а) временно отсутствует единство среди членов коллектива, выясняя требования данного коллектива, одни удовлетворены и готовы действовать в соответствии с ними, другие стремятся уклониться от них, так как данные требования противоречат реально существующим потребностям и интересам.
б) группы и отдельные члены коллектива находятся в скрытом напряжении между собой
в) наблюдается напряженность во взаимоотношениях между ребятами с различной нравственной направленностью, между физически слабыми и сильными ребятами, между мальчиками и девочками,
г) может возникнуть конфликт потребностей, ценностей, мотивов.
д) наиболее интенсивное общение происходит внутри групп.
Структура коллектива.
Сформирована официальная структура коллектива; она действует формально. Происходит разделение на группы по однозначным мотивам, ценностям, интересам.
5.Педагогические задачи деятельности вожатого:
· анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений. Способствовать единству отряда
· вызвать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства. Это состояние можно вызвать только при условии, что единство было в оргпериод до конфликта; хоть один единственный раз.
· вывести противоречия из сферы неофициальных отношений на арену общественного мнения,
· добиться единства оценок и мнений в коллективе по основным вопросам его жизнедеятельности,
· обязательно конкретизировать законы жизни;
· помочь ребятам в определении перспектив их коллективной деятельности, возможна перепланировка деятельности или актуализация прежнего плана. И эта деятельность должна быть интересна для всех;
· способствовать успеху этой коллективной деятельности
· склонить в свою сторону лидеров групп.
6.Наилучшие условия педагогического руководства: на обсуждениях событий жизни коллектива (сборах, вечерах, разговорах) сочетать педагогическое руководство с созданием атмосферы откровенности, в которой каждому предоставляется возможность высказывать свою точку зрения
Необходимые условия для успешного выхода из кризиса:
- умение педагога анализировать и прогнозировать ситуацию;
- умение найти подходящий момент для решающего разговора;
- умение педагога вести демократичный разговор, направляя его в русло главной идеи объединения, человеческих отношений и уводить ребят от мелочей;
- позиция педагога, как защитника тех, кто страдает от одиночества, отсутствия единства и нетерпимая позиция по отношению к эгоизму, хамству, равнодушию;
- умение педагога определить те общие идеи, которые разделят все в отряде: внимание друг к другу, забота друг о друге, человеческое достоинство, желание быть полезным, снисходительность к особенностям характера каждого и т.д.;
- умение определить актуальную деятельность, обязательно коллективную, в подготовке которой должны быть задействованы все, обязательно творческую, обязательно привлекательную для каждую и необходимую для всех. Другими словами, необходимо смещение мотивов деятельности с потребления на созидание, на творчество – в этом суть методики решения конфликтов в коллективе.
6.Содержание иформыдеятельности коллектива: основное внимание уделяется работе с группами. Перед коллективом ставиться привлекательная для всех групп цель, перспектива. Содержание деятельности обогащается с учетом возможности участия в ней всех групп. Необходимо сочетать групповые и коллективные формы работы: соревнования с другими отрядами или между группами, где ребята могут добиться первых успехов.
Условия, при которых задачи решаются лучшим образом
1. Создание атмосферы откровенности на обсуждениях.
2. Возможность высказывания своего мнения.
3. Предвидение того, как это может произойти.
4. Прогнозировать то, к чему вы приведете детей.
5. Четко знать то, что осудят все.
Итоги и показатели успешной деятельности
-Принятые новые, конкретные законы жизни и отношений или актуализированы и конкретизированы те, что уже были составлены, но бездействовали.
-У всех есть желание и воля к единству и участию в предстоящем коллективном деле и организационно обеспечен успех задуманной деятельности.
-Группы и отдельные ребята начинают осознавать себя, как часть единого целого.
Основной период






