Принципы формирования временного детского коллектива

В формировании коллектива важнейшая роль принадлежит педагогу-вожатому. Ребята приступают к работе со смешанными чувствами: надежды и опасения уравновешивают друг друга. С одной стороны, члены коллектива надеются на то, что им будет интересно и они узнают много нового. С другой, новый коллектив всегда вызывает определённую неуверенность. Возникает множество вопросов: Легко ли мне будет общаться? Примут ли меня ребята? Смогу ли я проявить себя? Насколько сильной будет конкуренция в группе? Возникают также вопросы, относящиеся и к руководителю группы: Компетентен ли этот человек? Интересно ли с ним? Воспримет ли он меня должным образом? Сможет ли он сплотить группу? Все эти сомнения отражают противоречивые чувства членов коллектива. Вожатому также есть о чём задуматься. Потребности ребят не бывают однозначными, они всегда парадоксальны: они одновременно хотят быть частью группы и сохранять свою свободу; хотят, чтобы их любили и чтобы они могли оказывать влияние; надеются, что вожатый будет вести и защищать их, но хотят сохранить за собой право оценивать его; полагают, что будут играть по определённым правилам, и при этом испытывают потребность действовать спонтанно.

Детский коллектив, проходя все этапы, изменяется, а у ребенка изменяется чувство коллективности. Вначале оно выражено в том, что ребята просто стараются быть вместе, потом простое совместное времепровождение перестает быть главным, они ищут общие дела и хотят их сделать так, чтобы получить удовлетворение. Потом коллективизм уходит во внутрь каждого ребенка, становиться неотъемлемой чертой личности. В этом случае он измеряется не количеством, совместно проведенного времени, а личным вкладом каждого, чувством ответственности за своих товарищей, проявленной инициативой.

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

1 период.   Первоначальное сплочение группы (организационный период) - поиск своего места

               а) адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения;

               б) период кризиса в отношениях.

2 период. Период морально-волевого напряжения, связанного с общей деятельностью (основной период) - отождествление себя с компанией и творческой группой

            а) деловые отношения, связанные с общей деятельностью;

            б) творческие отношения.

3 период. «Присвоение» ценностей коллектива (заключительный период)

             а) межколлективные отношения

             б) идейное единство отношений

             в) гуманистические отношения

Организационный период




double arrow
Сейчас читают про: