Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование

1. Улучшение условий труда педагогов для усиления их мотивации к повышению качества обучения и воспитания

В целях повышения престижа труда педагогов в системе образования Казахстана будет реализован комплекс мер материального и нематериального стимулирования.

Оплата труда педагогов дошкольного, среднего, технического и профессионального образования будет увеличена в два раза в течение четырех лет с 2020 года. Кроме того, предусматривается возможность дифференцированного повышения оплаты труда за счет доплат за квалификационный уровень методистам, педагогам дошкольного, школьного, дополнительного, технического и профессионального образования, а также за наставничество, степень магистра и др.

Также предусматриваются меры по расширению социального пакета педагога в рамках реализации законов Республики Казахстан «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя».

Будет изучена и разработана система нормирования труда учителя, включающая преподавание, учебно-методическую, учебно-воспитательную, организационно-педагогическую деятельность.

Педагоги организаций всех уровней образования будут проходить курсы повышения квалификации в аудиторной и дистанционной формах, позволяющие совершенствовать педагогическое мастерство по обеспечению преемственности между уровнями образования. Изменится подход к повышению квалификации педагогов в сторону обеспечения непрерывного профессионального развития, предусматривающий системное посткурсовое сопровождение, дальнейшее изменение и совершенствование практики преподавания.

Содержание программ курсов повышения квалификации будет включать оптимальное соотношение предметных, психолого-педагогических, социальных и других компетенций, необходимых педагогу для реализации всех видов педагогической деятельности. Программы курсов будут содержать компонент для обеспечения педагогом каскадного распространения полученных знаний и навыков в педагогическом коллективе. Качественное содержание программ курсов будет способствовать качественному росту знаний обучающихся.

Кроме этого, система повышения квалификации будет предусматривать возможность выбора провайдера курсов на основе ваучерной системы.

Школам, получившим высокую оценку по итогам экспертного обзора качества среднего образования (инспектирования), будет предоставлена возможность стать обучающей школой (TEACHING SCHOОLS), заниматься распространением своего опыта в другие школы.

Педагоги через Action Research и Lessen Study будут улучшать собственную практику преподавания, а также делиться опытом с другими педагогами.

В рамках перехода организаций образования на латинскую графику для педагогов запланировано проведение курсов.

Будет продолжено участие казахстанских педагогов в Международном исследовании преподавания и обучения – TALIS (ОЭСР).

Будут созданы Республиканская ассоциация педагогов-предметников, а также ассоциации педагогов-предметников в каждом регионе, которые будут содействовать повышению профессионального мастерства педагогов.

Будет пересмотрена работа всех методических служб системы образования.

Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина станет центром методических инноваций. Республиканский учебно-методический совет при нем в тесном взаимодействии с педагогическими вузами будет объединять и координировать деятельность всех учебно-методических служб, ассоциаций педагогов-предметников страны.

Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина на основании международных и отечественных мониторингов и исследований будет владеть исследовательскими инструментариями и методологическими подходами, используемыми ОЭСР и IEA.

Ежегодно будут проводиться форумы и слеты учителей-предметников.

В техническом и профессиональном образовании для решения вопроса нехватки мастеров производственного обучения будут приняты дополнительные меры по привлечению специалистов с производства. Для них будет организована переподготовка по педагогике и методикам обучения, установлена доплата за квалификационную категорию по итогам подтверждения квалификации.

Будет предусмотрена стажировка мастеров производственного обучения на предприятиях. Рейтинг организаций технического и профессионального образования, развитие центров компетенций, профилизация, корпоративное управление, а также пересмотренные квалификационные требования будут содействовать подготовке востребованных кадров.

В высшем и послевузовском образовании повышение стоимости государственного образовательного гранта позволит вузам существенно повысить заработные платы ППС и работников высшего образования. Трансформация вузов в некоммерческие акционерные общества создаст благоприятные условия для диверсификации финансовых потоков и источников прибыли вузов, что позволит предоставлять социальные пакеты для ППС, планировать средства для профессионального развития преподавателей и работников системы высшего образования.

Будет проводиться комплексная работа по формированию положительного образа педагога через размещение информации, способствующей повышению престижа профессии, проведению республиканских конкурсов «Лучший педагог», «Лучший преподаватель», «Лучший учитель Казахстана». С 2020 года в международном конкурсе «Учитель мира» примут участие учителя, в том числе из числа победителей республиканского конкурса «Лучший педагог», «Лучший преподаватель».

Будут учреждены государственная награда Республики Казахстан «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы» и ежегодная национальная премия «Ұлағат» среди педагогов организаций образования за счет меценатов.

В целях активного вовлечения педагогического сообщества в обсуждение актуальных вопросов образования и поддержки талантливых педагогов будут созданы условия для формирования экспертных и профессиональных общественных объединений.

2. Модернизация педагогического образования, системы входа в профессию и непрерывного профессионального развития педагога

В целях улучшения педагогического образования будет проведена профилизация вузов и колледжей, осуществляющих подготовку кадров по педагогическим специальностям. Для этого будут усилены квалификационные требования к вузам и колледжам, осуществляющим подготовку педагогов.

Будет налажено тесное научно-практическое взаимодействие вузов и колледжей с дошкольными организациями и школами.

К 2022 году 100% будут обновлены программы подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом.

Предусматривается увеличение продолжительности педагогической практики и оплата труда педагогов за руководство практикой за счет средств государственного образовательного заказа и образовательных грантов.

С 2021 г. выпускники педагогических специальностей будут проходить сертификацию на профессиональное мастерство.

Будет предусмотрено поэтапное увеличение баллов для поступления на педагогические специальности. Изменятся критерии при сдаче творческих экзаменов по педагогическим специальностям, определяющие склонности и готовность работать в профессии.

В рамках внедрения системы сертификации педагогических работников продолжится работа по совершенствованию содержания, механизмов сдачи Национального квалификационного тестирования, цифровизации и самостоятельного права повышения и подтверждения квалификации при соответствии квалификационным требованиям.

Для организации обучения на трех языках в вузах будет продолжена подготовка учителей, преподающих предметы на английском языке. Большинство вузов будут иметь зарубежных партнеров.

Будет организована подготовка преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на базе вузов из числа выпускников колледжей.

Также будут проработаны условия педагогической переподготовки (входные требования, сроки, педагогические специальности, др.), благодаря которой право заниматься педагогической деятельностью будут получать лица, не имеющие педагогического образования (согласно правилам педагогической переподготовки PGCE).

С целью изучения новых производственных технологий иностранные и отечественные компании будут привлекаться для организации стажировок, мастер-классов, тренингов, курсового обучения педагогов организаций ТиПО, а также в предоставлении учебно-методических разработок и пособий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: