Для определения вязкости используют специальные, стандартные приборы - вискозиметры, различающиеся по принципу действия.
Кинематическая вязкость определяется для относительно маловязких, светлых нефтепродуктов и масел с помощью капиллярных вискозиметров, действие которых основано на текучести жидкости через капилляр по ГОСТ 33 - 2000 (вискозиметр типа ВПЖ, Пинкевича и др.). Для вязких нефтепродуктов измеряется условная вязкость в вискозиметрах типа ВУ, Энглера и др. Истечение жидкости в этих вискозиметрах происходит через калиброванное отверстие по ГОСТ 6258 - 85.
Вязкость определяют при строго постоянной температуре, поскольку с ее изменением вязкость существенно меняется.
Зависимость вязкости от температуры имеет важное значение особенно для смазочных масел с точки зрения обеспечения надежности смазки трущихся деталей в широком интервале температур эксплуатации машин и механизмов. Для оценки этой зависимости предложены различные показатели: индекс вязкости (ИВ) и отношение вязкостей масел (n50/n100). Чем меньше меняется вязкость масла с изменением температуры, тем выше его ИВ. ИВ зависит от химического состава масла и структуры углеводородов. Наибольшим значением ИВ обладают парафиновые углеводороды, наименьшим – полициклические ароматические с короткими боковыми цепями. ИВ определяют по номограммам или расчетным путем по ГОСТу.
|
|
При компаундировании масел часто приходится определять вязкость смесей. Приближенно ее можно рассчитать по формуле:
,
где nсм – вязкость смеси, мм2/с; n1, n2 – вязкости компонентов, мм2/с; m, n – количества взятых компонентов, кг.
Вязкость смесей можно определить и по номограммам.
Давление насыщенных паров (ДНП). Методы определения ДНП (расчетные, графические, экспериментальные).
ДНП -давление паровой фазы топлива, находящегося в динамическом равновесии с жидкой фазой топлива, измеренной в стандартных условиях.
Pнас -нормируемый показатель для авиационных и автомобильных бензинов, оно косвенно характеризует испаряемость топлива, его пусковые кач-ва и склонность к образованию паровых пробок в системе питания двигателя
Интенсивность испарения пускового качества топлива - склонность к образованию паровых пробок.
Чем выше t, тем выше Pнас от объема пар. части топлива.
Критическое давление - давление, при котором исчезает давление между паровой и жидкой фазами.
Критическая температура- t, при которой исчезает равновесие между паровой и жидкой фазами.
При t> крит. вещество не может быть конденсировано ни при каких давлениях.
Температура кипения -t при которой P нас. пара= P внеш.
|
|
При одинаковой t большим Pнас характеризуются более легкие нефтепродукты.
Методы:
Расчетные
В технологических расчетах часто приходится производить пересчет температур с одного давления на другое или давления при изменении температуры. Для этого имеется множество формул. Наибольшее применение получила формула Ашворта:
Графические:
1) Г рафик Кокса (самый популярный),построенный для индивидуальных углеводородов (парафиновых). В то же время, он может с успехом применяться в технологических расчетах и для узких нефтяных фракций
2) График Максвелла -для пересчета давления насыщенных паров углеводородов и их смесей в зависимости от температуры.
3) Диаграмма UОР -используют в технологических расчетах для пересчета температур кипения нефтепродукта с глубокого вакуума на атмосферное давление. Соединив две известные величины на соответствующих шкалах графика прямой линией, получают на пересечении с третьей шкалой искомую величину Р или t. Номограммой UOP в основном пользуются в лабораторной практике.
4) Метод изучения изотерм:
Даёт наиболее точные, результаты, особенно при высоких t.
Суть - исследование зависимости между P и V насыщенного пара при постоянной температуре. В точке насыщения изотерма должна иметь излом, превращаясь в прямую.
Пригоден для измерения ДНП чистых веществ и непригоден для многокомпонентных, у которых температура кипения - величина неопределённая. Поэтому не получил большого распространения
Экспериментальные
1) Статический метод - основан на измерении Pнас жидкости при заданной температуре в условиях равновесия.
По данному методу работает стандартная бомба Рейда - сборная емкость, из двух камер: паровой и жидкостной (соотношение объемов камер 4: 1). Нефтепродукт заливают в жидкостную камеру, к которой присоединяют паровую камеру с манометром. Всю емкость помещают в баню при 37,8 °С (100 °F) до установления постоянного равновесия паров и жидкости). Давление насыщенных паров определяют по формуле:
2) Динамический метод:
Динамический метод основан на измерении температуры кипения жидкости при определенном давлении.
Эбулиометры (принцип орошения термометра парожидкостной смесью)
3) Метод насыщения движущегося газа:
Через жидкость пропускается инертный газ и насыщается парами последней, после чего поступает в холодильник, где поглощенные пары конденсируются. Зная количество газа и поглощенной жидкости, а также их молекулярные веса, можно подсчитать упругость насыщенных паров жидкости.
Плюсы: метод дает наиболее точные результаты при высоких температурах
Минусы: я относительно большая погрешность экспериментальных данных и необходимость знания молекулярного веса исследуемого вещества.