Выполнить задания, выделенные красным цветом (задания 2. 4. 7. Карточки 2, 3)

Практическое занятие 11. Сложное предложение

Цели: 1) закрепить и углубить понятие об сложном предложении, клас- сификации сложных предложений – их делении на сложносочинѐнные, сложноподчинѐнные и бессоюзные, отличительных особенностях каждого вида; сложных синтаксических конструкциях, их разновидностях; 2) учиться расставлять знаки препинания в сложных предложениях разных типов, в сложных синтаксических конструкциях разных типов, строить схемы.

 

Основные определения: сложное предложение, сложносочинѐнное предложение (ССП), сложноподчинѐнное предложение (СПП), бессоюзное сложное предложение (БСП), подчинительные союзы, союзные слова, прида- точная часть, сложная синтаксическая конструкция, последовательное под- чинение, параллельное подчинение.

 

Монологический опрос:

1. Понятие сложного предложения.

2. Сложносочинѐнные предложения.

3. Сложноподчинѐнные предложения.

4. Бессоюзные сложные предложения.

5. Сложные синтаксические конструкции.

 

Повторение: Определите часть речи каждого слова в предложении. Если б кому выпало взглянуть на Заволжск из небесных сфер, откуда из-

ливаются лучи ночных светил, то перед счастливцем, верно, предстала бы картина некоего зачарованного царства: лениво искрящаяся Река, посверки- вающие крыши, мерцание газовых фонарей, и над всей этой игрой разнооб- разных сияний воспаряет серебряный звон цикадного хора (Б. Акунин).

 

Задание 1. Прочитайте, указывая, где недостаѐт знаков препинания. Определите грамматические основы, типы предложений и начертите схемы предложений.

1. Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек когда его внесли в избу и опустили на пол. 2. Солнце всходило но вместе с ним с востока шли облака и как-то не светлело. 3. Изредка блеснет на солнце серебристой че- шуйкой летучая рыбка покажет черную спину играющий кит и шумно выпу-


 

стит фонтан воды высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4. Убеждения внушаются теорией поведение же формируется примером. 5. Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6. Даша проща- лась с ним так как прощаются навсегда.

 

Задание 2. Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания, графически их объясните. Выделите в предложениях грамматические осно- вы, укажите, чем выражены главные члены предложения. Найдите сложные предложения, определите их тип.

Кто бы мог подумать что Григорий и этого задания не выполнит. С са- мого утра он ходил туда-сюда придумывал разные отговорки со скучным ли- цом принимался за дело. Сейчас бы улететь за тридевять земель подальше отсюда! – размышлял ленивец. – Пускай вон Сашка трудится! К полудню де- ло так и не двинулось с места и нам пришлось помогать Гришке чтобы не от- стать от остальных бригад (Н. Носов).

 

Задание 3. Укажите в тексте простые и сложные предложения. Аргу- ментируйте.

Мелехов Григорий в январе 1917 года был произведен за боевые отли- чия в хорунжие, назначен во 2-й запасной полк взводным офицером.

В сентябре он, после того как перенес воспаление легких, получил от- пуск; прожил дома полтора месяца, оправился после болезни, прошел окруж- ную врачебную комиссию и вновь был послан в полк. После октябрьского переворота получил назначение на должность командира сотни. К этому времени можно приурочить и тот перелом в его настроениях, который про- изошел с ним вследствие происходивших вокруг событий и отчасти под вли- янием знакомства с одним из офицеров полка – сотником Ефимом Извари- ным.

С Извариным Григорий познакомился в первый день приезда из отпуска, после постоянно сталкивался с ним на службе и вне службы и незаметно для себя подпадал под его влияние (М.А. Шолохов. Тихий Дон).

 

Задание 4. Работа с текстом.

Погода (в)начал(е,и) была хорошая тихая. Кричали2 дрозды и по сосед- ству в болоте что(то) живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп и выстрел по нѐм прозвучал в весе(н,нн)ем возду- хе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу некстати подул с востока холодный пронизывающий2 ветер всѐ смолкло. По лужам протянулись лед…ные иглы и стало в лесу (не)уютно1 глухо и (не)людимо. Запахло зимой (А.П. Чехов).

Задания к тексту:

1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и объясняя причины их постановки.


 

2. Озаглавьте текст.

3. Определите стиль и тип текста.

4. Выполните фонетический анализ (звуко-буквенный разбор) слова, обозначенного цифрой 1.

5. Выполните морфемный анализ (разбор по составу) слов, обозначен- ных цифрой 2.

6. Объясните две орфограммы по выбору (приведите правило полно- стью, выделите орфограмму графически).

7. Выпишите три словосочетания с разными типами синтаксической свя-

зи.

8. Найдите в тексте сложные предложения, определите их виды, выдели-

те главные члены.

 

Задание 5. Перепишите. Расставьте и объясните знаки препинания.

Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

1. Лица у грузчиков ч...рные потные ноги худые с синими жилами руба- хи рва...ые и...тлевшие от грязи и пота. Динка очень ж...ле...т грузчиков. 2. В диктовках которые писала Динка были всегда два главных недостатка у тех слов которые почему (либо) казались ей значительнее других она ставила даже в середине фразы заглавные буквы и кроме того очень любила воскли- цательные знаки. 3. Динка убегает в комн...ту и присаживаясь на пол

...брасывает с ног с...ндалии она всегда ходит босиком считая что всякая обувь тянет ее (к) низу (В.А. Осеева).

 

Задание 6. Придумайте бессоюзные сложные предложения, в которых смысловые отношения между их частями опирались бы на лексические зна- чения таких слов и словосочетаний:

1) плохая погода – несостоявшаяся прогулка; 2) словарь – правописание слов; 3) весна – цветы; 4) жаркая погода – пляж; 5) билет на поезд – коман- дировка.

 

Задание 7. Тесты.

1. Дайте верную характеристику следующего предложения.

У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном (И.С. Тургенев)

1) простое осложнѐнное;

2) сложносочинѐнное;

3) сложноподчинѐнное;

4) сложное бессоюзное.

2. Сколько грамматических основ содержится в следующем предложе- нии: «Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь» (М.А. Булгаков).

3. В каком случае дано сложное предложение?

1) Каждый язык принадлежит обществу, общественному союзу.


 

2) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.

3) Есть терпение, будет и умение.

4) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и муж- ское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.

4. Какое сложное предложение состоит из трех простых?

1) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни рас- скажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными но- жичками и чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью.

2) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них пла- вают, точно рыбы в воде аквариумов.

3) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры чехлы снимали.

4) Кончался лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая ярость лугов.

5. Какое сложное предложение состоит из четырех простых?

1) Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, — я тогда ра- ботал в Сибири — было бы необычайным, ослепительным счастьем, на кото- рое я не мог и надеяться.

2) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь что-нибудь замечательное.

3) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья, покло- ниться ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня.

4) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмыс- ленна, а небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистиче- ские устремления.

6. Какое предложение является сложносочиненным?

1) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал

«Отцы и дети».

2) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.

3) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.

4) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.

7. Укажите номера двух сложносочинѐнных предложений (Знаки препи- нания не расставлены).

1) Как все русские дворяне он в молодости учился музыке и как почти все русские дворяне играл плохо. (И.С. Тургенев)

2) В это мгновение донѐсся голос супруги и повернувшись Василиса столкнулся с ней. (М. Булгаков)

3) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты звучал мне долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин)

4) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетно- го света он малодушно погружѐн. (А.С. Пушкин)


 

8. Какое предложение является сложноподчиненным?

1) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.

2) По обе стороны — высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеле- ных дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями.

3) Нежнейшие оттенки цветов — красного, малинового, желтого и зеле- ного — раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.

4) То раздавались удары, то пели колеса.

9. Какое предложение является сложным бессоюзным?

1) Я не знаю, будет ли свидание.

2) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.

3) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.

4) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески из- давна используются для выпаса овечьих отар.

 

Задание 8. Рассмотрите сложные синтаксические конструкции. Сколько в них частей, какими типами связи части соединены? Расставьте недостаю- щие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Постройте схемы.

1. Таня была девочка серьѐзная начитан...ая и Петька тоже старался чи- тать хотя ему больше нравилось дрес...ировать свою кавказскую овчарку ко- торую звали Барс и которая дост...вляла соседям столько (не)приятностей что хватило бы на весь двор.

2. По (не)которым словам этого разговора которые я до сих пор помню я заключаю что он об...яснял мне кто он такой какой он великий артист как его (н...)кто не пон...мает и что он человек с большим талантом.

3. И в тишине отч...тливо послышалось как простонал человек и т...жело захрустел наст под ногами медведя которого (н...)обычный гул и треск вы- гнал из леса на поляну.

4. Я вероятно (н...)сумею передать достаточно ярко и убедительно как велико было моѐ изумление когда я почу...ствовал что почти каждая книга открывает передо мной окно а новый (не) ведомый мир.

5. Вы вообще (н…)можете себе пр...дставить сколько человеку нужно перестрадать что(бы) получить право на вы...зд отсюда сколько бланков я за- полнил.

6. Что(бы) скоротать время до вечера я отправился побр…дить по лесу который был особен...о хорош сейчас когда оделся в (желто)красный наряд.

7. И конечно они (н...)замечают что на одной из страниц этой газеты напечатан...о то самое стихотв...рение которое мысленно д...кламировал Бай- рон когда в карет... увозившей его в Лондон готовился к речи.

8. Смотритель маяка взял меня к себе на воспитание а это человек кото- рый всю жизнь провел в одиночестве д...казывая самому себе что люди не нужны друг другу и что я например нужен только для того чтобы подл...вать к...росин в маячную лампу.


 

9. Но всего красивее были м...лодые ели и берѐзки которые р...сли по от- валам и свалкам они походили на гурьбу детей выб…жавших на крутизну.

10. Когда я сажусь за чай кот садит...ся мне на левую коленку и сл...дит как я колю щипчиками сахар как режу хлеб как намазываю масло.

11. Однажды к вечеру собралась гроза небо за Волгой обл...жилось ту- чами а по полю и по дорог... (кое)где вихрь крутил пыль так сильно что (н...)чего не было видно.

12. Было то время года когда урожай уже определился когда нач...наются заботы о посев... будущего года когда рож.. вся выколосилась и волнует...ся на ветру когда зелѐные овсы нежно выкидывают...ся по поз...ним посевам когда пары которые (не)берѐт соха вспаханы до половины.

13. Меня (не)огорчало что книга получа...тся трагическая так(как) я счи- тал что жизнь это вообще трагедия исход которой предрешѐн (Э. Хемингу- эй).

14. Эту красу мы видим всюду в тихой речк... подѐрнутой туманом в го- лубом озер... по которому белыми корабликами плывут гуси и в син...м море где режет волны (быстро)ходный глиссер.

15. Старые деревья давно обл...тели и только молодые отдельные берѐз- ки сохраняют свои увя...шие, желтоватые листья бл...стающие золотом когда тронут их косые лучи (н...)высокого осен...его со...нца.

 

Задание 9. Работа с текстом.

Птицы улетают

(1) Белая изгородь была вся в иголках мороза, красные и золотые1 кусты.

(2) Тишина такая что (н…)один листок (не)тронется2 с дерева. (3) Но птичка пролетела2 и довольно взмаха крыла что(бы) листик сорвался и кружась по- летел вниз.

(4) Какое счастье было ощущать золотой лист орешника опушен…ый белым кружевом мороза! (5) И вот эта холодная бегущая вода в реке и этот огонь от солнца: вот уже расплавились иголки мороза на крыше и крупными редкими каплями стала падать вода из желобов. (6) Но и этот огонь и эта во- да и тишина эта и буря и все что есть в пр…роде и чего мы даже (не)знаем, – все входило и соед…нялось в мою любовь обн…мающую собой весь мир (М.М. Пришвин).

Задания к тексту:

1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания и объясняя причины их постановки.

2. Определите стиль и тип текста.

3. Выполните фонетический анализ (звуко-буквенный разбор) слова, обозначенного цифрой 1.

4. Выполните морфемный анализ (разбор по составу) слов, обозначен- ных цифрой 2.

5. Объясните две орфограммы по выбору (приведите правило полно- стью, выделите орфограмму графически).


 


 

зи.


6. Выпишите три словосочетания с разными типами синтаксической свя-

 

7. Объясните постановку двойного знака препинания в предложении 6.

8. Найдите в тексте все сложные предложения и начертите их схемы.


 

Задание 10. Тесты.

1. Какое предложение является сложным с разными видами связи?

1) Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее по- верили.

2) Не стоит сейчас даже и мечтать об этом, а то еще, пожалуй, начнешь страдать черной меланхолией.

3) Едва уехал командир дивизии, как началась стрельба из малокалибер- ных пушек, что было совершенной неожиданностью.

4) Зверя и всякую птицу обмануть можно: покричи раненым зайцем — на этот крик лиса прибежит.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко- торых должны стоять запятые?

Маленький дом стоит на краю бездны (1) и (2) поэтому (3) кажется уди- вительным (4) что в доме спокойно горит свет (5) и на столах лежат раскры- тые книги (6) и рукописи.

а) 1, 2, 3, 4

б) 1, 4

в) 2, 3, 4

г) 1, 4. 5, 6

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко- торых должны стоять запятые?

Мы сидели неподвижно (1) и тишина была такая (2) какая подобает кладбищу (3) так что (4) если падал инструмент (5) или трещал огонь (6) то звуки эти раздавались гулко и резко.

а) 1, 2, 3, 4, 6

б) 1, 2, 3, 6

в) 2, 3, 4, 6

г) 2, 3, 4, 5, 6

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко- торых должны стоять запятые?

Вся катастрофа виделась ей в образе гроз(1) но (2) что молния поразит еѐ (3) она сначала не думала и чувствовала за Сашей (4) как за каменной сте- ной.

а) 1, 3

б) 1, 3, 4

в) 1, 2, 3, 4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко- торых должны стоять запятые?


 

Только к рассвету (1) когда открылся керченский маяк (2) и чѐтко стали вырисовываться берега Крыма (3) поросшие редкой сгоревшей травой (4) мы вошли в зелѐный и мутный пролив (5) и шторм утих.

а) 1, 2, 3, 4

б) 1, 2, 3, 4, 5

в) 1, 2, 4, 5

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: