Автор в привычной манере начинает с рассуждения, каким феномен времени являлся для варваров, затем переходит к ср. векам

В аграрном обществе время определялось природными ритмами. Календарь отражал смену времен года и последовательность сельхоз. сезонов. Автор приводит в пример названия месяцев (Месяц сбора яиц, месяц баранов и т.д.), которые отождествляются с сельхоз. работой.

Также у варваров наблюдается тесная связь времени и человеческого рода. Время правления хорошего короля – доброе, когда в стране хорошие урожаи, царит мир, а дурное, если в стране неурядицы, голод и неурожай.

Время регулируемое природными циклами влияло на сознание людей. Они наблюдали за вечным повторением состояний в природе, для них важным было не изменение в мире, а повторение.

Хронологии не было, события привязаны к поколениям людей (Для определения последовательности событий). Автор называет такое время – родовым или семейным временем.

Культ предков также был связан с отношением древних людей к времени. Предок мог родиться в одном из своих потомков – в пределах рода передавались имена и вместе с тем внутренние качества их носителей. Прошлое возобновлялось, потом повторял качества своего предка. -> представление о цикличном времени.

Все три времени (Прошлое, настоящее, будущее) расположены в одной плоскости. Возвратиться к минувшим временам и оказать воздействие на будущее можно при помощи магии. (Прорицать будущее) Будущее время – судьба. Время реально и вещественно, поэтому боги при сотворении мира разделили время (Как и мир: вниз, середина, верх) на три части: прошлое, настоящее, будущее. Время для человека варварской эпохи – одна из стихий, материал на станке богов.

Для варвара, чтобы определить время нужно лишь следить за небом (не было приборов), время связано с природой, с жизнью. (Нап. Трудовые занятия прекращаются не по часам, а когда солнце заходит за горизонт). Временем измеряется длина пути (- Как далеко находится город? – В 20 днях отсюда)

Переход от язычества к христианству сопровождался существенной перестройкой всей структуры временных представлений в ср.век. Европе. Но языческое отношение ко времени не исчезло, оно всего лишь было оттеснено на задний план. Языческий календарь был использован христианами, церковные праздники соотносились с ранее языческими.

Ориентировка времени была совсем иной, часы ли отсутствовали, либо были у ограниченного числа людей (До XIII-XIV в.). Например, монахи считали время по прочитанным псалмам. Также церковью сутки были поделены на 7 частей (7 раз били в колокол за день). Время контролировалось духовенством. (Время не визуально, а по звуку).

В средние века Минута как отрезок времени – не воспринималась, как и час. Основными отрезками времени были – Год, сезон, месяц, день.

В каждой местности время воспринималось по своему.

Ночь средневековыми людьми воспринималась как время зла и дьявола, в противоположность к дню, времени Бога и света. Церковь боролась с этими представлениями, но безуспешно (С тем что ночь – зло).

Нужно также понимать, что средневековое время было очень тесно привязано к природе, т.к. сельхоз. общество. (Аграрный календарь).

В отличие от цикличного времени варварского периода, христианское, средневековое время отличалось библейской линейностью, история человечества состояла из 3-х моментов: Начало, Кульминация, Завершение жизни рода человеческого. (Начало – грехопадение Адама, конец – Страшный суд).

У истоков христианской философии времени стоит – Блаженный Августин, он отверг циклизм древних. Эллинское восприятие времени не знает никаких «до» и «после», все повторяется в «великом году». (Например, как Платон учил своих учеников в Афинах в одно время, это событие множество раз повторялось и будет повторяться с течение великого года, он заново будет произносить одну и туже речь бесконечно раз, т.к. время циклично). Эсхатология библии разрушила эти представления, т.к. время – конечно.

Августин задается вопросом: Что есть время? И не может дать ответ, остается только молить Бога чтобы выяснить этот феномен..

Далее автор рассуждает о времени у разных философов античности: Платон, Плотин, Аристотель и среденевековых философов. Вообще в этой части работы Гуревича, он пытается проанализировать мышление мыслителей древности (И ср.вековья).

Самое главное, что идеи Августина сильно повлияли на принципы средневековой историографии. (История – вечная борьба между добром и злом).

Далее Гуревич приводит в пример историю у Беды (Бэды) Достопочтенного, как феномен церковной истории. Бэда воспринимает историю как процесс повторяющихся моделей, где нет никакого развития. Библейская история по его мнению продолжается и в его время, Григорий Турский описывал историю франков также в этом ключе. -> Средневековое духовное мышление

Аристотель считал что вневременностью обладают только боги, Фома Аквинский утверждал, что вневременностью обладает – все. (прим. На всякий случай вписал).

