Раздел 4. Однопутная автоблокировка

Тема 21. Принцип построения однопутной АБ

Регулирование движения поездов в нечетном и четном направлениях по всему перегону осуществляется с помощью автоматически действующих светофоров. Изменение направления движения с нечетного на четное и наоборот обеспечивается четырехпроводной схемой смены направления, работающей по цепям Н, ОН — цепь изменения направления и К, ОК — цепь контроля перегона. Схема изменения направления движения осуществляет переключение рельсовых, линейных, сигнальных цепей, цепей кодирования и дешифрирования.

В схемах рельсовых цепей постоянного тока в зависимости от направления движения импульсное питание подается в рельсовую цепь с входного конца блок-участка, а импульсное путевое реле устанавливается на выходном конце.

В схемах рельсовых цепей переменного тока в зависимости от направления движения на входном конце блок-участка устанавливается импульсное путевое реле, а на выходном — кодовое питание. Линейные цепи, которые используются для увязки показаний светофоров, действуют в обоих направлениях при автоблокировке постоянного тока и переменного тока с четырехзначной сигнализацией. Питание линейной цепи в зависимости от установленного направления движения осуществляется от впереди стоящей сигнальной установки.

Переключение сигнальных цепей выполняется таким образом, что при установленном нечетном направлении выключены светофоры четного направления, а при установке четного направления выключены светофоры нечетного направления.

При отправлении поезда на перегон в заданном направлении и открытии выходного светофора на станции открытие выходного светофора на другой станции на этот же перегон исключается. Схема изменения направления движения обеспечивает переключение рельсовых, линейных и сигнальных цепей в зависимости от установленного направления движения, контроль свободного состояния перегона на аппаратах прилегающих станций, изменение направления движения с соблюдением требований по безопасности движения поездов.

Контрольные вопросы:

1.   Для чего осуществляется смена направления на однопутном перегоне?

2.   Для чего необходимо контролировать свободность перегона при смене направления?

Тема 22. Схема изменения направления движения

Упрощенная четырехпроводная схема изменения направления. Прежде чем изменить направле­ние движения на перегоне, дежурный по станции ДСП по горению контрольной лампы на табло должен удостовериться в свободном состоянии перегона. Горение лампы означает, что все блок-участки перегона свободны, выходные светофоры станции, настроенной на отправление, закры­ты, маневровые передвижения с выездом на перегон отсутствуют, ключ-жезл находится в аппа­рате управления. Изменяет направление ДСП станции, осуществляющей прием поезда с данного перегона, нажимая кнопку смены направления до момента открытия выходного светофора.

Работа упрощенной четырехпроводной схемы изменения направления движения поездов, осуществляется по двум линейным цепям: цепи контроля К, ОК и цепи изменения направления движения Н, ОН. На каждой сигнальной установке в цепь контроля перегона К, ОК включены контакты повторителей путевых реле (контакт реле Ж при числовой кодовой автоблокировке), контролирующие состояние блок-участков. Пита­ние контрольной цепи поступает со станции отправления. На станциях в контрольную цепь К, ОК включены станционные реле НКП (ЧКП) - реле контроля перегона, Н1ЗП (ЧОП) - реле занятости перегона и контакты реле ЧСНП, НСНП - повторителей реле смены направления, коммутирующие контрольную цепь в зависимости от направления движения. В цепь смены направления Н, ОН включены перегонные реле направления Н и станци­онные реле направления НСН (ЧСН), контакты вспомогательных реле направления НВ (ЧВ), НВКП (ЧВКП), обеспечивающие переключение цепей при смене направления. Пита­ние цепи изменения направления Н, ОН осуществляется со станции, осуществляющей при­ем поезда. Источником питания служит линейная батарея с полюсами ЛП, ЛМ.

Рассмотрим работу упрощенной четырехпроводной схемы изменения направления при установленном нечетном направлении движения.

В контрольной цепи находятся в возбужденном состоянии реле контроля перегона НКП станции Б и реле Ч1ЗП ст. А. Питание цепи К, ОК обеспечивается со ст. А, осуществляю­щей отправление поезда:

Возбужденное состояние этих реле фиксирует свободное состояние перегона и возможность осуществления смены направления.

Реле смены направления ЧСН ст. А получает питание по цепи Н, ОН со ст. Б приема:

 

На ст. А находятся в возбужденном состоянии реле местных схем: ЧСНП - повторитель смены направления и вспомогательное реле ЧВ, а на ст. Б - реле НСНП и НВ отключены.

На ст. А и Б включена соответствующая индикация через контакты повторителей реле направления. На табло ст. А горит зеленая лампа НО (нечетное отправление), указывающая, что станция А установлена на отправление поезда. На табло ст. Б горит желтая лампа НП (нечетный прием), указывающая на то, что ст. Б настроена на прием поезда. ДСП ст. А, руководствуясь индикацией на табло, может открыть выходной светофор и отправить поезд на перегон, а на ст. Б - эта возможность исключается.

 

Контрольные вопросы:

1.   Для чего осуществляется смена направления на однопутном перегоне?

2.   Для чего необходимо контролировать свободность перегона при смене направления?

 

Тема 23. Схема изменения направления движения

Изменяет направление движения ДСП ст. Б приема поезда, нажимая кнопку смены направле­ния НСК. От нажатия кнопки возбуждается вспомогательное реле НВ через фронтовые контакты реле контроля перегона НКП и его повторителя НПКП, осуществляющие проверку свободного состояния перегона.

Фронтовыми контактами реле НВ меняется полярность тока в цепи направле­ния Н, ОН и выключается реле НПН, контактами которого обрывается контрольная цепь.

После возбуждения вспомогательного реле НВ и замыкания его фронтовых контактов в цепи смены направления - реле ЧСН ст. А получает питание током обратной полярности от источника питания ЛП, ЛМ ст. Б:

Реле ЧСН отключает переведенным контактом поляризованного якоря повторитель ЧСНП и вспомогательное реле ЧВ, которые отпускают свои якоря. На табло ст. А загора­ется лампа ЧП (четный прием) желтого цвета, а лампа НО (нечетное отправление) - гас­нет. Горение лампы ЧП означает переход схемы ст. А на другое направление. Одновремен­но загорается красная лампа ЧКП (контроль перегона) красного цвета, сигнализирующая о занятом состоянии перегона.

На ст. Б фронтовым контактом реле контроля перегона НКП обрывается цепь питания мед­леннодействующего реле НВКП, повторителя реле НКП. На время замедления на отпускание якоря реле НВКП сохраняется питание реле ЧСН током обратной полярности. На табло ст. Б загорается красная лампа НКП занятости перегона.

После отпускания якоря реле ЧВ батарея ст. А подключается к линейной цепи Н, ОН последовательно с батареей ст. Б. В цепи Н, ОН проходит импульс тока удвоенной амплитуды длительностью около 1,8 с, от которого переключают поляризованные якоря в пере­веденное положение все реле Н, установленные в релейных шкафах светофоров:

 

По окончании замедления на отпускание якоря реле НВКП переключает фронтовые кон­такты на тыловые, и в цепь Н, ОН подключается реле НСН, которое получает питание током прямой полярности от источника ст. А:

 

Контактами поляризованного якоря реле НСН включаются реле НВ и реле НСНП. Контактами реле НСНП изменяется индикация на табло - загорается зеленая лама ЧО, сигнализирующая о переходе ст. Б на «Отправление».

По окончании изменения направления движения контактами реле ЧПН и НСНП замыка­ется контрольная цепь К, ОК. На ст. А по цепи К, ОК возбуждается реле ЧКП, а на ст. Б - реле Н1ЗП, контролирующие свободное состояние перегона. Красные лампы НКП (ЧКП) занятости перегона на табло гаснут.

Контрольные вопросы:

1. Какие цепи используются в данной схеме?

2 Для чего необходимо подавать на реле Н напряжение от источников питания обоих станций последовательно при смене направления?

2. Какие лампочки контролируют свободность перегона?

3. Для чего в цепь К-ОК включены контакты реле Ж?

4. Назначение реле ЧКП?

 

 

Тема 24. Исследование и анализ схемы изменения направления Л.№6

Лабораторная работа № 10

Тема: Исследование и анализ четырехпроводной схемы изменения направления движения

 

Цель: Изучить работу четырехпроводной схемы изменения направления движения

 

Задачи работы:

1. Рассмотреть работу схемы при движении поезда в нечетном и четном направлениях

 

Приборы и оборудование:

1. Четырехпроводная схема изменения направления движения

 

Порядок выполнения работы:

1. Описать работу схемы при движении поезда в нечетном и четном направлениях

 

Содержание отчета:

1. Описание работы схемы при движении поезда в нечетном

 символическом виде

2. Описание работы схемы при движении поезда в четном направлениях символическом виде

3. Ответы на контрольные вопросы

 

Контрольные вопросы:

1. Назначение четырехпроводной схемы

2. Где находятся реле Н

3. Тип реле ЧСН

4. Назначение реле ЧВ, ЧСНП

5. Назначение ламп ЧП, НП

 

Тема 25. Принцип построения однопутной АБ Л№7

Лабораторная работа № 7

Тема: Исследование и анализ схемы АБ с импульсными РЦ на однопутном участке

 

Цель: Изучить работу схемы АБ с импульсными РЦ на однопутном участке

 

Задачи работы:

1. Рассмотреть работу схемы при нахождении поезда на блок-участке 3П

 

Приборы и оборудование:

1. Схема АБ с импульсными РЦ на однопутном участке

 

Порядок выполнения работы:

1. Описать работу схемы при нахождении поезда на участке 3П

 

Содержание отчета:

1. Описание работы схемы при нахождении поезда на участке 3П в символическом виде

2. Описание работы сигнальных точек 5 и 7 в символическом виде

3. Ответы на контрольные вопросы

 

Контрольные вопросы:

1. Как регулируется движение поездов при движении по четному и нечетному пути

2. Как происходит смена направления движения

3. Недостатки данной схемы

4. Применение данной схемы

 

Тема 26. Однопутная АБ переменного тока

Однопутная кодовая автоблокировка переменного тока применяется при любом виде тяги. В целях повышения надежности работы автоблокировки используют двухнитевые лампы для красных огней светофоров. Для контроля целостности основной нити лампы применяют огневое реле О, а для контроля дополнительной нити - реле ОД. Перенос показания красного огня на позади стоящий светофор происходит только при перегорании обеих нитей. Изменение направления движения поездов осуществляется с помощью четырехпроводной схемы изменения направления движения.

Для изменения направления движения на каждой сигнальной установке применяются реле направления Н и его повторители 1Н, 2Н, 1ПТ, 2ПТ. Контакты реле 1ПТ и 2ПТ усиленные и используются для переключения рельсовых цепей, остальные цепи коммутируются контакта­ми реле 1Н и 2Н. Для упрощения переключения рельсовых цепей на сигнальной установке установлено два комплекта аппаратуры рельсовых цепей - два источника питания 1ПЧ, 2ПЧ и два импульсных путевых реле 1И и 2И. Источник питания подключается к выходному концу рельсовой цепи, а реле устанавливается на входном конце рельсовой цепи. При изменении направления движения концы рельсовых цепей меняются местами.

Для работы схемы на каждой сигнальной установке установлена аппаратура:

Н (КШ1-80) - реле направления;

1Н, 2Н (НМШ1-400) - повторители;

1ПТ, 2ПТ (НМПШ2-400) - повторители реле направления;

1И, 2И (ИМВШ-110) - импульсные путевые реле;

3, Ж (АНШ5-1230) - сигнальные реле;

О, Ю, 2О, АОД, БОД (АОШ2-180/0,45) - огневые реле;

ОИ (НМШ2-900) - обратный повторитель импульсного реле;

Ж1 (НМШ2-620) - повторитель реле Ж;

Ж2, ЖЗ(НМШМ 1-360) - повторители Ж

1НЖ (НМШ 1-400) - повторитель 1Н и Ж2;

IT, 2T (ТШ-65В) - трансмиттерные реле;

БИ (БИ-ДА) - блок исключений;

БС (БС-ДА) - блок счетчиков;

БК (БК-ДА) - блок конденсаторов;

КПТ (КПТШ) - кодовый путевой трансмиттер.

Рассмотрим работу схемы однопутной автоблокировки (рис. 3.2.) при установленном не­четном направлении и занятом участке ЗП.

На сигнальных установках 3, 5, 7 реле направления Н под действием тока прямой по­лярности переключают поляризованные якоря в нормальное положение, а на разрезной точке нечетного направления (у светофора 4) реле Н переключает поляризованный якорь в переведенное положение. На сигнальных установках 3,5,7 возбуждаются повторители реле направления 1Н, 1ПТ, на разрезной точке - 2Н и 2ПТ.

На сигнальных установках 3, 5, 7 тыловыми контактами реле 2ПТ к входному концу рельсовой цепи подключаются импульсные путевые реле 2И, а фронтовыми контактами реле 1ПТ к выходному концу рельсовой цепи подключается кодовое питание. На разрез­ной точке тыловыми контактами реле 1ПТ подключается импульсное реле 1И, а фронто­выми контактами реле 2ПТ подключается кодовое питание. Следовательно, релейные концы подключаются к входному концу рельсовых цепей, а питающие концы - к выходному.

При нахождении поезда на участке 3П импульсное путевое реле 2И перестает работать в импульсном режиме и на выходе дешифратора ДА, состоящего из трех блоков БИ-ДА, БС-ДА и БК-ДА, отпускают якоря сигнальные реле Ж и З и повторители реле Ж1, 1НЖ и Ж2. Через тыловые контакты реле 2Н и Ж2 создается цепь накала основной нити лампы красного огня и возбуждения огневого реле О по низкоомной обмотке от источника пита­ния СХ12, МСХ. Вторая резервная нить лампы красного огня контролируется в холодном

состоянии посредством реле ОД от источника питания СХ20, МСХ, цепь возбуждения ко­торого проходит по высокоомной обмотке:

Контактом реле 1НЖ отключаются цепи питания разрешающих огней светофора 3. Фронтовыми контактами огневых реле О и ОД создается цепь импульсной работы трансмиттерного реле 1T в коде КЖ:

Контактом реле 1T рельсовая цепь 5П кодируется кодом КЖ.

Перегорание основной нити лампы красного огня не вызовет прекращения кодирова­ния рельсовой цепи 5П, так как на светофоре 3 будет продолжать гореть красный огонь по цепи накала второй нити от источника СХ12, МСХ. Кодирование рельсовой цепи выклю­чается только при перегорании обеих нитей, при этом происходит перенос показания крас­ного огня на позади стоящий светофор 5.

На сигнальной установке 5 при приеме кода КЖ работает импульсное путевое реле 2И, через переключающийся контакт которого работает дешифратор ДА. Включение дешифра­тора производится с проверкой установленного направления движения, для чего в цепь вклю­чен нормальный контакт поляризованного якоря реле Н. Через дешифратор включаются сигнальные реле Ж и Ж1:

Реле Ж1 имеет замедление на отпускание якоря и не выключается при нормальной импульсной работе счетчика 1 в блоке БС-ДА. В случае отсутствия кодов и нарушения работы счетчика 1 реле Ж1 отпускает якорь и выключает повторители реле Ж2, Ж3, чем обеспечивается быстрая смена показаний.

После возбуждения реле Ж2 и Ж3 на светофоре 5 создается цепь горения лампы желтого огня:

Обе нити лампы красного огня контролируются в холодном состоянии, при этом огневые реле О и БОД возбуждаются по высокоомным обмоткам от источника питания СХ20, МСХ:

При горении на светофоре 5 лампы красного огня образуются следующие цепи возбуж­дения огневых реле, проходящие через нити лампы:

                     

По цепи 1 включается основная нить накала лампы и возбуждается реле 1О по низкоомной обмотке. По цепи 4 возбуждается огневое реле О - повторитель огневого реле 1О. По цепи 2 контролируется резервная нить, при этом реле БОД включено по высокоомной об­мотке. При перегорании основной нити выключаются реле 1О и повторитель О, замыкая цепь питания резервной нити по цепи 3 через низкоомную обмотку (НО) реле БОД. Горе­ние красного огня на светофоре сохраняется. При перегорании резервной нити красный огонь гаснет и выключается реле БОД.

При горении на светофоре 5 желтого огня замыкается цепь кодирования кодом Ж участка 7Па:

Рельсовая цепь 7Па кодируется контактом реле IT. Перегорание лампы желтого огня на светофоре 5 не изменит кодирования рельсовой цепи 7Па кодом Ж.

 

 

Рисунок 3.2. Схема однопутной автоблокировки переменного тока

 

На сигнальной установке 4 код Ж принимает импульсное путевое реле 1И, включенное через тыловые контакты повторителя направления 1ПТ. Контактом реле 1И включается дешифратор, на выходе которого возбуждается сигнальное реле Ж, а затем возбуждаются его повторители Ж1, Ж2, ЖЗ. Кроме того, на разрезной точке в выключенном состоянии находится реле 1НЖ, контак­тами которого выключаются разрешающие огни сигнальной установки 4. Обе нити лампы крас­ного огня светофора 4 контролируются в холодном состоянии посредством огневых реле О и ОД.

Цепь питания трансмиттерного реле 2Т через контакты кодового путевого трансмиттера КПТШ отключена контактом реле повторителя направления 1Н. Вместо цепи кодиро­вания замкнута цепь трансляции кодов из рельсовой цепи 7Па в рельсовую цепь 7П:

Реле 2Т транслирует код Ж из рельсовой цепи 7Па в рельсовую цепь 7П.

На сигнальной установке 7/2 (схема не приводится) по аналогии с установкой 5/6 код Ж при­нимает из рельсовой цепи реле 2И. Контактами реле 2И замыкается цепь дешифрирования кода и возбуждаются сигнальные реле Ж и З, а затем их повторители. С проверкой установленного направления движения через фронтовые контакты сигнальных реле Ж2 и З1 на светофоре 7 вклю­чается зеленый огонь и замыкается цепь кодирования кодом З рельсовой цепи 9П.

 

 

Тема 27. Однопутная АБ переменного тока

Изменение направления с нечетного на четное направление осуществляется посредством четырехпроводной схемы изменения направления.

На сигнальных установках 3, 5/6, 2/7 реле направления Н возбуждаются током обратной полярности, переключают поляризованные якоря в переведенное положение и включают по­вторители реле направления 2Н и 2ПТ. На сигнальной установке 4 реле Н переключает по­ляризованный якорь в нормальное положение и включает повторители 1Н и 1ПТ.

Контактами реле 2ПТ и 1ПТ коммутируются концы рельсовых цепей, на входе рельсо­вой цепи подключается импульсное путевое реле, на выходе - источник кодового пита­ния. В четном направлении на сигнальной установке 3 образуется разрезная рельсовая цепь, где происходит трансляция кодового питания из рельсовой цепи 5П в рельсовую цепь 3П.

Работа схемы в четном направлении движения аналогична работе схемы в нечетном направлении. В отличие от двухпутной автоблокировки включение ДА в однопутной автоблокировке имеет ряд особенностей. На спаренных сигнальных установках в цепь заря­да конденсатора С1 блока БС-ДА, питающего реле Ж, включают последовательно соеди­ненные контакты реле 1T и 2Т для исключения заряда конденсатора от импульсов смежной рельсовой цепи при коротком замыкании изолирующих стыков. В цепь возбуждения реле-счетчика 1А включают параллельно соединенные контакты реле 1T и 2Т, чтобы не нарушалась работа дешифратора при изменении направления движения.

В схеме каждой сигнальной установки предусматривается реле ОИ, являющееся обратным повторителем импульсного путевого реле 1И или 2И. С помощью этого реле осуществляется кодирование рельсовой цепи вслед удаляющемуся поезду, если сигнальная установка располагает­ся перед переездом. Например, при установленном нечетном направлении движения сигнальная установка 5 находится перед условным переездом. В цепь возбуждения повторителя реле направле­ния 2ПТ устанавливают перемычку «П» для организации кодирования вслед удаляющемуся поез­ду. Занятие поездом участка за светофором 5 вызовет возбуждение реле ОИ и включение кодирова­ния вслед поезду, так как реле 2И перестает работать в кодовом режиме, то прекращают работать дешифратор и реле Ж, З, Ж1, Ж2, Ж3, З1. Реле ОИ возбуждается по цепи

Фронтовым контактом реле ОИ замыкается цепь кодирования кодом КЖ рельсовой цепи 5П вслед удаляющемуся поезду:

Рельсовая цепь 5П кодируется контактом трансмиттерного реле 2Т.

Освобождение рельсовой цепи 5П приводит к тому, что некоторое время в этой рельсовой цепи присутствует два встречных кода КЖ, посылаемых с питающего и с релейного концов рельсовой цепи. В интервале кода, посылаемого с релейного конца, срабатывает импульсное путевое реле 2И от кода, посылаемого с питающего конца, через дешифратор возбуждаются реле Ж и Ж1, реле ОИ выключается и обрывает цепь кодирования с релейного конца вслед удаляющемуся поезду.

Контрольные вопросы:

1. В чем отличие сигнальных точек 3 и 5?

2. Контактами каких реле релейный и питающий концы меняются местами и для чего?

3. Назначение реле Ж и З?

4. Что происходит со светофорами четного направления при движении поезда в нечетном направлении?

5. Как происходит перенос красного огня светофора при перегорании основной и дополнительной нитей лампы красного огня?

6. От чего зависит выбор кода от КПТШ?


 

Тема 28. Исследование и анализ схемы однопутной АБ переменного тока Л.№8

Лабораторная работа № 8

Тема: Исследование и анализ схемы однопутной АБ переменного тока

 

Цель: Изучить работу схемы однопутной АБ переменного тока

 

Задачи работы:

1. Рассмотреть работу схемы при нахождении поезда на блок-участке 3П

 

Приборы и оборудование:

1. Схема однопутной АБ переменного тока

 

Порядок выполнения работы:

1. Описать работу схемы при нахождении поезда на участке 3П

 

Содержание отчета:

1. Описание работы схемы при нахождении поезда на участке 3П в символическом виде

2. Описание работы сигнальных точек 5 и 7 в символическом виде

3. Ответы на контрольные вопросы

 

Контрольные вопросы:

1. Как регулируется движение поездов при движении по четному и нечетному пути

2. Как происходит смена направления движения

3. Недостатки данной схемы

4. Применение данной схемы

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: