В целях обеспечения взаимодействия государственных органов по вопросам охраны прав детей с момента рождения до совершеннолетия, координации деятельности всех заинтересованных государственных органов по вопросам финансирования безопасной и комфортной среды обучения и защиты прав детей будет разработана методика расчета «Детского бюджета в объемах МБ и РБ на социальные затраты».
«Детский бюджет» – это измерение консолидированного бюджета, включающего республиканские и местные бюджеты на поддержку детей и оценивание эффективности государственного расхода в интересах детей. Внедрение «Детского бюджета» позволит определить уровень затрат бюджета в интересах детей, ориентированного на обеспечение их благополучия и прав, а также усилит внимание государственных и местных органов к учету интересов и потребностей детей во всех сферах.
Имея «Детский бюджет», государственные органы получают инструмент определения приоритетов в бюджетной политике, ее соответствие социальным обязательствам власти. Разработка методики расчета «Детского бюджета» позволит ввести мониторинг общей суммы госбюджета, выделяемо на детей.
|
|
Будет осуществлена интеграция баз данных систем здравоохранения, образования, социальной защиты, местных исполнительных органов.
Для многокритериального подхода к оценке благосостояния и улучшения положения детей в 2020 году будет дополнительно апробирован и в 2022 году внедрен Индекс благополучия ребенка.
Для исключения латентности насилия в отношении детей и среди них ежегодно будут проводиться соответствующие социологические исследования по определению уровня насилия в отношении и среди несовершеннолетних.
Будут реализовываться программы по профилактике и реагированию на насилие в школах, а также формированию жизненных навыков и превенции суицидов для повышения осведомленности о насилии среди учащихся.
В целях предупреждения и создания безопасных условий планируется довести до 100 % оснащенность организаций образования системой видеонаблюдения, в том числе школьных пищеблоков, а также обеспечить комфортными условиями, безопасным школьным подвозом и т.д.
Будет обеспечена система безопасного доступа, специализированной охраны и контроля.
Будут улучшены условия школьных столовых, в т.ч. за счет ГЧП. Организация школьного питания изменится с учетом потребностей детей и родителей.
Будут пересмотрены нормы и рацион питания. Поэтапный переход на безналичный расчет, обеспечение видеонаблюдением школьных пищеблоков, активизация деятельности бракеражных комиссий.
В целях раннего выявления детей «группы риска» и оказания им своевременной помощи, пресечения буллинга будет усилена деятельность психологических служб организаций образования и школьных служб примирения.
|
|
Будет развиваться сеть загородных детских лагерей, в т.ч. за счет ГЧП. Организация загородного детского отдыха будет иметь приоритетное направление. Местными исполнительными органами будут организованы тематические смены летних лагерей для детей из социально-уязвимых, малообеспеченных семей, детей из «группы риска», детей с девиантным поведением.
Продолжится развитие сети (трансформация детских домов) центров и психологических служб по оказанию социально-правовой и психолого-педагогической поддержки семьям с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Планируется разработка и внедрение мер по защите детей от информации и материалов, наносящих вред их духовному развитию.
Планы воспитательных работ организаций образования будут включать работу по киберкультуре и кибергигиене детей.
Для трудоустройства выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут привлечены представители бизнеса и неправительственных организаций.
Будет продолжена работа по развитию школ приемных родителей по оказанию правовой и консультационной помощи родителям или заменяющим их лицам.
Также будет продолжено взаимодействие с некоммерческими и неправительственными организациями по вопросам устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи казахстанских граждан.
Будет оптимизировано и автоматизировано оказание государственных услуг в сфере специального и инклюзивного образования, в рамках которого будут интегрированы информационные системы здравоохранения и социальной защиты. Это позволит психолого-медико-педагогическим консультациям (далее – ПМПК) перейти от «медицинской» к «педагогической» модели. Деятельность ПМПК будет направлена на определение образовательных потребностей детей.
В целях усиления деятельности ПМПК и кабинета психолого-педагогической коррекции (далее – КППК) будут проработаны нормы их размещения, автоматизирован прием документов на оказание психолого-педагогической поддержки, а также созданы ресурсные центры на базе школ для развития инклюзивных практик и обмена опытом педагогами. Расширится сеть КППК и ПМПК. Школы и колледжи будут обеспечены соответствующими специалистами по сопровождению детей в инклюзивной среде с особыми образовательными потребностями.
Будет внедрена мобильная консультативно-методическая помощь педагогам, родителям, детям с особыми образовательными потребностями.
Будут обновлены квалификационные требования для педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования (учителя-предметники, педагоги, педагоги-ассистенты и другие) на основе профессионального стандарта.
Для коррекционно-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями будут разработаны нормы подушевого финансирования (социального рюкзака) при размещении госзаказа.
Организациями образования будет продолжена работа по обеспечению условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями (оснащение специальным оборудованием, мебелью, кадрами, учебниками и учебно-методическими комплексами, пандусами, подъемниками, лифтами и др.).
Будут приняты меры по совершенствованию нормативных правовых актов по безопасности проведения мероприятий с детьми, в том числе туристских походов, экспедиций и экскурсий с обучающимися.