Время Библии оно вечно, оно движется параллельно с настоящим временем, мифологическое время все время здесь (События из Нового завета). Христос родится, рождается и родился (Петр Ломбардский).

В средневековье присутствовало пессимистическое понимание времени, самые лучшие времена – позади. Люди все время находились в состоянии приближающегося конца света. Каждый день все хуже и будет лишь хуже. (Прим. Что-то это напоминает)

Всякое изменение неизбежно ведет к упадку, ценность имело прежде всего старое.

Эпоха возрождение – не эпоха чего-то нового, а возвращение к старому. (Мысль о том что древние намного лучше современных).

Особенностью средневекового мышление является отражение Новозаветной эпохи (после рождества Христова) с Ветхозаветной, события н.э. зеркально отображают уже прошедшие, библейские сюжеты до н.э.

Человек не властен над временем, потому что оно – собственность Бога.

Создание механизма для измерения времени породило условия для выработки нового отношения к нему – как к однообразному, униформированному потоку, который можно подразделять на равновеликие бескачественные единицы.

На праве страна строится… (конспект 47% работы)

Историки мало внимания уделяют рассмотрению права как категории картины мира ср.в. человека.

Положения человеческой личности находит отражение в нормах права и в их интерпретации. Все формы человеческой деятельности в феод. Обществе были подчинены правилам, отступление от которых возбранялось и осуждалось. Традиционализм и религиозность порождали всеобщую нормативность поведения человека.

Гуревич сравнивает европейское право, которое было отделено от религии (Церковное и светское) и арабское право, которое являлось одним целым с религией. Автор также рассматривает право в Китае, где оно не регулировало поведение индивида. Для этого существовали определенные предписания (Конфуцианство). Закон по мнению др. китайцев не может учесть всего многообразия конкретных ситуаций, поэтому законы – зло (Они субъективны), поэтому государство должно относится к своим подданным не по праву закона, а как к своим детям, а подданные к государству как к своим родителям.

Правовое государство относится именно к Европейской цивилизации.

Концепция права, преобладающая в том или ином обществе, в конечном счете упирается в положение человеческой личности в этом обществе.

Доброе, старое право

Опять начало главы с эпохи варварства.

В варвар. обществе право и мораль совпадают или близки. (Право не только наказание, но и нравственные императивы).

Право воспринималось германцами как нечто связующее между людьми. Право – основа человеческого общежития.

Рассматривается филологическое значение права в Скандинавии, Англии. Riht – в англии, log – германцы, обозначение всеобщей связи людей.

В варварском обществе человек уже рожд. с определенным правом – он принадлежал либо к роду знатных, либо к потомкам зависимых (Права соотв. Соц. Категории)

Принадлежность к социал. разряду или строю определяет поведение индивида. Любой поступок исходит из строгих предписаний к твоей группе.

Люди высокого статуса были «благородными», «лучшими», люди низкого статуса считались «меньшими», «худшими».

Христианизация варваров являлась трансформацией социального строя. Церковь принесла большие перемены в право. 

Варварское право не было полностью изжито.

Акт крещения – превращение животного человека в христианина. Член сообщества не homo naturalis, а homo Christianus. Крещение налагало на индивида правовые обязательства. Право – не создается людьми, оно – Божье установление.

Особенность христ права является иерархия. Высшее положение занимает – монарх, он подчинен только Богу. Но монарх ответственен перед церковью, т.к. только церковь несет божью волю. Оскорбить монарха – оскорбить Бога.

Право не может быть нововведением – оно существовало всегда, как вечная справедливость. Право не вырабатывается вновь, его «ищут» и «находят». Старое право значило – доброе, справедливое право. Великие законодатели средневековья не творцы законов, они лишь отыскали старое право.

Правитель должен заботиться о существующем праве, быть милостливым и справедливым. Народ может низложить монарха, если тот нарушил право, но не менять форму правления! Должен быть избран новый монарх.

Право независимо от монарха. Люди вправе восстать против него, они лишь верны ему при определенных условиях, а не подчинены.

Право и обычай

Люди в средневековье характеризовались прежде всего своим правовым статусом. Обычно статус был наследственным и доставался от отца к сыну. Государь мог пожаловать новые права и привилегии тому или иному лицу.

Все социальные категории были также и правовыми категориями. Вес человека определяло не его имущество, а какими правами он обладает.

Первыми памятниками права с ср. вековой Европе правовые уложения варварских племен, расселившихся по территории бывшей Римской империи.

Старинный обычай всецело господствует. Старинные положение часто не согласовывались с новыми нормами, но они почитались как святые.

У людей средневековья были представления об идеальном праве. Документы должны были выражать высшую истину, т.е. справедливость. Подлоги воспринимали вполне нормально, если они соответствовали идеальному христианскому миру (Нап. Константинов дар – идеальная реальность папской гегемонии в ср. век. мире. Истина должна была отображать высшие представления Божьего замысла, а не реальный ход дел.

Люди верили самозванцам, лжекоролям в надежде на лучшую жизнь. Они жили в атмосфере чуда, считавшегося повседневной реальностью. Коллективная вера доминировало над индивидуальным сознанием. Средневековые люди были легковерными. В объяснении нуждались не чудеса, а их отсутствие.

Правда далеко не все были «верующими», за их сомнения они получали церковную кару.

Государь не был безграничным монархом, огромное влияние имели феодальные группировки знати, которые находились в «непрерывном бунте» против монарха.

Всеобщая связь людей (56%)

Средневековье не было периодом засилья «кулачного» права», бесправия и произвола. Конечно же феод. общество строится на отношениях господства и подчинения, но для лучшего понимания феномена господства, стоит обратиться к категориям свободы и зависимости.

В докапиталистических обществах преобладают прямые, непосредственные связи между людьми, социальное общение не испытывает на себе товарно-потребительского характера.

Стоимость вещи не определятся один лишь рынком, каждая вещь несет на себе отпечаток своего создателя, обладает определенным духом.

Именно победа товарно-денежных отношений в будущем выпустила индивид из корпорации.

Стоит отметить, что в ср.вековье корпоративность не препятствовало развитию человеческой индивидуальности. Корпорации основывались на принципе равенства своих членов. В корпоративные отношения вступали люди с равным социальным статусом.

2 отношения в ср.века: Господства и подчинения и корпоративные.

Гуревич утверждает, что именно в феодальном корпоративизме раскрывался действительный индивидуализм человека. Он противопоставлял Европ. корпоративизм и Византийский индивидуализм (Который по мнению автора не развивал индивидуализм, т.к. император делал что пожелает вне права и подавлял любые индивидуальные права (так ли это?)).

Понятие свободы в ср.век. обществе. Свобода могла быть большей или меньшей (градация). Один и тот же человек мог быть одновременно и свободным и несвободным.

факты факты факты. Как проходили судебные разбирательства? Что зависимый крестьянин не был полностью несвободный. Что крестьяне на самом-то деле оказывали господам сопротивление, особенно когда объединялись. Что если смотреть прямо, то вообще никто не был свободен, т.к. все рабы Христовы. Наряду с учением о смирении, христианство развивало учение о свободе и т.д.

Не свобода и зависимость, а служба и верность являются центральными категориями в системе ценностей средневекового христианства. Феодальная действительность не отрицала свободы человека, но то была очень своеобразная свобода, не похожая на свободу личности в Н. время. Пользоваться своими правами индивид мог только как член корпорации, сословной группы – от нее он получал права.

Феодальное общество – это общество четко распределенных и фиксированных обычаем законом социальных ролей. Индивид теснейшим образом связан со своей ролью.

Крестьянин, рыцарь, бюргер (60%)

Разные сословия корпорации и соц. группы были интегрированы не в равной степени.

Крестьянин относился самому себе, не как к индивидууму, а как к члену «сельского мира». Крестьянство давало о себе знать в периоды обострения социальной борьбы и массовых выступлений.

Властьдержащие пытались навязать крестьянам покорность, о том что выпавшая им доля – нормальна, так все и должно быть. Эффектный способ воздействия на крестьянина (Прихожанина) – исповедь. Простолюдинам внушалось, что высшие силы пекутся о них.

Представление о том что все равны перед богом не мешали представлениям о том что земная иерархия переносилась на небеса. (Рай – «обитель для куртуазных»).

Феодал обладал большими возможностями для обнаружения своей индивидуальности. Живя в своем замке – маленьком мирке, он сам задавал правила этому миру. По отношению к внешнему миру, он представлял собой автономную единицу.

Вместе с тем свобода феодала была ограничена строгим регламентом. (Принесение омажа, участие в турнире, служба сеньору и т.д.). Разработанный кодекс рыцарской чести предписывал сложные процедуры и соблюдение этикета.

Высокий статус = обязательства

Рыцарь все время исполняет свою роль и не забывает о зрителях перед которыми он играет. Этикет – разработанный сценарий поведения. Рыцарь должен пользоваться не здравым смыслом, а согласовывать свое поведение с нормами этики. Любовь для рыцаря – ритуал (Куртуазная любовь).

Положение горожан было иным. Соц. структура города была более сложной, чем структура деревни. Зависимость бюргера от природы была слабее. Но жизнь горожанина была тоже строго регламентирована, в первую очередь это – производственные условия. Господствовавшее в городах цеховое принуждение придавала общезначимую форму поведению человека. Цеховые и городские уложения регулируют поведение бюргеров.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОГАТСТВЕ И ТРУДЕ (64%)

Способ производства материальных благ – это определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни.

Дар ждет ответа…

Христианство оказывало огромное влияние на отношение к собственности и богатству.

Социальные представление европ. варваров сходны с системой мышления примитивных людей. Христианизация не вытравила до конца те представления, которые господств. в эпоху варварства. Синтез варварских, христианских и античных отношений.

Варвары совершали набеги на богатые цивилизации, а затем потребляли нажитые богатства (в пирушках). Добыча не только как средство кормление, но и средство сплочения дружинников в коллектив. Монеты переплавляли в кольца, слитки, украшения и т.д. (т.к. деньги варварам не нужны).

+ варвар получал славу от количества награбленного, что поднимало его соц. статус

Автор рассматривает феномен кладов в Скандинавии. Клады закапывали чтобы больше никогда их не раскопать. Золото по верованиям – символ удачи, поэтому золото закапывали подальше и оставляли нетронутым и оно хранило удачу своего хозяина.

Добыча не превращалась в средство накопления богатств.

С христианизацией и распростр. товарно-денежных отношений люди уяснили себе земную роль денег. Материальную ценность серебра и золота.

Огромную роль в жизни варварского общества играл дарообмен. Любой дар предполагал взаимность, ответный дар был крайне важен. Вместе с дарами переходила часть дарителя. В ответ на дар могли отплатить верной службой. (Прим. Ну вы это все и так знаете, поэтому не будем останавливаться здесь подробнее)

Одно из главнейших средств благополучия – поддержание с людьми дружеских отношений. Необходимо постоянно встречаться с друзьями, посещать их и приглашать к себе.

Важную роль играл пир и угощения. Совместное поглощение пищи и напитков имело в сознании этих людей глубокий общественный, религиозный и моральный смысл.

Грех корыстолюбия (70%)

Феодальное общество отличалось от варварского тем, что оно строилось на классовом антагонизме (Господство феод. Землевладельцев над завис. Крестьянством). 

В данной главе разбирается предназначение богатства, как понимали собственность в этом обществе. Представители разных классов смотрели на труд и собственность по разному. Вместе с тем нужно учитывать влияние христианской морали.

Феод. Общ-во основывается на крупной собственности дворянства и знати. Духовенство утверждало, что первые люди вообще не имели никакой собственности и не знали труда, лишь грехопадение (корысть) привело людей к установл. Частной собственности. Следовательно, собственность не от Бога, а результат корыстолюбия людей.

Праведник в ср. века мыслился бедным, ибо бедность- добродетель. Монахам Бенедектинцам вообще было запрещено пользоваться словами «мой» «твой», они говорили «наш».

Теологи осуждали не столько самый принцип индивидуальной собственности, сколько злоупотребление ею. «Обладающий излишним, владеет чужим имуществом» А. Августин.

Позже идеи бедности были заменены на идеал мелкой собственности, обладание которой удовлетворяет необходимые потребности.

Принцип «Не укради» стоял в первую очередь на защите имущих людей.

Раздача милостыни принимала привычные для ср.в. общества ритуальные формы. По средством милостыни богатый мог спасти душу, о бедняках он думал гораздо меньше.

Идеальный человек античного полиса – всесторонне развитый гражданин, идеал ср.век. человека – монах, святой, аскет, человек, максимально отрешившийся от земных интересов.

«Служить» и «раздавать»

Среди доблестей хар. феодального сеньора, на первом месте стояла – щедрость.

Сеньор – человек окруженный людьми служащими ему. Могущество сеньора определяется численностью его подданных. Сеньор не вникал в цифры, не считал сколько поступает в казну, а сколько он растрачивает. Если денег не хватает их находили у крестьян. (поборы, штрафы, грабеж). Расчетливость и бережливость – качества противопоказанные ему сословной этикой.

Обращение с богатством у феодала напоминает «потлач». (Истребление продовольственных запасов на глазах у гостей, чтобы поднять свой престиж).

Богатство в феодальном обществе выполняет знаковую функцию -> необходим ритуал, например – пир.

Для рыцаря было крайне важным добиться славы, рыцарь не обладающий славой не заслуживал любви прекрасной дамы.

>Далее идут рассуждения, что есть феодальная собственность.

Как и обмен подарками, установление вассально-ленных отношений оформлялось ритуалом.

Вывод: С одной стороны в сред.век. обществе придерживались идеи – бедность хорошо, но с другой стороны расточительность богатства поощрялось, вот такой вот контраст.

Труд проклятие или спасение? (76%)

Отношению к труду было таким же противоречивым как к собственности.

Господств. класс был далек от производит. деятельности, она всецело возлагалась на плечи непривилегированных.

Позиция церкви в вопросе о моральной оценке труда была двойственной. С одной стороны, в необходимости для чел. трудиться церковь видела следствие несовершенства его природы. (До грехопадения труда не было!) Людям вообще надлежит не столько заботиться о пропитании, сколько о духовном спасении. С другой стороны, труд признавался в качестве необходимого занятия человека. В своей мирской жизни люди не могут не трудиться.

Праздность – враг души, труд вырабатывает самодисциплину и прилежание. Необходимо четко чувствовать меру, в какой труд благ и угоден Богу, не превращаясь в самоцель и в средство обогащения.

Стоит отметить что в XII и XIII в. церковь становится крупнейшим землевладельцем Европы, самой богатой организацией, что несомненно вызывало недовольство у простолюдин, вынужденных платить десятину, крестоносные деньги, да еще и индульгенцию докупать для отпущения грехов.

Крестьяне не видели в труде «средство самообуздания» и избавления от соблазнов. Труд это суровая необходимость, чтобы выжить. Аграрный труд воспринимался крестьянином как интегральная часть природы.

Под давление крестьянско-аграрной культуры, теологи меняют отношение к труду. Теперь труд это не наказание за грехопадение, а благословенное Богом занятие.

Наряду с осмыслением достоинства физического труда, пришло осмысление труда умственного. В раннее средневековье считалось, что умственный труд не требует вознаграждения (нап. учителя не получали жалование). Мудрость расценивалась как дар Божий, которым, следовательно, нельзя торговать.

С распростр. городских школ (Ранее только церковные) всякая плата стала считаться законной. Противоположность «образованный» и «необразованный» оставалась одной из основных позиций в ср. век.

… рассуждения о труде у ремесленников…

Главное – что в ср. века идет переосмысление труда, из проклятия он становится призванием.

Бог и маммона (80%)

Основные черты Ср.в. Европейской цивилиз.

 – цивилизация труда (крестьян и ремесленников).

- Возвеличение бедности перед богатством

- Господствующий класс не отвечал вышеописанным признакам (Труд и бедность)

- Благотворительность феодалов (Компенсация за несправедливость)

 

В ср. века было негативное отношение к денежным людям (Бюргерам). Но землевладение – почиталось. В аграрном обществе именно земля имела ценность, в отличие от денег, которые имели статус низжей формы собственности.

В ср.в. обществе наблюдается принцип всеобщего господства справедливости. Справедливость находилась в центре космологических представлений людей. Отсюда тезис о «справедливой цене» и недопустимости ростовщических отношений.

Справедливость – эквивалентные отношения между людьми, воздающие друг другу должное (Аристотель/Фома Аквинский).

Прим. Гуревич говорит о том что экономика – не самостоятельная реальность, она зависит от категорий человеческого поведения которые к ней применялись.

С точки зрения категории высшей справедливости собственность – зло. НО поскольку человек несовершенен и греховен, приходилось допускать частную собственность. Богословы все же признавали торговлю как необходимую для сущ. общества. Прибыль (нажива) – зло, но она оправдана, если идет на пользу общества (прим. напоминает современное общество, когда богатые совершают благотворительность). Интересно что в античный период богатство не осуждалось, а римские юристы не осуждало, чтобы участники сделки стремили провести друг друга и нажиться за чужой счет.

Источник стоимости заключается прежде всего в человеке, мерой его стоимости является общая потребность.

Т.к. Христос сказал «Взаймы давайте, не ожидая ничего», то денежная сделка могла носить лишь характер безвозмездного одолжения. (Прим. здесь нарушается принцип варварского дарообмена, взаимность - обязательна). Ростовщичество осуждалось духовенством. Ростовщик наживается на времени – но никто не может торговать временем – Божьим творением.

В ср. века происходит дематриализация всех общественных отношений (В противовес позднеантичному гедонизму).

 Но стоит отметить, что идеал, нравственный постулат никогда полностью не соответствует жизненной реальности. Идеал не должен просто отражать практику, на то он и идеал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: