Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9

Ребенок не дождался предостережений матери: он уж давно на дворе.          

Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел и обежал кругом родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и надстройками и с запущенным садом.

Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею, чтоб посмотреть оттуда на речку: но галерея ветха, чуть-чуть держится, и по ней дозволяется ходить только "людям", а господа не ходят.

Он не внимал запрещениям матери и уже направился было к соблазнительным ступеням, но на крыльце показалась няня и кое-как поймала его.

Он бросился от нее к сеновалу, с намерением взобраться туда по крутой лестнице, и едва она поспевала дойти до сеновала, как уж надо было спешить разрушать его замыслы влезть на голубятню, проникнуть на скотный двор и, чего боже сохрани! -- в овраг.

- Ах ты, господи, что за ребенок, за юла за такая! Да посидишь ли ты смирно, сударь? Стыдно! - говорила нянька.

И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос, то умилением от его непритворной детской ласки или смутной тоской за отдаленную его будущность: этим только и билось сердце ее, этими волнениями подогревалась кровь старухи, и поддерживалась кое-как ими сонная жизнь ее, которая без того, может быть, угасла бы давным-давно.

Не все резв, однако ж, ребенок: он иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на все так пристально. Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним.

Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце еще не высоко. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени. В саду и на дворе образовались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну. Только вдали поле с рожью точно горит огнем да речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно.

- Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а уже будет и там светло? --спрашивал ребенок.

- Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо как завидит издали, так и просветлеет.

Задумывается ребенок и все смотрит вокруг: видит он, как Антип поехал за водой, а по земле, рядом с ним, шел другой Антип, вдесятеро больше настоящего, и бочка казалась с дом величиной, а тень лошади покрыла собой весь луг, тень шагнула только два раза по лугу и вдруг двинулась за гору, а Антип еще и со двора не успел съехать.

Ребенок тоже шагнул раза два, еще шаг - и он уйдет за гору.

Ему хотелось бы к горе, посмотреть, куда делась лошадь. Он к воротам, но из окна послышался голос матери:

- Няня! Не видишь, что ребенок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечет ему головку - будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдет!

- У! Баловень! - тихо ворчит нянька, утаскивая его на крыльцо.

Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро.

Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей.                                

  (И.А.Гончаров, «Обломов»)

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания

1. К какому роду литературы относится произведение И.А. Гончарова?

2. Данный фрагмент взят из единственной озаглавленной главы произведения. Укажите название главы.

3. Сон, так же как внутренний монолог, образы, возникающие в сознании героя, некоторые детали портретной характеристики и прочее, является разновидностью приема, который позволяет автору изобразить душевную жизнь человека. Назовите этот прием.

4. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ                                              ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Андрей Штольц                                   1) пытается разорить Обломовку

Б) Илья Обломов                                     2) женится на Ольге Ильинской

В) Захар                                                    3) умирает от болезни сердца

                                                                  4) становится нищим

Запишите выбранные цифры рядом с соответствующими буквами.

5. В данном отрывке присутствует описание природы. Каким термином такое описание обозначается в литературоведении?

6. Укажите жанр, к которому относится произведение И.А.Гончарова «Обломов».

7. В последнем абзаце фрагмента автор использует прием, суть которого заключается в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Укажите название этой стилистической фигуры

        

Для выполнения задания 8 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём –10 -15 предложений).

8. Главу, в которой Илья Ильич Обломов видит сон о собственном детстве, многие исследователи считают одним из самых значимых фрагментов произведения. Какую роль играет данная глава?

 

Часть 2.

                       Прочитайтеприведённоенижепроизведениеивыполнитезадания9–13.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.   Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.   И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.   Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

А. А. Фет, 1877


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: