Таблица 1. Характеристика систем организации обучени

Организационная система обучения Основоположник (представители) Преимущества Недостатки
Классно-урочная система Утверждение классно-урочной системы обучения относят к деятельности страсбургской школы Иоганнеса Штурмы (1538). В дальнейшем теоретическое обоснование системе дал Я. А. Коменский; впоследствии система была развита и дополнена К. Д. Ушинским. 1) Усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно.   2) Возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности.   3) Облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны.   4) Присутствует строгая организационная структура.   5) Экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся.   6) Создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности. 7) Воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуальной работы с отдельными учащимися. I. Необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки).   II. Ориентация на «среднего» ученика.   III. Невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если позволяют его умственные способности.   IV. Затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала.
Белл- ланкастерская система Её разработчиками стали независимо друг от друга доктор Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер. При взаимном обучении ученики быстрее, чем в обычных школах, овладевали навыками письма, чтения, счета. Это позволяло при малом количестве учителей организовывать массовое обучение. - Белл-ланкастерская система оправдывала себя там, где не хватало учителей, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования, потому что со старшим учеником всегда можно было договориться. - Поэтому ее перевели в систему малокомплектных школ в селах, где учитель учил два-три класса одновременно.
Батовская система Джон Кеннеди. - Учёт индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей. - Приобретение учениками прочной системы знаний, умений и навыков. - Преодоление возможного отставания одних учеников от других. - Формирование способности самостоятельно добывать знания. - Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка. - Пробуждение интереса к изучаемому предмету и к учебному труду в целом. - Освобождение учителя от чрезмерной нагрузки. - Возможность для педагога более продуктивно работать с классом, равномерно распределяя своё время между всеми учениками. - Возможность охватить образованием как можно большее количество детей. - Ориентация на «среднего» или «слабого» ученика. - Неодинаковые условия и требования к разным ученикам. - Большие временные затраты на достижение поставленных задач. - Недостаточная управляемость - Необходимость привлекать дополнительных педагогов в качестве помощников.
Мангеймская система Йозеф Зиккингер - Повышение эффективности обучения. - Меньше социальных расслоений в классах. - Облегчение работы учителя. - У одарённых детей не было возможности и желания полениться. - учебный процесс под них не подстраивался - Неточность диагностики. - Сложно попасть в другой класс. - Дискриминация детей с низкими и очень низкими способностями. - иерархия
Дальтон-план Хелен Паркхёрст. - приспособление темпа обучения к реальным возможностям учеников, - учет их индивиду­ альности, - развитие самостоятельности и инициативы, - умения пла нировать работу. знания учеников были мало систематизированы, часто фрагментарны, преобладает индивидуальная работа ученика над групповой и коллективной, а отчет о выполнений заданий организуется часто одним или несколькими учениками то имени всей группы.
План Трампа Возник в 1960-е гг. XX в., назван, по имени разработчика американского профессора педагогики Л. Трампа. - индивидуальная работа с учениками, - проведение лекционно семинарских занятий. - При практической реализации уровень научных знаний, заданный на лекциях, часто не находил дальнейшего продолжения на других занятиях - Многие ученики немогли определиться в своих учебных интересах

Запишите в глоссарий основные понятия темы: форма организации обучения, урок, учебная экскурсия, семинар, школьная лекция, практикум, методы обучения.

Форма организации обучения - это способ организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности участников обучения, которую педагог может использовать для оказания образовательно-воспитательного воздействия.

 Урок -форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

 Учебная экскурсия -это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

 Семинар -форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты.

 Школьная лекция -это систематическое изложение учебного материала учителем в течение урока, в процессе которого осуществляется анализ фактов, их обобщение, при этом преобладают рассуждение и доказательство в объяснении учителя.

Практикум -особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-нибудь предмета, практическое занятие по какому-нибудь учебному курсу, преим. в высшем учебном заведении.

 Методы обучения -способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: