Заключение. В поисках человеческой личности

В работе были рассмотрены различные аспекты средневековой жизни общества. Можно было бы более детально рассмотреть данный период, но это вряд ли необходимо. Главная цель заключалась в проверке «работает» ли понятие «модель мира», т.е. дает ли оно возможность по новому осветить материал источников и обнаружить связь между культурой и соц.- экономическим строем общества.

Аспекты ср.в. жизни о которых шла речь могут показаться не связанными (пространство и время, право, труд, богатство), однако их связь определяется прежде всего тем, что мир мыслился людьми ср.в. в качестве единства, следовательно все части его осознавались не как самостоятельные, но как осколки этого целого.

Регулятивный принцип средневековья – Бог, мир и все его части получали нравственную окраску. Нет никаких нейтральных вещей, все они соотнесены с космосом. Именно нравственность изученных категорий и является их связующим звеном.

Пример/повторение: Время и пространство имеют сакральный хар-р, признак права – моральная добротность, труд мыслиться либо как наказание за первородный грех, либо как средство спасения души. Богатство может таить погибель, но может стать источником добрых дел.

Всемирная история принимала форму истории спасения. Мир принимал форму законченного произведения. Энциклопедизм ср.в. – следствие уверенности в познаваемости и понятности мира для движимого верой разума.

Время, право и иные подобные абстракции в ср.в. имеют «материальную» осязаемость.

Обмен дарами был присущ европ. обществу ср.в. Обмен не предполагал взаимную передачу материальных благ, он мог состоять в обмене таких благ на панегерик, хвалебную песнь, молитву, пост, мессу и т.д. (Благодарение)

Имя человека имело важное значение. Имя «Победитель», «воин» должно была давать определенные черты новорожденному. Наблюдается связь между душой предка и его потомка.

Числа и фигуры имели важное значение. 3 – троица, 4 – символ 4 великих пророков/евангелистов/элементов. 3 символизировал – дух, а 4 – материю, поэтому умножение 3 на 4 означало в мистическом смысле проникновение духа в материю 3х4=12 (12 – символ апостолов, миропорядка, церкви). (Прим. сегодня это может выглядеть смешно, но в ср. века подобный символизм не был простой условностью).

Слова имели важное значение. То, что для нас не более чем метафора, в то время воспринималось буквально.

Мир – это книга, написанная рукою Бога, а значит каждое существо, частица имеет символическое значение (Иисус – человеком рожденный, жертвенным тельцом умерший, львом воскресший, орлом вознесшийся. Человек, Телец, Лев, Орел – символы 4-х евангелий).

Иерархия символов была вместе с тем иерархией ценностей. Поэтому каждая вещь/существо на земле обладает опр. достоинством, в зависимости от иерархии.

Ø Автор проводит аналогии с символизмом у варваров, который перекочевал в ср.в.

По мнению автора, именно в ср.в. формируется такое понятие – как личность. Личность в античности (persona), лишь театральный облик, маска. Персона в ср.в получила «душу».

С одной стороны человек создание подобное Богу, весь мир создан для него (Венец природы). Но с другой – человек раб божий. Служение Богу не унижает, а наоборот, спасает человека.

Для Гуревича все выбранные категории интересным в первую очередь как «параметры» человеческой личности, как средства самосознания человека. Но автор считает, что анализ этих категорий всего лишь ставит проблему о личности человека ср.в., а не дает ответ на этот вопрос.

Важным аспектом являлось крещение – становление христианином, вступление в корпорацию людей. Отлучение христианина равнозначно изгнанию его из общества.

Сущность человека можно было определить через его общественный, сословный статус. >Кстати в ходе данной главы автор все время ссылается на Ф. Арьеса, скорее критикуя его положения. (нап: Не все утверждения Арьеса в равной мере убедительны. В частности, едва ли справедлива его мысль о неразвитости эмоционального отношения к детям: в источниках зафиксированы родительская любовь и чувство горя…)

В данной главе приводится большое количество примеров как личность осознавалась в ср.в. (Сон, коллектив, отсутствие стеснения, биография человека)

Личность в ср.в – не завершенная система, силы, способности и свойства которой внутренне связаны и нерасторжимы, и неповторимая индвидуальность, ценимая именно благодаря своим особенностям. Позитивную оценку в личности получает преимущественно лишь типическое, повторяющееся, что всех индивидуумов делает подобными и пригодными для взаимодействия и общения (Корпорация).

 Однако на опр. этапе ср.в. индивид начинает находить средства для самовыражения. Интересно что до XII в. Христос изображался как господин, но позднее – стала подчеркиваться его человеческая сторона. Происходит развитие письменности на родных языках, индивидуализация изображений человека.

В XIII веке зарождаются естеств. науки выдвигая эксперимент на место авторитета. До XIII века говорилось ТОЛЬКО о важности души, после XIII важно теперь ЕДИНСТВО души и тела.

ПРИЛОЖЕНИЕ. «Возникновение чистилища» и вопросы методологии истории и культуры.

Гуревич добавли это приложение после прочтения работы Ж. Ле Гоффа «Возникновение чистилища». Переход от бинарной системы загробного мира (рай – ад) к троичной (рай – чистилище – ад). Чистилище не указано в св. писании, но в XIII в. официально признано папством. (выгоды церкви). Ле Гофф связывает появление чистилища с ростом городов в XIII в. Требуется более сложная система мироздания чтобы управлять развитым населением города.

Прим. В общем, Гуревич рассматривает концепцию Ле Гоффа, поставленную в его работе и комментирует (частично критикует, считая что образ чистилища сформировался задолго до XIII в.) ее… если кому интересно, рекомендую прочитать эту часть самостоятельно.

 

100%

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: