II. Из воспоминаний А. Тырковой-Вильямс

«Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло со времени осво­бождения крестьян. Четверть века — короткий срок для такого резкого эко­номического перелома, как переход от бесплатного рабского труда к плат­ным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, то частные кредиторы грозили продать все с молотка. Тульский зе­мельный банк, где были заложены его имения, брал большие проценты и не­умолимо требовал платежей в срок.

Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс, помочь ему удержать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие, отчас­ти и в крестьянские руки. Мой отец первый в Новгородской губернии полу­чил ссуду из новорожденного Дворянского банк. Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овес уходили на банков­ские платежи... Потом по случаю какого-нибудь события в царской семье из­давался манифест с разными милостями... дворянские недоимки перечисля­лись в основной долг».

С1. Укажите, как называлась, в каком году была проведена реформа, упо­минаемая в источнике. Назовите основные формы эксплуатации кре­стьян помещиками в период, о котором идет речь в отрывке.

С2. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытывае­мых помещиками в ведении хозяйства в указанное время?

СЗ. Используя данные источника и свои знания по курсу истории, назови­те меры правительства по поддержке дворянских хозяйств.

 

 

III. Из воспоминаний С. Ф. Ковалика.

«Летучая пропаганда по самому существу своему не могла иметь задачей не только последовательного про­свещения народа, но я систематического его революцио­низирования — она стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения...

...Пропагандист заводил знакомства среди бли­жайших крестьян или рабочих... мало-помалу начи­нал беседовать с ними на революционные темы и да­вать им для прочтений... разные революционные книги».

Из «Записок революционера» П. А. Кропоткина

«Различные писатели пробовали объяснить движе­ние [революционных народников в деревню, их пропа­ганду в среде крестьян] влиянием извне. Влияние эми­грантов — любимое объяснение полиций всего мира... Молодежь прислушивалась к мощному голосу Бакуни­на... деятельность Интернационала производила на нас чарующее впечатление. Но причины движения [рево­люционных народников в деревню] лежали гораздо глубже.

...Мы видели, что крестьяне совершенно разорены чрезмерными податями и продажей скота для покрытия недоимок. Мы... тогда уже предвидели то полное обни­щание всего населения, которое... теперь стало совер­шившимся фактом.

Мы знали, какой наглый грабеж идет повсеместно в России. Мы знали о произволе чиновников... Мы по­стоянно слышали о ночных обысках, об арестованных друзьях, которых гноили по тюрьмам. Мы сознавали поэтому необходимость политической борьбы против этой страшной власти, убивавшей лучшие умственные силы страны...»

С1. Укажите название движения революционных на­родников, о котором говорится в приведенном от­рывке, и год, когда началось это движение.

С2.На основе текста и знаний по курсу истории объ­ясните причины возникновения движения народ­ников. Сформулируйте не менее трех суждений.

С3.Каковы были, по мнению авторов, цели участни­ков названного движения? Назовите не менее двух из них.

IV. Из официального документа XIX в:

«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2.Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается …

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, их коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…

20. Указанные в … статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны, состоящие в сухопутных войсках и во флоте, обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность»

 

С.1 Как называлась реформа, о которой говорится в приведенном отрывке из документа? Укажите фамилию автора реформы и дату появления документа.

С.2 Применяя знания по курсу истории, а также информацию из источника, укажите, какие новшества в порядке прохождения военной службы вводились этой реформой.

С.3 Применяя знания по курсу истории, укажите, как называлась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назовите даты этой войны.

 

 

Задания С4 – С7 предполагают разные виды деятельности: представление обобщённой характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7).Выполняя эти задания, обращайте на формулировку каждого задания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: