты смогут сделать доклады по проблемам психологии конфликтов и обсудить наиболее актуальные вопросы о психологических основах закономерностей возникновения и развития конфликтов, а также методах их разрешения и путей предотвращения конфликтных ситуаций.

Для подготовки к семинарам необходимо пользоваться соответствующей учебно-научной литературой, имеющейся в библиотеке ДГТУ, а также общедоступными Интернет-порталами, содержащими большое количество как научно-популярных, так и узкоспециализированных статей, посвященных различным аспектам психологии конфликта. Список заданий находится у преподавателя и представляется студентам в виде соответствующего файла и на сайте ДГТУ.

При подготовке к семинарским занятиям следует ознакомиться с вопросами к теме, прочитать конспект лекций, основную, дополнительную и по возможности рекомендованную литературу. Необходимо иметь написанный план ответов на вопросы семинара.

План семинарских занятий

Занятие 1. Предмет, задачи, методы акмеологии

Цель: ознакомиться с основными понятиями акмеология, подходами и теориями акмеологии.

Форма проведения: тематическая дискуссия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. О предпосылках возникновения и современное состояние акмеологии.

2. Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками.

3. Акмеологический подход в изучении зрелой личности.

4. Категориально-понятийный аппарат акмеологии.

Средства контроля.

Творческое задание.

Задание 1. Конспектирование и реферирование первоисточников по современным проблемам акмеологии.

Цель: развитие инициативности, самостоятельности, рефлексивности мышления, умения самостоятельно решать практические профессиональные задачи в профессиональной среде.

Требования к оформлению:

– лаконичное реферирование основных идей первоисточника;

– анализ основных идей первоисточника.

Список первоисточников.

Пожарский С. Д. СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АКМЕОЛОГИИ В РОССИИ: ПРЕДЫСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // С. Д. Пожарский // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. 2012. Т. 12. Сер. Акмеология образования. Психология развития, вып. 4. http://akmepsy.sgu.ru/sites/akmepsy.sgu.ru/files/11._pozharskiy.pdf

Вопросы для самоконтроля:

1. Среди акмеологов существует две точки зрения относительно количества этапов становления Акмеологии как науки. Сколько этапов, согласно двум мнениям, прошла наука?

2. Раскройте названия этапов, пройденных акмеологией, согласно второй точке зрения.

3. Дайте характеристику латентного этапа развития акмеологии как науки

4. Целью акмеологии является …?

5. Объектом акмеологии является …?

6. Предметом в широком понимании акмеологии являются …?

7. Своеобразие предмета и объекта акмеологии нашло свое отражение в главных задачах. Сколько их?

8. Какая методологическая задача не является наиболее актуальной для акмеологии в настоящее время?

9. Примером чего может случить развитие инженерной психологии?

10. Определяя содержание личностного аспекта АКМЕ в прогрессивном развитии человека как личности, необходимо четко обозначить ­­­_______

Занятие 2. Взрослость и зрелость как социокультурное явление

Цель: обзор психологических, биологических, акмеологических подходов к пониманию взрослости и зрелости.

Форма проведения: тематическая дискуссия, обсуждение докладов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Понятие взрослость и зрелость в психологии, акмеологии, физиологии.

2. Критерии зрелости.

3. Зрелость и ответственность.

Средства контроля.

Творческое задание.

Задание 2. Создание компьютерной презентации по основным разделам дисциплины.

Цель: развитие инициативности, самостоятельности, рефлексивности мышления, умения самостоятельно решать практические профессиональные задачи в организационной среде.

Содержание: разработать компьютерную презентацию с гиперссылками, с использованием материала из научных статей, хрестоматий, учебников, видеоматериалы по следующим темам:

1.    Основные элементы творческого потенциала человека и условия, влияющие на его проявление.

2.    Человек на вершине развития: основные психологические характеристики.

3.    Развитие как базовая категория акмеологии.

4.    Акме и возраст. Возрастные периодизации в акмеологии.

5.    Вклад А. Маслоу в акмеологию. Самоактуализация и акме.

6.    Групповое акме: вершины в развитии групп различного уровня (от малых групп до народов).

7.    Акмеологические условия и факторы в развитии профессионала в области социальной работы.

8.    Проблема «падения» и антиразвития человека.

9.    Прикладная акмеология: как помочь человеку в достижении акме?

10.  Задачи и этапы самосовершенствования человека.

11.  Объективные и субъективные факторы достижения вершин профессионализма.

12.  Содержание профессиональной подготовки специалистов по _______ как средство развития личности.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные особенности когнитивного развития че­ловека на разных этапах возрастного развития?

2. Каковы основные особенности эмоционального развития человека на разных этапах возрастного развития?

3. Каковы основные особенности развития мотивационно-потребностной сферы человека на разных этапах возрастного развития?

4. Каковы основные поведенческие особенности человека на разных этапах возрастного развития?

5. Каковы основные особенности развития Я-концепции че­ловека на разных этапах возрастного развития?

6. "Нарисуйте" словесный портрет типичного, по вашему мнению, зрелого человека.

7. Назовите наиболее существенные личностные характе­ристики взрослого человека, отличающие его от молодых лю­дей, которые в своем развитии не вышли еще из периода юности.

8. Представьте, что перед вами группа людей и все они в возрасте от 40 до 60 лет. И вам предложено, используя раз­ные методики, определить, кто из этих людей по особеннос­тям психики наиболее ярко представляет свою возрастную группу — среднюю взрослость. Какие характеристики, черты и качества вы, прежде всего, будете искать в людях, решая эту задачу?

 

Занятие 3. Карьера личности и ее профессия

Цель: ознакомиться с типологиями профессий и карьеры личности.

Форма проведения: тематическая дискуссия, обсуждение практических случаев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: