Билет 20. Основные методы социологических исследований

 

Основные этапы исследования:

1) подготовка исследования (программа);

2) сбор первичной информации;

3) подготовка собранной информации к обработке и её обработка;

4) анализ полученной информации;

5) подведение итогов исследования и формулировка выводов и рекомендаций.

 

Методы исследования по масштабу:

1) разведывательное исследование — цель выяснить, все ли понимают вопрос;

2) описательное исследование — описание объектов, выборка респондентов;

3) аналитическое исследование — принимает наиболее крупные масштабы (Всерос).

Методы исследования по повторяемости:

1) точечное (разовое исследование);

2) мониторинг с повторным сбором информации по десятилетиям, например.

3) Панельное исследование — долго длящиеся, проблема — сберегательного списка и выбывания респондентов;

4) Пробное исследование — опробовать инструментарий. Пример: допустить, что сами читают и убрать несостоятельную версию, вопрос.

Видов исследования очень много, порядка 250

Этапы наблюдения:

1) установить объект и предмет наблюдения, цели и задачи исследования (зачем пишете?)

2) доступ к среде

3) выбор вида исследования. Различают включенное и невключенное исследования (инкогнито или нет).

4) Проведение наблюдений, сбор данных

5) Запись результатов наблюдения;

6) Анализ полученных данных;

7) Отчет о наблюдении.

Виды исследования:

1) наблюдение;

2) лабораторное и полевое исследование;

3) стандартизированное и нестандартизированное

4) систематическое, эпизодическое, случайное

5) включенное, невключенное;

6) эксперимент — в исследовании производится модификация обстановки.

    Пример — Хоторнский эксперимент ( 1927-1932). Бригада социологов и экономистов выбрала цех и произвела ряд модификаций по улучшению условий труда, улучшили зарплату, ввели перекуры, когда стали откатывать обратно, работали также (но также хорошо).

    Вывод — нет прямой связи между повышением труда и производительностью (работа за идею).

Другие методы социологических исследований:

1) анализ документов;

2) контент-анализ.

    Классификация понятий, поиск значения терминов в интернете, поиск всех публикаций за все года по признакам. Так был произведен эксперимент по политическим взглядам священников.

Две основные разновидности социологического опроса:

1) анкетирование (вопросы с вариантами ответа);

2) интервьюирование (красная нить разговора, свободный нарратив.

    Связь — интевьюер (анкетер) — респонденты.

Анкетирование (на основе ключевых понятий):

1) вопросы должны быть понятны

2) разные категории могут по-разному понимать вопрос

3) вопросы не должны подталкивать к ответу

4) должен быть составлен разумно.

    Проблема анкетирования — шутки))

Интервьюирование

1) Сложно задать вопрос — полуоткрытый/полузакрытый вопрос — готовые ответы или нет.

2) Проводится штучно.

3) Красная линия разговора — есть или нет — стандартизированное и нестандартизированное.

4) Нет готового меню вопроса.

Классификация опросов по способу передачи:

1) телефонный;

2) почтовый;

3) прессовый;

4) телевизионный;

5) интернет-опрос.

Методы опроса:

1) массовый;

2) специализированный.

Классификация по типу присутствия:

1) очный;

2) заочный;

3) дистанционный.

Методы социологических исследований по набору специалистов:

1) case study — анализ случая (конкретных ситуаций). Пример: исследований Барбары Майергеда исследует чипанос (испаноязычные американцы), встречается с еврейской диаспорой — приехала в субботу, ела некошерные гамбургеры и т. д., после входила в диаспору. Анализ, решение и обсуждение ситуаций смоделированных и реальных.

2) Экспертный опрос — интервью с людьми, считающимися экспертами.

3) Фокус-группа — сбор группы для объединения с идеей решении какой-то задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: