Раздел 7. Диспетчерский контроль за движением поездов

Тема 43. Назначение и структура ЧДК

Устройства диспетчерского контроля движения поездов ДК, применяемые на участках, оборудованных автоблокировкой, предназначены для сбора, передачи и отображения информации поездному диспетчеру об установленном направлении движения (на однопутных перегонах), занятости блок-участков, главных и приемо-отправочных путей на промежуточных станциях, показаниях входных и выходных светофоров.

Индикация на табло диспетчерского контроля отражает продвижение поездов по участку, что позволяет принимать оперативные решения по ускорению движения поездов и по устранению отказов в системах автоблокировки и АПС. Контрольная информация ДК сначала передается на промежуточные станции, ограничивающие перегоны, а затем с промежуточных станций на центральный пост поездного диспетчера. Дежурные промежуточных станций, получая оперативную информацию с помощью ДК, имеют возможность следить за движением поездов по прилегающим перегонам, а также контролировать работу каждой сигнальной установки автоблокировки и устройств АПС на переездах, расположенных на перегоне или на станции. При получении сигнала об отказе дежурный принимает экстренные меры по их устранению, чтобы не допустить задержки поездов.

На сети дорог начиная с 1966 г. широкое применение получила частотная система диспетчерского контроля. В этой системе длительность цикла для контроля 480 объектов составляет 15 с, что позволяет применять ее на участках с высокоскоростным движением. Система ЧДК в основном построена на бесконтактной аппаратуре, что обеспечивает надежность ее работы и быстродействие. Высокое быстродействие позволяет расширить область применения системы ЧДК для передачи информации телемеханического контроля или технического диагностирования на промежуточные станции к диспетчеру службы сигнализации и связи. Система телемеханического контроля позволяет непрерывно проверять все контролируемые объекты участка, выявлять отказы в этих устройствах и передавать диспетчеру дистанции информацию о каждом отказе.

Система технического диагностирования позволяет с помощью непрерывной проверки элементов автома гических перегонных и станционных устройств выявлять отклонение фактических параметров элементов от нормативных. При отклонении технических параметров выше допустимых пределов вырабатывается и передается сигнал тревоги, сообщающий диспетчеру, какой элемент (лампа светофора, рельсовая цепь, источник питания) скоро откажет и что требуется вмешательство работника дистанции для замены элемента или его восстановления.

 

Структурная схема ЧДК

На рис. 8.1, а показана структурная схема ЧДК для сбора информации с перегонных установок и передачи ее на промежуточные станции и диспетчерский пост. Для передачи информации от сигнальных установок автоблокировки и АПС служит линия двойного снижения напряжения (ДСН).

При большом числе контролируемых объектов линию ДСН разрезают и информация с перегона передается на обе станции перегона. Контрольная информация передается в виде кодов на фиксированных частотах. На каждой сигнальной установке находится генератор камертонный ГК, вырабатывающий одну из 16 фиксированных частот в диапазоне 300—1500 Гц. На рисунке показано подключение генераторов ПС нескольких сигнальных установок перегона к линии ДСН. По одной линии ДСН можно контролировать до 16 сигнальных установок. Камертонные генераторы типа ГК5, ГК6 и ГКШ устанавливают в релейных шкафах автоблокировки и АПС. Каждый генератор вырабатывает частотные коды, с помощью которых передается вся контрольная информация с данной сигнальной установки. Генератор со штепсельным включением типа ГКШ применяют на сигнальных установках всех видов автоблокировки и АПС. В зависимости от вырабатываемой частоты применяют генераторы типов ГК6-1—ГК6-16.

На перегоне генераторы с более высокими частотами размещают по мере приближения к станции для того, чтобы (учитывая степень затухания) сигналы на более высокой частоте передавались на меньшее расстояние. В линии ДСН генераторы ГК включают параллельно реле ДСН.

При включении всех генераторов ГК в линию ДСН одновременно передается информация от сигнальных установок АБ и АПС всего перегона. От каждой сигнальной установки частотный кодовый сигнал передается по узкополосному каналу связи с частотным уплотнением. На станции от каждого принятого частотного сигнала через усилитель приемника УПДК и приемник ПК5 на табло дежурного по станции включается контрольная лампа. По режиму горения каждой лампы на табло определяется состояние контролируемого объекта на перегоне. Питание в линию ДСН подается от блоков питания ДСНП. На станции, к которой подключены выводы разрезной линии ДСН, установлено по два комплекта приемников и усилителей частотных кодовых сигналов контроля напольных устройств, прилегающих к станции перегонов.

Контрольная информация передается с промежуточных станций на центральный пост по физической линии диспетчерского контроля. По этой линии организовано 16 узкополосных частотных каналов. Каналы 1—15 используют для передачи информации с 15 промежуточных станций на пост диспетчера, а 16 канал для передачи импульсов синхронизации.

Контрольные вопросы:

1. Для чего осуществляется смена направления на однопутном перегоне?

2. Для чего необходимо контролировать свободность перегона при смене направления?

 

Тема 44. Кодирование контрольной информации

В управляющие цепи генератора ГКШ  включены контакты реле: О и ОД — контролирую т целостность основной и дополнительной нитей лампы красного огня; А, А1 — контролируют отсутствие основного и резервного питания переменным током; ДСН — контролирует неисправность цепи двойного снижения напряжения; Ж1 и ОИ — контролируют неисправности в работе дешифратора. При свободном состоянии блок-участка и отсутствии неисправностей фронтовыми контактами перечисленных реле образуется псрсмьгчка 53-61 генератора ГКШ. В линию посылается непрерывный частотный код. На промежуточной станции гаснет контрольная лампа на табло аппарата дежурного по станции. Если блок-участок занят, то реле Ж1 обесточено, реле ОИ возбуждено, цепь питания генератора выключена. Частотный код в линию не посылается. На аппарате дежурного по станции непрерывно горит контрольная лампа занятости блок-участка.

При неисправности схемы дешифрации реле Ж1 обесточено, реле ОИ работает как обратный повторитель реле И в режиме кодов КЖ, Ж, 3, поступающих по мере удаления поезда от данной сигнальной установки. Через контакт реле ОИ замыкается перемычка 53-61 с периодичностью одного из сигнальных кодов. В линию посылаются частотные коды, соответствующие обратным значениям кодов AЛC. По горению контрольной лампы на табло дежурный по станции определяет характер повреждения.

С момента освобождения блок-участка реле И и ОИ работают в импульсном режиме. Генератор выдаст контрольный код, соответствующий режиму работы реле ОИ. По истечении 3—4 с после начала импульсной работы реле И, ОИ возбуждается реле Ж1 и фронтовым контактом замыкает цепь непрерывного питания генератора. В линию начинает поступать непрерывный частотный сигнал свободности блок-участка, лампа на табло дежурного по станции гаснет. При перегорании основной или дополнительной нитей красного огня тыловым контактом реле О (ОД) замыкаются перемычки 53-31 и 41-43. В линию подается частотный код, состоящий из импульсов длительностью 0,3 с и интервалов длительностью 1 с. Непрерывность горения лампы красного огня контролируется как при свободном, так и при занятом блок-участке.

В случае отсутствия основного питания реле А обесточено. При повреждении цепи двойного снижения напряжения реле ДСН обесточится и в линию посылается частотный код.

На переездной установке для расширения объема передаваемой контрольной информации устанавливают два генератора ГКШ. В схему управления генераторами включены контакты: общего огневого реле О, контролирующего работу огневых реле красных огней переездных светофоров AOl, А02, Б01. Б02, огневых реле заградительных светофоров 10,20 и фиксирующего перегорание одновременно обеих ламп красных огней светофоров А, Б, а также каждой лампы в отдельности у заградительных светофоров; повторителя огневого реле ПО, фиксирующего перегорание в отдельности каждой лампы красного огня переездных светофоров; управляющего реле У, фиксирующего закрытие автошлагбаумов; реле ЗУ. фиксирующего закрытие шлагбаумов (при вертикальном положении брусьев шлагбаумов оно обесточено); аварийных реле А, А1 основного и резервного питания переменным током; общего повторителя ПА аварийных реле; реле двойного снижения напряжения ДСН1, реле контроля исправности комплекта мигающих реле КМК, КМКП.

Частотные кодовые сигналы передаются от генератора Г1 таким образом. На участке приближения поезда нет. Все лампы красных огией переездных светофоров и лампы заградительных светофоров исправны, реле О под током, переезд открыт, код в линию не поступает. Поезд находится на участке приближения, переезд закрыт, реле У обесточено. Все лампы переездных и загради тельных светофоров исправны, реле О под током, в линию поступает частотный код (позиция 1).

Контрольные вопросы:

1. Назначение схемы смены направления?

2. Какие цепи используются в данной схеме смены направления?

3. Кто осуществляет смену направления?

4. Какие реле на сигнальной точке осуществляют смену направления

Тема 45. Построение кодовых сигналов Пр.№5

Тема: Построение кодовых сигналов системы ЧДК

 

Цель: Изучить работу генераторов ГКШ и ГК-6

 

Задачи работы:

1. Рассмотреть работу схемы ГКШ

2. Изучить схему построения кодов

 

Приборы и оборудование:

1. Схема АПС

2. Схема ГКШ

Порядок выполнения работы:

1. Описать контроль схемы АПС

2. Описать работу схема ГКШ

 

Содержание отчета:

1. Описание контроля схемы АПС символическом виде

2. Описание работы схемы ГКШ символическом виде

3. Ответы на контрольные вопросы

 

Контрольные вопросы:

1. Назначение ЧДК

2. Какие виды кодов генерирует ГКШ

3. Применение ГК-6

4. Какие неисправности контролирует ГКШ

 

Тема 46. Генератор ГКШ

Характеристики генератора. Генератор ГКШ  размещен в корпусе реле типа НШ; имеет штепсельное включение; питается от сети переменного тока напряжением (14 +2) В частоты 50 Гц или от источника постоянного тока напряжением (12 +1,5) В; ток, потребляемый генератором, не превышает 90 мА. Изготовляют 22 типа генераторов ГКШ. Для системы ЧДК используют генераторы типов ГКШ1—ГКШ15.

Частоту генерирует задающий каскад генератора, собранный на транзисторе VT1, который включен по схеме с общим эммитером. В цепь положительной обратной связи транзистора включен камертонный стабилизатор частоты ГФЗ. Задающий каскад связан с усилительным каскадом через согласующий трансформатор Т1. Усилительный каскад выполнен на транзисторах VT2 и VT3, соединенных по двухтактной схеме. Генератор питается от выпрямителя В, на выходе которого включен сглаживающий конденсатор Сс. Частотные кодовые сигналы вырабатываются мультивибратором, выполненным на транзисторах VT4 и VT5. Управляющий транзистор VT6 повторяет работу транзисторов мультивибратора, открывает или закрывает транзисторы VT4 и VT5. Мультивибратор может быть включен по симметричной или несимметричной схеме. При симметричной схеме мультивибратор вырабатывает импульсы и интервалы одной длительности.

Включением в базовые цепи транзисторов VT4 и VT5 дополнительных резисторов и образуется несимметричная схема мультивибратора, в которой импульсы и интервалы вырабатываются разной длительности. В управляющие цепи генератора включены контакты основных реле: С1 — сигнального (для контроля свободного состояния блок-участка); КО — огневого красного огня светофора; А — аварийного; ДСН — двойного снижения напряжения. Коммутацией выходов 41,42 и 43 генератора изменяется длительность импульсов и интервалов сигнального кода.

Генератор начинает работать при подаче напряжения питания на вход 31 через тыловой контакт одного из реле, включенного в цепь управления. При этом открывается транзистор VT5. Ток, проходящий через него, создает падение напряжения на резисторе 6, под действием которого открывается транзистор VT6. Через открытый транзистор VT6 напряжение источника питания подается на эмиттеры транзисторов VT2 и VT3, и генератор включается. На его выходе появляется импульс кодовой посылки, который поступает в линию ДСН—ОДСН.

 

При опрокидывании мультивибратора транзистор VT5 закрывается, a VT4 открывается. Ток через резистор 6 не протекает, и транзистор VT6 закрывается. Транзисторы VT2, VT3 не получают питания, генератор выключается и наступает интервал кодовой посылки. Каждое устойчивое состояние мультивибратора при симметричной схеме включения определяется временем разряда конденсаторов, включенных в базовые цепи транзисторов. При несимметричной схеме время разряда конденсаторов изменяется благодаря подключению дополнительных резисторов Rд1, и Rд2,. На выходе генератора транзистор включен через защитные резисторы и конденсаторы С31 и С32, которые защищают трансформатор от подмагничивания постоянным током. Питание генератора стабилизировано стабилитроном VD и балансовым сопротивлением Rбал

Контрольные вопросы:

1. Назначение ЧДК

2. Какие виды кодов генерирует ГКШ

3. Применение ГК-6

4. Какие неисправности контролирует ГКШ

 

Тема 47. Исследование работы генератора ГКШ Л.№12

Тема: Исследование работы генератора ГКШ

 

Цель: Изучить работу генераторов ГКШ и ГК-6

 

Задачи работы:

1. Рассмотреть работу схемы ГКШ

2. Изучить схему мультивибратора

 

Приборы и оборудование:

1. Схема ГКШ

Порядок выполнения работы:

1. Описать работу схема ГКШ

 

Содержание отчета:

1. Описание работы схемы ГКШ символическом виде

2. Ответы на контрольные вопросы

 

Контрольные вопросы:

1. Назначение ЧДК

2. Какие виды кодов генерирует ГКШ

3. Применение ГК-6

4. Какие неисправности контролирует ГКШ

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: