На уроках литературы в школе

1.1. Роль и значение образовательных технологий
в современном учебном процессе
.

Отличительной особенностью современного общества является рост объёма информации и воздействие Интернета на человека, затрагивающие все сферы общественной жизни, в том числе и образование, так как данные факторы бесспорно влияют на формирование личности человека.

Следовательно, изменилась структура и содержание процесса образования. В этих условиях появилась необходимость переосмысления и совершенствования существующих методов, средств, технологий обучения и воспитания с целью формирования навыков самостоятельного критического мышления, способности к рефлексии, умений концентрироваться, сосредотачиваться на своих мыслях, абстрагировавшись от внешних раздражителей, чем, безусловно, необходимо владеть прежде всего в условиях избытка информации.

В связи с этим современное школьное образование нуждается в всё большем применении таких технологий обучения, которые способствуют развитию критического мышления, формированию способности к рефлексии и пр. Развитие перечисленных выше навыков у школьников происходит наиболее эффективно в результате применения интерактивных технологий обучения, разработанных методистами, «в которых ученик выступает в постоянных флуктуирующих субъектно-объектных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом» [1, c. 816].

Характерным признаком и основой интерактивной технологии обучения является взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленное на продуктивную, творческую деятельность обучающихся. К интерактивным технологиям относятся дискуссии, кейс-технологии, тренинги, ролевые и деловые игры, проектная деятельность, технология развития критического мышления.

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам литературы.

Виды образовательных технологий:

1) Технология дифференцированного обучения – организация обучения с учетом уровня обучаемости, интересов и индивидуальных особенностей учащихся. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например: 1) составление текстов диктантов; 2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу; 3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр); 5) работа с дополнительной литературой; 6) проверка индивидуальных заданий; 7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе. Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.

2) Технология группового обучения – организация обучения в микрогруппах разного типа.

3) Технология мастерских – организация обучения учащихся в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности школьников.

4) Технология проблемного обучения – организация обучения, предполагающая создание проблемных ситуаций и деятельность учащихся по их разрешению.

5) Технология развития критического мышления через чтение и письмо – организация обучения, направленная на развитие критического мышления учащихся за счет их работы с различными источниками информации (тексты, параграфы учебного пособия, видеофильмы, лекции учителя).

6) Проектная технология – организация исследовательской деятельности учащихся, индивидуальной или групповой, предусматривающей достижение результата, оформленного в виде конкретного «продукта».

7) Игровые технологии – организация процесса бучения в форме различных педагогических игр. Например, КВН, «Что? Где? Когда?», Поле чудес, эстафета-турнир и др.

8) Информационно-компьютерные технологии – организация обучения с использованием компьютера.

9) Технология логических опорных сигналов (ЛОС), или технология логических опорных конспектов (ЛОК) – организация обучения с использованием различного вида структурно-логических конспектов, таблиц, схем и т.д.

10) Тестовые технологии – организация обучения с помощью тестов различного типа, используемых для контроля и оценивания развития учащихся.

11) Технология «Портфолио» -- организация обучения, предусматривающая создание каждым учащимся коллекции работ, демонстрирующих его усилия, прогресс и достижения в определённой области.

Не стоит забывать, что интерактивные технологии требуют от учителя умения выступать в различных ролях: в роли информатора-экперта (излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.), организатора-фасилитатора (он налаживает взаимодействие обучающихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.), консультанта [2].

Таким образом, применение технологии интерактивного обучения в образовательном процессе позволяет решить задачу развития познавательных навыков школьников, умения самостоятельно совершенствовать свои знания, ориентироваться в информационном и социальном пространстве, самореализовываться в учебной деятельности. При этом информация усваивается студентами не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов, чего требует так называемое «клиповое» мышление у поколения современного школьника.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что применение современных интерактивных технологий в обучении способствует развитию таких мыслительных операций, как анализ, конкретизация, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация и категоризация; формируются коммуникативные навыки, навыки самостоятельной организации учебной деятельности. Интерактивные технологии способствуют активизации когнитивных процессов у школьников, развивают коммуникативные навыки, необходимые в процессе общения с преподавателями и между собой, навыки коллективного взаимодействия, также обеспечивают деятельностный характер обучения; помимо этого, способствуют развитию таких качеств, как умение анализировать, прогнозировать развитие ситуации, формулировать и высказывать свою позицию, адекватно воспринимать и оценивать информацию; способствуют реализации возможности творческого поиска путей решения проблемы; оказывают значительное эмоциональное воздействие за счёт увлекательности, состязательности, творческого характера деятельности.

Из этого следует вывод, что в условиях современного информационного общества одним из условий эффективности образовательного процесса в школе является применение интерактивных технологий обучения. На уроках литературы перечисленными выше технологиями можно широко разнообразить образовательный процесс.

 

1.2. Технология развития критического мышления
через чтение и письмо на уроках литературы в школе
.

Из интерактивных технологий наибольшим воспитательным потенциалом обладает технология развития критического мышления школьников. Очень важно развивать данное качество со средней школы, так как критическое мышление – один из видов интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности, осознанным подходом к окружающему его информационному полю. Для критического стиля мышления характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание причинно-следственных связей, внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений, то есть все те свойства, которые необходимы для эффективной работы с информацией, её адекватного восприятия, понимания, умения выделять в ней основные смыслы.

Реализация технологии развития критического мышления происходит через организацию диалоговых форм работы, предполагающих активный обмен мнениями, таких, как дискуссия, дебаты, анализ ситуаций, игровые формы проведения занятий, конференции, лекция-диалог, проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками [3]. Существует ряд приемов, позволяющих развивать критическое мышление студентов на занятиях. К таким приемам относятся «Вопрошающие» паузы, INSERT, аргументированное эссе, конспектирование текста, рецензирование научной статьи [4].

Предлагаем вам систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения:

• Кластеры.

• Таблица «Инсерт».

• Прием «Общее – уникальное».

• Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».

• Стратегия «Фишбон».

• «Бортовой журнал».

Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:

• «Инсерт».

• Дневники: двухчастный и трехчастный.

• Чтение с остановками.

• Стратегия «Идеал».

Стратегии работы с вопросами:

• «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

• Таблица «ПМИ» или «ПМ?».

• Таблица «Сравнение источников».

Умение формулировать и решать проблемы:

• Стратегия «Фишбон».

• Стратегия «Идеал». Умение работать с понятиями:

• Прием «Выглядит, как… Звучит, как…»

• Синквейн.

• «Концептуальное колесо».

• Денотатный граф.

Умение вести аргументированную дискуссию:

• Таблица «перекрестной дискуссии».

Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного:

• Синквейн.

• Кластеры.

• Эссе и другие приемы рефлексивного письма.

• Прием «Общее – уникальное».

• Сводная таблица.

• Рамка.

• Двухрядный круглый стол.

Умения в области само и взаимооценки:

• Лист взаимооценки.

• Парная письменная взаимооценка.

• Градация.

• Совокупная оценка.

Умение планировать собственную учебную деятельность:

• Таблица «Верные – неверные утверждения».

• Вопросы «Верите ли вы?».

• Кластеры.

• Портфолио.

Коммуникативные умения:

• Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и многие другие)[5].

Этот список можно было бы продолжить. Как вы видите, каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов – осмысление – рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Как правило, творчество связывают с внезапным озарением, инсайдом, которому предшествует так называемый «инкубационный» период, когда человек накапливает информацию и размышляет. Определяя понятие «критическое мышление», можно выделить пять существенных признаков:

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, и носит индивидуальный характер. Это означает, что человек пытается самостоятельно, не зависимо от остальных, сформулировать какую-то идею или дать оценку ситуации.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Аргументация начинается с утверждения и подкрепления его основаниями (используемая идея, теория, система понятий). Затем следует цепочка рассуждений, приводящая автора к высказанному утверждению.

4. Критическое мышление всегда существует в ситуации полилога, дискуссии, оппонирования. Это не противоречит первому пункту, поскольку новая мысль, идея всегда «обкатываются» в дискуссии.

5. Критическое мышление осуществляется в ситуации реально значимой для человека, определяемой его потребностями и целями. Поэтому в логике критического мышления существует набор общих условий, создание которых необходимо для инициации осуществления учащимися критического мышления: предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления; давать возможность учащимся размышлять; предоставлять возможность знакомиться с различными идеями и мнениями; убедить учащихся, что они могут высказывать любые мнения, не рискуя быть высмеянными; помогать учащимся задавать вопросы; способствовать активной дискуссии; стимулировать рефлексию; выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения; ценить проявления критического мышления, развивая уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей; приучать их с уважением выслушивать мнения других учащихся.

Например, для реализации этих условий каждый учащийся должен научиться осуществлять, по крайне мере, несколько основных мыслительных действий: анализировать, описывать, сравнивать, приводить аргументы «за» и «против», применять для решения практических ситуаций, определять на что похоже. У каждого учащегося на столе может лежать кубик, на гранях которого написаны все перечисленные действия. Собственно технология состоит из трех основных стадий. Это – вызов, осмысление, рефлексия [6]. Стоит также отметить, что хотя проект и называется обучение чтению и письму технология может использоваться для учащихся любого возраста, начиная от начальных классов общеобразовательной школы и заканчивая студентами высших учебных заведений. Меняются лишь темы и используемый для их изучения материал.

Вывод: на урок прежде всего мы берём структуру технологии по развитию критического мышления, а именно стадии: вызов, осмысление, рефлексию; наиболее пристально заострив внимание на рефлексии, а также способы реализации данной технологии: беседу, дискуссию и оппонирование с аргументацией, можно использовать такие приёмы, как «Вопрошающие» паузы, конспектирование текста, диалоговую форму занятия, наводящие вопросы, лист взаимооценки, кластеры, представление материала в различных таблицах.

 

 

Глава 2. Теоретические основы изучения
рассказов Н.А. Тэффи в школе
.

2.1. Творческий портрет Н.А. Тэффи.

Н.А. Тэффи вошла в историю русской литературы как «королева русского юмора», автор юмористических рассказов первой волосы XX века, одна из ярких печатавшихся авторов и постоянная сотрудница как старого «Сатирикона», так и «Нового Сатирикона». Тэффи была необычайно известна в дореволюционной России, ещё при жизни.

В формировании её личности, а соответственно, и Тэффи как автора имели значение «культурные традиции семьи, южнорусской, дворянской, профессорской» [7, C. 219]. Её прадед, Кондратий Лохвицкий, масон во времена Александра I, увлекался литературой и писал мистические стихотворения. Отец Тэффи, Александр Владимирович Лохвицкий (1880–1884), был «хорошо известным в Петербурге адвокатом, оратором, профессором, автором научных трудов» [8, С. 3].

Надежда Александровна начинала работать именно в стихах (первый сборник – «Семь огней» (1910)). Творчество её того периода несколько диссонировало, с одной стороны, составляло мелодраматические стихи, славящие «тягучую страсть» [7, С. 217], затрагивающие преимущественно любовную тематику, содержащие несколько декадентские мотивы, с другой – это обличительно-сатирическая поэзия гражданско-общественного содержания, (стихотворение «Пчелка», «Патроны и патрон»), которая даже печаталась на страницах большевистской газеты «Новая жизнь». Тэффи тогда обращается к новым сатирическим жанрам: фельетон («Новые партии») и др. Этот творческий этап расширил жанровое амплуа Тэффи, до этого поэтессы, а после писателя: Надежда Александровна пробует писать малую прозу, определяющий её творчество жанр рассказ. Однако вскоре сотрудничество с «Новой жизнью» прекращается, и далее открывается более известный читателю этап творчества Тэффи, подаривший ей славу, – «сатириконовский».

В 1907 году, в Петербурге, Аркадий Аверченко с группой художников и литераторов основал журнал «Сатирикон», вскоре набравший популярность. Наряду с такими личностями, как поэт Саша Черный, художник Ре-ми (Ремизов), Тэффи составляет фундамент журнала. Этот период можно назвать наиболее плодотворным в её творчестве: выходят сразу два тома «Юмористических рассказов», один за другим выходят последующие сборники рассказов, её пьесы ставятся в театрах, её известь столько широка, что выходят духи и конфеты «Тэффи».

В отличие от поэзии Надежды Тэффи, прозу современники отмечали высоко. Корней Чуковский замечает одну из главных черт, определяющих её творчество, делающих её непохожей на других: «Конечно, Тэффи на десять голов выше Аверченко. Он нередко превращался в механический смехофон, она в лучших рассказах весела, человечна» [9, С. 1116]. Так, Вл. Кранихфельд о первом концептуальном прозаическом опыте Надежды Тэффи, «Юмористических рассказах» (1910-1911), писал в «Современном мире» в 1910 году: «Правильный и изящный язык, выпуклый и отчетливый рисунок, умение несколькими словами характеризовать и внутренний мир человека, и внешнюю ситуацию выгодно выделяют юмористические рассказы Тэффи из ряда книг, перегружающих наш книжный рынок.<...> Рассказы г-жи Тэффи разнообразны. Сюжеты для них она черпает отовсюду: в человеческой психике, в быте, в политической ситуации, в социальной обстановке – но везде она остаётся строгой реалисткой, сознательно чуждающейся какого бы то ни было касания иным мирам» [9, там же].

С течением времени Тэффи для большей части читателей-современников стала числиться среди смешащих авторов, преимущественно развлекательного характера. Так росло несоответствие взглядов на Тэффи и истинного содержания её творчества. Сатира Тэффи носила уникальный характер, она пронизана грустью (особенно если рассматривать творчество эмигрантского периода) и весьма острыми, логическими наблюдениями над реальностью.

Тэффи, как всякий истинно великий писатель, создала свой художественный мир, свою концепцию человека, свое развитие архетипов. Художественный мир отражает «бессмысленный и жесткий, жизненный механизм. Всё вертится, как на хорошей карусели, и чаще всего – против воли самого вертящегося… За комедийно-фантастической ситуацией возникает и ширится обобщение о мелочности и бессердечии обывателя» [7, С. 222]. Среди героев Тэффи мелькают перед нами разнообразные типы: дураки, женщины и т. д. Всё творчество Тэффи наполнено «маленькими» людьми. Необычны и герои, изображаемые писателем, их жизненные ситуации. Её герои прежде всего – «маленькие» люди, представляют собой весьма пёстрые ряды: от полицейских, до женщин, до продавщиц, детей, кухарок, мужей, жён, нянек, гимназистов и гимназисток и др., и каждый герой переживает свою, (маленькую?) трагедию. Изображаются персонажи дореволюционной России или русские эмигранты. Самым ярким типом в творчестве Тэффи является тип героя-чудака. Очень часто, особенно в рассказах 30-х гг мы наблюдаем мотивы крушения их маленького мира. Почти все герои Тэффи несчастны, кто-то более, кто-то менее. Дилемму, своего рода едва заметную антитезу мира «своего» и «чуждого», «чужого», а также негативное влияние этого «чужого» мира на «свой» мир каждого героя. Также мы можем заметить отожествление людей со зверьми, звери является одной из характеристик героев. Не всегда всем персонажам, даже ключевым, Тэффи даёт имена или даже прозвища, чаще всего они представлены как носители социальной функции (в рассказе «Неживой зверь»: имя дано лишь героине, маленькой девочке Кате, а прозвище имеет лишь её игрушка, – баран).

В 1920 году Тэффи по стечению случайных обстоятельств оказывается за границей, в Париже. В её творчестве, как и у прочих русских эмигрантов, может, не так ярко, всеобъемлюще, как, допустим, у А. Н. Вертинского, так печально и горько, как у И. А. Бунина и пр. звучит тема родины, ностальгии: «Ни во что мы не верим, ничего не ждём, ничего не хотим. Умерли. Боялись смерти большевистской, и умерли смертью здесь» [7, 233]. Постепенно сатира уходит из творчества Тэффи и заменяется философскими размышлениями. Писатель начинается обращаться к мемуарной прозе.

 

2.2. Этапы творчества Н.А. Тэффи. Место рассказа «Жизнь и воротник» в творчестве Тэффи.

Первый этап. Доэмиграционный. На этом этапе в творчестве Н.А. Тэффи присутствуют саркастические, едкие интонации более всего, нежели в произведениях последующих периодов творчества писательницы. Предметом её изображения становятся маленькие люди: чиновники, кухарки и т.д., однако характерно отметить, что изображаются всё-таки преимущественно женщины. Этот период характерен тем, что здесь звучат самые разнообразные мотивы, так как Тэффи только пробует писать. Поднимаются социальные темы, звучат социальные и фантастические мотивы. Тэффи обращается к фантастическому, к гротеску, но, что характерно, в произведениях звучат и семейная тематика, и отчасти в некоторых произведениях политическая. Слава Тэффи растёт. Тэффи становится знаменитой писательницей, в честь неё выпускают духи и конфеты, Николай Второй предпочитает Тэффи прочим писателям современности.

Рассказ "Жизнь и воротник" создаётся на данном этапе творчества писательницы, был опубликован в сборнике "Тонкая психология", куда вошли произведения 1904–1911 годов. Неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно в творчестве Тэффи дореволюционного периода. Как и многие ее произведения тех лет, он основан на сравнении, как следует из заглавия. Здесь сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь. Рассказ начинается с рассуждения о том, что "человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами". Автор рассказывает историю о том, как купленный героиней "крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой" стал управлять ее жизнью, пока окончательно не разрушил ее.

Второй этап. От начала эмиграции до Второй мировой войны. В прозе и драматургии Тэффи второго, самого широкого в изображенных мотивах периода, периода эмиграции, заметно усиливаются грустные, даже трагические мотивы: мотив тоски по прошлому, ощущение крушения надежд, растерянность и неприкаянность русского человека за границей. Тональность рассказа Тэффи всё чаще соединяет в себе жёсткие и примиренные ноты. Ностальгия и Печаль, одиночество — основные мотивы её творчества 1920-40-х годов. Описывается эмигрантский быт. Верх берёт семейно-бытовая тематика, которая становится главенствующей. Тэффи активно читают русские эмигранты.

Третий этап. От Второй мировой войны до смерти в 1952. Всё чаще поднимается философская проблематика, тема ценности человеческой жизни, тема любви, жизни и смерти. В последнем сборнике Тэффи совсем отказалась от сарказма и сатирических интонаций, частых как в её ранней прозе, так и в произведениях 1920-х годов. Много в этой книге «автобиографического», настоящего, что позволяет назвать его последней исповедью великой юмористки. Она в очередной раз переосмысливает ушедшее, пишет о своих земных страданиях последних лет жизни, появляется мотив вечного, мотив старости и заката человеческой жизни.

Вывод: на уроке мы заострим внимание на том, что рассказ «Жизнь и воротник» содержит в себе саркастические ноты, присущие раннему творчеству писательницы, звучит социальная тематика, звучит едко. Но, несмотря на злорадность тона, улавливается основная черта, присущая комизму Тэффи, – грусть, необычайная тоска, смех сквозь слёзы. Произведения Тэффи отличаются глубиной, трагизмом.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: